Сироты бросили дома в Осинском районе

Шрифт

Людей поселили на отшибе, а проектировщики не предусмотрели даже бань.

 Прошла очередная прокурорская проверка. По ее итогам выяснилось, что дома, построенные на бюджетные деньги, не очень-то и нужны новым владельцам. Это обстоятельство могло бы удивить кого угодно, если бы не было известно, как областное правительство реализует важную социальную программу по предоставлению жилья сиротам. Прекрасный пример наплевательского отношения власти к людям – разрушающиеся новостройки в Хомутово, куда десятку семей детей-сирот «посчастливилось» заехать после торжественного вручения ключей Сергеем Ерощенко. Но давайте отойдем подальше от областного центра и расположенного рядом с ним Хомутово. В поселке Бильчир из 8 жилых помещений, предоставленных сиротам, используются только 2, в селе Русские Янгуты проживают в 8 из выделенных 12 помещений. Дома простаивают уже не первый месяц, министерство имущественных отношений Иркутской области, являющееся заказчиком и собственником домов, о ситуации прекрасно знает, но ничего не предпринимает. 

Предоставили не спросив

Одна из причин невостребованности построенных и принятых областью домов для сирот, по мнению самих сирот, кроется в том, что при распределении домов их мнением о будущем жилье и его месте вообще не интересовались. 26-летняя сирота Нэля жила в поселке Приморск Осинского района, там и встала в очередь за положенным по закону жильем, когда ей исполнилось 18 лет. Больше 7 лет она ждала своей очереди, пришлось добиваться законного права через суд. Но когда вопрос сдвинулся с места, выяснилось, что заветные квадратные метры ей выделили не в родном поселке, а в соседнем селе Бильчир. Летом прошлого года ООО «Стройсервис» сдал там два четырехквартирных неблагоустроенных дома. 

Нэлю такое решение удивило, ведь она была далеко не единственной сиротой у себя в поселке, мечтала, как и другие, получить жилье в Приморске. Тем более что Приморск выигрывает в плане инфраструктуры – там нет проблем с водоснабжением, на каждой улице вырыта скважина, не то, что в Бильчире, где воду привозят раз в неделю. К тому же все знают о том, что в Бильчире нет детского сада, люди вынуждены возить детей в тот же Приморск. На наш вопрос, почему для сирот все-таки выбрали Бильчир, заместитель мэра Осинского района по социальным вопросам Галина Москвитина пояснила: «Закон позволяет предоставлять жилье не только в границах муниципального образования, в котором прописан сирота, но и всего района. В селе Приморск не оказалось земли, пригодной для строительства, поэтому было принято решение возводить дома в Бильчире».

Выходит, что у Нэли не оставалось выбора, тем более что на момент получения ключей она уже готовилась стать матерью. С мужем они все-таки заселились в предоставленное жилье, но не сразу. Собственник домов – областное Минимущества, которое обязано провести электричество к домам, 3 месяца тянуло с решением этого вопроса. И только в сентябре, изрядно побегав по чиновничьим коридорам, сирота добилась блага цивилизации, и с этого времени их семья живет на улице Гэртуйской.  

Когда свое жилье не в радость 

- Вот уже полгода мы вынуждены чуть ли не круглосуточно хорошо протапливать печь, держать включенными обогреватели, лишь бы сохранить тепло, ведь мы живем в доме одни, – рассказывает Нэля. - С одной из соседок я как-то разговаривала, спрашивала, почему она с семьей не заселяется, она объяснила это тем, что живет в 30 километрах от Бильчира, там вся ее жизнь и протекает. А перспектив при переезде сюда не будет уже никаких. Выходит, что из-за неудачно выбранного для строительства места сейчас страдают все. Нам приходится каждый день ездить в Приморск – там наши друзья, родные, там мы посещаем педиатра. В Бильчире я даже в магазин лишний раз не отваживаюсь идти. Поселили нас на отшибе, до ближайшего магазина километр. А вокруг одни китайцы со строек и пилорам ходят. Чувствуем себя отшельниками. На нашей улице даже освещения нет. 

Несмотря на то, что правовой статус детей-сирот закреплен на федеральном уровне, некоторые полномочия центр все же отдал регионам, и вопросы предоставления жилья в числе первых. Поэтому в Иркутской области действует закон № 164¬ «О порядке обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями в Иркутской области». Во второй статье закона говорится о том, что детям-сиротам предоставляется жилое помещение общей площадью 33 квадратных метра. Там же сказано, что жилое помещение предоставляется в виде дома, а квартиры благоустраиваются применительно к условиям соответствующего населенного пункта. Складывается ощущение, что законотворцы специально выбрали такую расплывчатую формулировку, ведь ее можно трактовать по-разному. 

Большинство домов в поселке Бильчир неблагоустроенные, видимо, поэтому требовать благ цивилизации не следует и от сиротских домов. Но даже при таком раскладе условия, в которые попала сирота со своей семьей, выглядят суровыми.  Нэля не мечтает об отдельной ванной комнате с водопроводом, душе или унитазе, ей хотелось бы хотя бы бани. 

- Всю зиму я звонила в Минимущества, спрашивала, почему у нас даже бани нет, - негодует Нэля. - Там мне ответили, что они у нас не предусмотрены проектом, посоветовали обратиться к застройщику. А почему тот, кто составлял и принимал проект не подумал, как и где нам мыться?

