Больше денег городам и меньше районам: за и против

Шрифт

Эксперты продолжают дискуссию накануне рассмотрения законопроектов мэрии Иркутска в Заксобрании.

До рассмотрения бюджетных инициатив мэрии Иркутска в Заксобрании региона остается неделя. Очевидно, что до 23 ноября еще ряд экспертов-сторонников и противников выскажут свое мнение в СМИ. Дискуссия, напомним, развернулась вокруг того обстоятельства, что при принятии изменений областной центр сильно выиграет в поступлениях — Иркутск дополнительно может получить более миллиарда. Близкие к позиции города эксперты безоговорочно одобряют инициативу, указывая на то, что столица региона имеет право на большую часть налогов, которые собираются на территории города. Противники инициативы оперируют тем, что изменения, в случае принятия их в этом году, разбалансируют областной бюджет, и вследствие выпадения более полутора миллиардов рублей из доходной части пострадают муниципалитеты. Из-за изъятия суммы из бюджета областному правительству придется резать программы, которые в том числе касаются территорий.

Председатель правительства Иркутской области Александр Битаров уверен, что законодательные инициативы мэра Иркутска Дмитрия Бердникова негативно скажутся на абсолютном большинстве муниципальных образований региона. Кроме того, принятие этих изменений сейчас приведет к переносу рассмотрения вопроса о принятии бюджета региона на следующую сессию.

«На сегодняшний день проектом областного бюджета и так не полностью обеспечены многие важнейшие направления, в том числе субвенции на дошкольное образование, исполнение Указов президента РФ, субвенции на оплату жилищно-коммунальных услуг для муниципальных образований, ряд социальных законов», - отмечает Битаров. Ситуация усугубляется тем, что в 2017 область не ожидает такого роста налоговых доходов, как в нынешнем году, поэтому изъятие 1,7 миллиарда вызовет проблемы сбалансированности и устойчивости бюджета. «Если эти поправки будут приняты, то очень сильно выиграет город Иркутск, поменьше - Братск и Ангарск, другие территории пострадают», - говорит председатель правительства.

Александр Битаров проводит параллель между бюджетами области и Иркутска, указывая, что госдолг Приангарья уже находится на максимальных значениях, тогда как бюджет Иркутска далек от верхних показателей. «Соотношение государственного долга и собственных налоговых и неналоговых доходов области и Иркутска сейчас заметно отличаются. Город находится в лучших условиях. Госдолг области к собственным доходам составляет 30%, госдолг города — 21%, - отмечает Битаров. - Регион закладывал максимальный дефицит бюджета, город – не максимальный. Финансовое положение дел в Иркутске однозначно лучше. Поэтому пытаться получить из области средства для решения своих проблем в то время, когда в региональном бюджете нет стопроцентной обеспеченности важнейших социальных статей, на мой взгляд, не совсем правильно».

Заключая, председатель правительства обращает внимание на то, что депутаты областного парламента, которые хорошо знают ситуацию в территориях, предложили включить в план строительство и ремонт социальных объектов на 4,5 млрд рублей. На сегодняшний день бюджет области смог выделить на эти цели только 1,7 млрд. В случае принятия поправок, предложенных мэром Иркутска, эта сумма наверняка будет значительно снижена: «Также отмечу, что у регионального бюджета не будет возможности добавить средства на межбюджетные трансферты».

Плюсы и минусы принятия инициатив

Председатель Общественной палаты Иркутска Сергей Шишкин поддерживает инициативы Дмитрия Бердникова и считает важным, что город пользуется правовыми возможностями отстаивать свои интересы. Однако отмечает, что инициативы не совсем своевременны. «По моей инициативе палата поддержала «пакет» мэра без обсуждения. Это хорошо, когда мэры вместо политических демаршей вспоминают о своих правовых возможностях, предоставленных областным законодательством, и ставят вопрос перед депутатами ЗС для обсуждения и решения, - говорит Шишкин. - Замечу, что муниципальные образования редко пользуются правом законодательной инициативы. Как же здесь не поддерживать попытку мэра поставить в актуальную повестку дня региона свой пакет вопросов? Другое дело, само существо дискуссии. Говорить о налогах, когда сверстан бюджет 2017, немного поздно. Это может разбалансировать все областные финансы». Кроме того, Сергей Шишкин отмечает, что финансовые отношения не следует выносить на всеобщее обсуждение. «Деньги любят тишину. А потому с наскока депутаты области никогда не решали такие вопросы. Уверен, что и сейчас внимательно будут выслушаны обе стороны, - говорит Шишкин. - В свое время мы с Борисом Говориным создали ассоциацию мэров, чтобы обсуждать в профессиональном кругу злободневные вопросы жизни муниципалитетов области. В итоге получалось, что вопросы бюджетирования каждого из 38 (тогда их было столько) муниципальных образований были в фокусе мэров. Никто на себя одеяло не тянул, ультиматумов не ставил. Язык ультиматумов вообще неприемлем в финансах. Он быстро разрушает хрупкий баланс отношений между столицей и областью, да и всеми другими муниципалитетами. Ведь областная власть обязана жить интересами всех муниципалитетов, а ставить интересы одних в угоду других, считаю недопустимым. Более того демонстрация сдержанности и трезвости в подходах в «межбюджетке» - это одна из основ межмуниципального сотрудничества».

