Маратовский тупик

Проблема
Шрифт

Решение проблемы транспортного потока в самом центре Иркутска, похоже, снова завязло в бессмысленных дискуссиях чиновников, депутатов и проектировщиков. А между тем, по данным экспертов, еще год-два, и движение автомобилей на маратовском кольце будет просто парализовано. На прошлой неделе депутат Госдумы Юрий Тен говорил о финансовых трудностях реализации проекта по строительству развязки. Стало известно, что из-за дефицита средств перед проектировщиками поставили задачу быстро все удешевить. В сегодняшних ценах реализация текущего проекта обойдется в более чем девять миллиардов рублей. Ирксиб решил посмотреть, что в результате может остаться от красиво нарисованного на бумаге проекта.

Нужна перезагрузка

Одно и то же про решение проблемы движения транспорта по маратовскому кольцу чиновники разного уровня говорят уже более 10 лет. А накануне выборов все горожане знают, что вот-вот кто-нибудь из кандидатов выступит с очередным обещанием решить проблему. Вот в начале этого года губернатор Сергей Ерощенко в своем послании вспомнил злободневную тему.

-- В самом Иркутске мы планируем сделать две развязки, которые помогут вытащить часть города из пробок: маратовскую и на улице Сурнова в районе Покровского рынка, -- заявил громогласно глава региона.

Да, с губернатором многие согласны. Но он ничего нового не пообещал. Надо просто решиться и сделать. Этим, кстати, мог бы и в историю войти, как, например, Дмитрий Мезенцев со 130 кварталом. Любо-дорого смотреть. Ведь сейчас уровень загрузки маратовского кольца критичен и приближается к 100 процентам. То есть еще чуть-чуть, и кольцо превратится в тупик по кругу. Эксперты подсчитали, что там сейчас в среднем в час движется девять с половиной тысяч автомобилей. Это уже превышает норматив в два с лишним раза. Сюда стекается транспорт из разных частей города. Кто-то в центр едет со стороны Ново-Ленино, с Московского тракта, кто-то движется в сторону Качугского и Александровского трактов. И в целом по городу движение плотное, особенно в час пик. Поэтому необходимость в развязке, а сейчас все говорят о двухуровневой развязке, назрела. 

Проектов развязки было около десяти. Вроде остановились на том, который разработали по заказу администрации Иркутска специалисты ОАО «Иркутскгипродорнии». Готов он был давно. Однако буквально в начале этого года его подвергли критике, даже поговаривали, что вообще могут свернуть. Но пока вроде решили подверстать под требования властей. 

Он предполагает двухуровневую развязку, строительство которой должно пройти в четыре этапа.  Предлагается отказаться от движения по кольцу, а направить транспорт по пересекаемым улицам. Так должны соединиться улицы Карла Маркса и Радищева, Рабочего Штаба и Рабочая, Сурнова и Баррикад, где-то за счет строительства эстакады, где-то – за счет путепровода. Также проектом предусмотрен комплекс берегоукрепительных работ.

А храм-то не видно

Проект выглядит красиво, даже, можно сказать, по-столичному. Удобные развязки, путепроводы, мосты, а также красивые пешеходные зоны с газонами и фонарями. В общем, все для народа - по крайней мере, на бумаге. Но изначально уже проект несколько раз корректировался. Так пришлось пойти на уступки центру по сохранению историко-культурного наследия, который возмутился тому, что путепроводы и дорога будут закрывать вид, в частности, на Знаменский храм. Особенно культуроведов пугало, что туристы не смогут наблюдать историческую красоту с речных трамвайчиков. Для этого пришлось на несколько метров опустить центральную дорогу развязки. Кроме того, в зону предполагаемой стройки попадают еще 12 памятников культурного наследия, в основном регионального уровня. Это старые дома, где уже десятилетиями жильцы ждут своего переселения в нормальное человеческое жилье.  Затраты на новые квартиры в случае начала строительства также предусмотрены. Вообще, говорят специалисты, при стабильном финансировании развязку можно построить в течение пяти лет. 