У генерального директора ООО «Стройсервис», к которому сироту отправили в министерстве, на вопрос чистоты свой взгляд. И поскольку в последнее время на Сергея Шеметова, руководителя «Стройсервиса», как из рога изобилия, льются обвинения, он каждое свое слово готов снабжать документальными доказательствами. Чтобы и ему наконец поверили. 

Губернатор предлагает строителям платить за ошибки проектировщиков  

Сергей Шеметов, генеральный директор ООО «Стройсервис»: "Больше 45 лет я отдал строительству и созданному мною предприятию. За эти годы сданы тысячи квадратных метров, поставлены рекорды по скорости возведения, миллионы рублей отданы на благотворительность. Но в одночасье из передовика я превратился в главного негодяя Иркутской области. Это ведь очень хорошая и горячая тема – дети-сироты и мошенник Шеметов. Дошло до того, что даже мои родственники не верят мне, думают, что я специально оставил детей сирот без бани, канализации и прочих благ".

Но Шеметов категорически не согласен с такой постановкой вопроса. И он не скрывается от журналистов, а готов подробно говорить на эту тему.

- Практика по строительству домов для детей-сирот сложилась таким образом, что застройщику предлагается на свои собственные средства провести возведение, а уже после из бюджета поэтапно выделяются деньги, - рассказывает строитель. - С домами в Бильчире было именно так. Минимущества объявило аукцион на покупку домов, мы по всем параметрам подошли. Между ООО «Стройсервис» и Минимущества в ноябре 2013 года был заключен госконтракт. Неотъемлемой частью этого договора является приложение № 1, в нем отражены основные характеристики квартир. Перечисляются материалы, из которых будут сделаны потолки, полы, перегородки, указываются детали отопления, электрики, говорится о надворном туалете. Но ни слова о бане. Можно сделать вывод, что заказчик еще на начальном этапе, осенью позапрошлого года, представлял, какими будут дома, его устраивали все параметры. Он госконтракт подписал. Мы и сделали все так, как и прописано. Летом 2014 года наши дома приняли, акт приемки подписан, деньги нам заплатили. А что произошло дальше, вы сами знаете – Минимущества дома бросил, даже электричество не провел. Электричество проводили мы на собственные деньги, потратили в Бильчире 750 тысяч рублей. 

Свой рассказ Сергей Шеметов ведет очень выдержанно, даже спокойно, без лишних эмоций. Он уже устал от игры госструктур, которые сначала браво рапортуют об исполнении обязательств перед сиротами, а потом крайним делают частного предпринимателя. Смирившись со всеми необоснованными выпадами в свой адрес, Шеметов делает то, чего не должен был делать вообще – вкладывать собственные средства в дополнительное строительство, не предусмотренное неумело составленным проектом.

Сергей Шеметов: "На территории Аларского района мы также строили дома для сирот, и, как и в Бильчире, проектная декларация строительство бани не предусматривала. На встрече с губернатором Ерощенко и первым заместителем председателя Правительства Иркутской области Слободчиковым мне было предложено оказать спонсорскую помощь за рамками декларации, то есть построить на каждый дом баню и водокачку. За свои средства, разумеется. Понятно, что мы за свои средства все и сделали, потратили на эти бани 2 миллиона 750 тысяч рублей. И что вы думаете, буквально вчера мне пришло письмо из прокуратуры Аларского района. Там меня спрашивают, почему мы построили бани и водокачки без разрешения. Они что, издеваются?" 

Вопрос, заданный Сергеем Афанасьевичем, конечно, можно было бы отнести к разряду риторических, но сам Шеметов ответ знает:

- Обещали сиротам дома – так доведите их до ума, позаботьтесь о том, чтобы в них кто-то жил, чтобы здания не были брошенными. Все что для этого нужно – нормальный изначальный проект. Ведь дом жизнеспособен только при условии полного заселения. Наши дома пустуют, в бильчирских домах живет только одна сирота. 

Самим баню не построить

Речь, как вы понимаете, идет о Нэле. И у нее есть ряд претензий не только к областному Минимущества, но и к строителю Шеметову.

- В доме с самого начала была сырость, - отмечает Нэля. - Здание ведь зимой-весной строилось. Совсем скоро после заселения пошла плесень. Боролись с ней разными способами - белизной и препаратами. Потом кое-где пошли трещины. На днях Шеметов приезжал с бригадиром, сказал, что со следующей недели будет устранять все недоделки. Их они, может, и исправят, а вот баню нам кто построит? В Минимущества мне так и не дали внятного ответа. Я сказала, что буду обращаться в суд. Но вот недавно на нас опять вышел Шеметов, пообещал бесплатно предоставить стройматериалы для бани. Мы, конечно, рады этому. Но даже не представляем, как ее строить. А на наем бригады у нас нет средств.

Мы обязательно будем следить и дальше за сиротскими домами в Бильчире и жилищными вопросами Нэли. Она очень надеется, что весной или летом у них появятся соседи. Может, веселее и уютнее станет в доме и во дворе. А собственнику домов – министерству имущественных отношений Иркутской области – видимо, пока не до этого.

Галина Москвитина, заместитель мэра Осинского района по социальным вопросам: "Сразу после Нового года по заданию Минимущества мы подготовили справку – указали, сколько сиротских квартир занято, кто где проживает. После этого повторных обращений к нам не было. Больше никто по этому вопросу на нас не выходил".

ИА "ИркСиб".