Начальник Федеральной налоговой службы по Иркутской области Константин Зайцев, вступая в дискуссию, подчеркивает, что Иркутской области необходимо сделать ставку на развитие городов и, соответственно, всячески их поддерживать. «Иркутск незаслуженно страдает, ведь по объёму налоговых отчислений (45%) он находится на первом месте в области, второе место у Катангского района с его нефтяными месторождениями (19,5%). Третье место в регионе занимает Ангарск (11,3%), на долю Братска приходится 7%, - приводит цифры Зайцев. - Не так давно я был на финансовом форуме в Москве, где среди прочих экспертов выступали глава Сбербанка Герман Греф и мэр Москвы Сергей Собянин. Последний сказал, что весь мир идёт по пути развития городов, все занимаются урбанизацией. Такой подход экономически выгоден, потому что позволяет быстро окупить вложенные деньги. В этой ситуации считаю, что область должна внимательнее относиться к Иркутску, Ангарску и Братску». Зайцев отмечает, что Иркутску необходимо строить больше спортивных объектов, однако сделать это без дополнительного финансирования невозможно. «Как человек, вся жизнь которого связана со спортом, хотел бы отметить, что у Иркутска при его численности нет, например, достаточного количества спортивных сооружений. Помните, с каким боем брался Ледовый дворец, рассчитанный на 3 тысячи посадочных мест, хотя в Ангарске одновременно начала строиться ледовая арена на 7 тысяч мест. Таких стадионов с искусственным льдом в Иркутске должно быть минимум четыре. А их, как вы видите, нет. Откуда в данном случае взяться здоровому обществу, если поддержка только на словах? Сравните, сколько денег выделяется на спорт в Красноярском крае и сколько в Иркутской области. Вы убедитесь в том, что мы находимся не в равных условиях», - заключает глава ФНС.

Депутат Законодательного собрания Иркутской области Алексей Козюра считает, что инициативы мэра Иркутска интересны прежде всего тем, что дают больше возможностей развития городским округам и муниципальным районам. «Считаю неверным говорить о том, что при этом что-то недополучит областной бюджет, поскольку деньги не исчезают, они остаются в регионе, лишь попадут напрямую в муниципалитеты и послужат их развитию», - говорит Козюра.

Заместитель председателя Общественной палаты Иркутска Юрий Коренев указывает на то, что, по его мнению, бюджет должен формироваться вертикально — снизу вверх: «Федерация должна заниматься общегосударственными вопросами, областная власть – областными. А город должен решать проблемы своих жителей. Чем больше полномочий у муниципалитета – имущественных, финансовых, организационных, тем благополучнее живет город. Этот принцип патернализма в управлении имуществом, финансами не имеет перспективы. Бюджет должен формироваться на местах, а затем некоторые функции можно передавать выше. Властные, финансовые и организационные функции все отдали наверх. В итоге дороги начинают ремонтировать зимой, потому что деньги приходят в Сибирь к концу года – отсюда и такое качество».

Доктор экономических наук, профессор Михаил Винокуров уверен, что претензии города сейчас не обоснованы: «Что касается перераспределения налоговых поступлений между областным и городским бюджетом, я имею ввиду город Иркутск, то здесь надо сказать, что если затевать сейчас такое перераспределение, то надо трогать всю налоговую систему – не только областную, но и всероссийскую».

Винокуров так же обращает внимание, что далеко не все налоги, которые отдает Иркутск, заработаны в областном центре. «Дело в том, что городе Иркутске зарегистрированы многие предприятия, которые действуют на территории области в отдельных муниципальных образованиях. Но так как юридическая регистрация офиса в Иркутске, то и налоговые поступления остаются в Иркутске. И получается обман: вроде как Иркутск зарабатывает больше. Это общая тенденция во всей стране, когда нефтяники добывают, условно, нефть в Западной Сибири, а офисы крупнейших нефтяных компаний, как правило, зарегистрированы в Москве. То же самое и в области. Поэтому говорить, что Иркутск в большей доле зарабатывает, я считаю, мягко говоря, не обоснованно. Это просто несовершенство методики налогообложения в России. И на этом основании нет никаких причин сейчас пересматривать бюджет, допустим, в пользу города Иркутска», - заключает профессор.

Напомним, полемика между Серым домом и мэрией возникла из-за инициативы мэрии Иркутска, которая внесла в Заксобрание региона законопроекты, которые позволят крупным городам области получить больше средств из бюджета – речь идет о сумме более миллиарда для Иркутска и около 500 миллионов для всех остальных городов. В общей сложности областной бюджет при принятии такого решения может получить около 1,7 миллиарда выпадающих доходов. В свою очередь это повлечет за собой урезание некоторых программ по ремонту, строительству, межбюджетным трансферам и многому другому, от чего могут пострадать территории. При этом Серый дом не говорит законопроектам категорическое «нет», а настаивает на том, что их нужно доработать, чтобы и города, и районы области одинаково выиграли от реформы. Для этого предлагается вернуться к вопросу в следующем году, а не принимать проекты сейчас.

ИА «ИркСиб».