На чем экономить будем? Вообще проект «Иркутскгипродорнии» еще не прошел государственную и экологическую экспертизы. Сейчас проектировщики документ в спешном порядке подверстывают под новые реалии. По сегодняшним ценам он может обойтись бюджетам разных уровней в девять с лишним миллиардов рублей. Но местные бюджеты его не потянут. 

-- Этих денег ни в городском, ни в областном бюджете нет. Проектировать-то там можно много чего. Хотя этот вопрос тоже очень важный. Так что тут нужно и проектировать, и одновременно думать, где мы деньги будем брать… Надо сделать так, чтобы стройка началась хотя бы в следующем году. В рамках имеющегося проекта она разбита на 4 этапа. Вот первый – удлинение кольца до Баррикад и расширение въезда на кольцо стоимостью где-то в 200 миллионов рублей. Но это только начало процесса. Дальше денег недостаточно, там совсем другой порядок цифр, -- заявил на пресс-конференции депутат Госдумы Сергей Тен.

И по этой причине наверху принято решение сократить расходы до двух с половиной миллиардов рублей. Задача, признают проектировщики, практически невыполнимая. При всем желании и удешевлении максимум они смогут урезать все до пяти-шести миллиардов рублей. 

-- Мы сейчас нашли пути по снижению стоимости. Отказываемся от определенных вещей. Например, у нас по проекту предусматривалось строительство эстакады от рынка «Электрон» до предместья Радищево. Сейчас мы поработали с собственниками «Фортуны» и городской администрацией и решили, что пойдем по наземному варианту проезда. Но строительство моста через Ушаковку в этом направлении оставим. В итоге будет экономия в один миллиард двести миллионов рублей, -- рассказал Ирксибу директор комплекса «Гипропроект» ОАО «Иркутскгипродорнии» Владимир Ступаков.

Решили сократить затраты и на переселение людей из тех самых домов, которые считаются памятниками. Выход нашли простой – просто обойти часть этих домов. В результате экономия более чем на сто миллионов рублей. Очень большая сумма уходит на переустройство коммуникаций: линии электропередач, водоводы, теплотрассы, ливневая канализация. На этом тоже сэкономят сотни миллионов рублей. 

Проектировщики торопятся. Им дан месяц на изменения в документе. Еще три месяца будет идти экспертиза. При хорошем раскладе к осени проект утвердят, а там и у властей будет право открыть финансирование стройки. Но это будет конец года. При строгой бюджетной дисциплине законопослушные чиновники обычно не идут на риск осваивать деньги налогоплательщиков в последнем квартале финансового года. Ведь если не успеть что-либо достроить до конца декабря, то и деньги могут быть списаны. А можно пойти по другой схеме… Например, построить на бумаге и перечислить деньги из бюджета за якобы выполненные работы. Достроить-то можно и потом… Но эта популярная у чиновничества схема незаконна, она чревата для должностных лиц. Если, конечно, правоохранители на нее вдруг обратят внимание.  

P.S.

Многострадальный проект по маратовской развязке, говорят наблюдатели, стали критиковать еще и потому, что у Серого дома возникла резкая нелюбовь к «Иркутскгипродорнии». Мол, денег слишком много зарабатывают. Поэтому руководство известного в Сибири предприятия впало властям в немилость. Раньше оно разрабатывало  до 30 процентов крупных проектов в регионе, а последний год практически по нулям.  Зато в Иркутске появились конкуренты из Москвы, пришедшие сюда при лоббировании областных чиновников. И теперь их прерогатива делать проекты для Приангарья. 

Говорят, что специалисты там работают высокого класса. Кто бы сомневался, ведь сейчас из нашего доморощенного предприятия происходит утечка мозгов. Высококлассные специалисты «Иркутскгипродорнии» потянулись в московские представительства проектных организаций. Наблюдатели отмечают, что сейчас при поддержке областных чиновников иркутян вытесняют. Правда, проектировщики не отчаиваются – работы всем найдется, хоть пока и не в Иркутской области. 

Фото с сайта 38a.ru

Мнение авторов комментариев не обязательно совпадает с мнением редакции