Законопроекты от мэрии Иркутска о перераспределении доходов вызвали публичную дискуссию

Шрифт

Сторонники срочного принятия изменений считают, что раскола в Ассоциации МО не будет.

Инициатива мэрии Иркутска оставить в бюджете областного центра 50% транспортного налога, а также увеличить на 3% долю налога на доходы физических лиц, которая остается в городской казне, вызвала обсуждение в экспертном сообществе. Стороны разделились на два фронта — на тех, кто выступает за предложенные мэрией законопроекты и тех, кто тоже за, но в более отдаленной перспективе. Напомним, помимо перечисленных инициатив, городская администрация так же предложила с 2017 года, а не с 2018 оставлять в бюджете Иркутска 25% единого социального налога на доходы юрлиц, взимаемого по упрощенной системе. В совокупности эти меры могут дополнительно дать Иркутску около полутора миллиардов рублей в год. Инициативу поддержала Ассоциация мэров муниципальных образований Иркутской области и многие депутаты Заксобрания. Однако ряд экспертов, включая представителей регионального правительства, считают, что законопроекты преждевременны. По предлагаемым проектам больше всех от новшества выиграет Иркутск, тогда как остальные города и территории могут почувствовать себя обделенными. Ряд наблюдателей отмечают, что из-за увеличения разницы в доходах городов и территорий может возникнуть напряженность внутри Ассоциации МО Приангарья.

Вслед за реакцией экономистов в дискуссию включились сторонники нововведений.

С приведенными ранее опасениями экспертов отчасти согласна исполнительный директор, член Совета Ассоциации муниципальных образований Иркутской области Зоя Масловская. Она сообщила, что на общем собрании Ассоциации 26 октября главы муниципалитетов рассмотрели и предварительно поддержали проект законодательных инициатив иркутской мэрии, договорившись, однако, обсудить его в рабочем порядке. При дальнейшем рассмотрении мнения членов Ассоциации разделились. «Кто-то обеспокоен тем, что с увеличением нормативов для городских округов возможно уменьшение финансовой помощи остальным муниципальным образованиям, но никто никогда этого не допустит, потому что мы обязаны защищать интересы всех органов местного самоуправления — от маленького сельского поселения до города Иркутска, — подчеркнула Зоя Масловская в разговоре с корреспондентом «ИркСиба». — Мы поддержали проекты в целом, но предлагаем продолжить работу, потому что нужно рассмотреть процентовку и какие выгоды получат муниципалитеты от принятия этих инициатив».

При этом Масловская уверена, что вопрос межбюджетного распределения доходов назрел уже давно. По ее словам, сейчас даже такие крупные города, как Иркутск или Братск нуждаются в поддержке, однако при этом не должны пострадать другие территории.

Мэр Черемхово, председатель Совета Ассоциации муниципальных образований Иркутской области Вадим Семенов в разговоре с корреспондентом «ИркСиба», как обычно, был более резок и категоричен в оценках. Он заявил, что раскола в рядах Ассоциации, который гипотетически мог бы случиться, в настоящий момент нет. «Пора уже что-то менять в бюджете области, потому что он не позволяет муниципалитетам нормально жить и развиваться, — заявил градоначальник. — Мы предлагаем поменять подход к формированию местных бюджетов, чтобы у нас была заинтересованность собирать налоги и выполнять обещания всех уровней власти перед жителями, делать их жизнь комфортной и достойной».

Вадим Семенов подчеркнул, что изменения в межбюджетном распределении налогов не должны повлиять на поддержку муниципалитетов из региональной казны. Кроме того, он отметил, что сейчас появилась возможность решать проблемы, которые копились годами ранее, но по каким-то причинам не решались. «Губернатор и правительство сегодня говорят о том, что идет рост промышленного производства, что больше собирается налогов. Но если все так замечательно, если есть деньги гасить госдолг, почему не помочь муниципалитетам и не дать им возможность жить нормально и решать вопросы, которые копились не один год? — заключает Семенов. — Нам необходимо развиваться, благоустраивать наши города, решать социальные проблемы».

На вопрос, устраивает ли его та сумма, которую при принятии инициатив получит Черемхово, Вадим Семенов ответил, что, конечно, хотелось бы больше, но нужно с чего-то начинать. «Я и большинство мэров предлагаем начать движение вперед, сделать первый шаг. Давайте сделаем так, чтобы муниципалитеты имели возможность и заинтересованность эти деньги зарабатывать и получать, потому что это деньги населения и мы не просим чужого», — заявил мэр Черемхово.

«Законопроекты об увеличении нормативов налоговых отчислений для городских округов не должны сказаться на финансовом состоянии других муниципальных образований», - считает заместитель мэра Иркутска, председатель комитета по финансам Альфия Валиулина. По ее словам, федеральным законодательством предусмотрена возможность для субъекта РФ также увеличивать нормативы отчислений в бюджеты муниципальных районов.

«Несмотря на непростые экономические условия, происходит объективное увеличение расходов бюджетов городских округов, - говорит Валиулина. - Это связано с реализацией «майских» указов президента. Проводимая на областном уровне политика межбюджетного регулирования направлена на поддержку территорий с низким доходным потенциалом, но это не способствует улучшению финансового положения городских округов. За последние годы доля средств, распределяемых городским округам на выравнивание бюджетной обеспеченности, не превышала 10% от общего объема дотаций и субсидий на указанные цели. Несмотря на это, администрацией Иркутска ведется активная работа по повышению доходного потенциала. Темпы роста поступлений НДФЛ превышают фактически сложившийся рост заработной платы в городе».

Альфия Валиулина рассказала, что в других субъектах Российской Федерации уже закреплены гораздо большие нормативы отчислений по налогам в муниципальные бюджеты. В Иркутской области ряд налогов вообще не поступают в местные бюджеты, такие как транспортный, налог на имущество предприятий, прибыль, добычу полезных ископаемых.

Как мы сообщали ранее, в областном правительстве подчеркивают, что не выступают против законотворческих инициатив мэрии Иркутска, а высказывают пожелание, чтобы предложенные проекты не принимались в этом году в существующем виде. По мнению экономистов, законопроекты в текущей редакции требуют доработки, чтобы не создавать огромные разрывы между доходами крупных городов и доходами малых городов и районов области. Вторая причина для отложения рассмотрения на более поздний срок — необходимость в случае принятия законопроектов вносить серьезные корректировки в областной бюджет, который должен быть представлен 14 ноября.

ИА «ИркСиб»