На Байкале с 2016 года могут запретить промышленный лов омуля

Шрифт

Общая численность омуля, по сравнению с оптимальной, снизилась в два раза, в Малом Море – в 5-8 раз.


Расчеты проводили Восточно-Сибирский научно-производственный центр рыбного хозяйства, кафедра зоологии позвоночных и экологии ИГУ, ООО «Байкальская рыба». Как рассказал «ИркСибу» Аркадий Матвеев, доктор биологических наук, завкафедрой зоологии позвоночных и экологии, декан биолого-почвенного факультета ИГУ, ученые предлагают запретить промышленный лов рыбы в озере, а также активней заняться искусственным рыборазведением и выпуском молоди как в Малое Море, так и в Иркутское водохранилище.


«Ежегодно ученые проводят оценку рыбных запасов во всех водоемах России, в том числе и на Байкале, и предоставляют в Росрыболовство оценку общего допустимого улова (ОДУ), – пояснил Аркадий Матвеев. – На основании этой оценки выдаются разрешения на лов. Если оценка негативная – запасы недостаточные – то могут просто запретить промышленный вылов омуля с 2016 года на пять лет. Это вполне реальная перспектива. ОДУ на будущий год утвердят осенью этого года».


При этом об искусственном восстановлении рыбных запасов и эффективной поддержке рыбозаводчиков в регионе пока что речь идти не может, потому что водоемы - федеральные, и область не может вкладывать деньги в их развитие, рассказывает профессор ИГУ. Единственное предприятие, занимающееся восстановлением популяции рыбы в Иркутской области – это ООО «Байкальская рыба», однако и оно не восстанавливает омуля, этим занимаются только в Бурятии. 

Леонид Михайлик, заместитель директора «Байкальской рыбы», считает, что идея закрыть Байкал для промышленного рыболовства - хорошая. Это позволило бы убрать чудовищную нагрузку, которая сейчас лежит на озере. «На территории региона есть прекрасные водоемы, например, Братское водохранилище, – отмечает Михайлик. – Темп роста рыбы в них выше, чем на Байкале почти в 2,5 раза. Здесь омуль растет всего 2,5-3 года. Плюс в том, что в Братском водохранилище хорошая кормовая база и теплая вода. Если Байкал будут закрывать для промышленного рыболовства, основной упор нужно делать на водохранилища».


В прошлом году квота по вылову омуля на Байкале для Иркутской области составила 300 тонн. Эта официальная квота реализуется примерно на 10 %. Конечно, среди факторов, влияющих на количество омуля, присутствует и изменение миграционных путей рыбы, связанное с загрязнением озера туристами. Загрязнение в свою очередь убивает основной корм – молодь желтокрылки. Но это касается, в основном, Малого Моря. Уменьшение же поголовья омуля в Байкале в два раза связано с его безустанным выловом без квот.

«Цена на омуль поднялась: если три года назад мы покупали омуль для нашего перерабатывающего завода по 40 рублей за кг, то на сегодняшний день он стоит уже 250 рублей, причем это цена рыбы на берегу и без документов, – говорит Михайлик. – Мы являемся одним из крупнейших держателей квот на Байкале, и я могу сказать, что мы не осваиваем квоту уже третий год из-за нехватки рыбы. И ситуация будет только ухудшаться».

Фото с сайта avito.ru