За чьи полеты платят иркутяне?

Шрифт

Куда летают новенькие самолеты Ан-148, купленные не так давно иркутской частной авиакомпанией «Ангара» при финансовой поддержке правительства Приангарья?

С таким вопросом к нам обратился житель областного центра, который вынужден часто добираться в Бодайбинский район на заработки. Мужчина пояснил, что вахтовики и местные жители надеялись, что вместо старенького Ан-24 они пересядут на современный авиалайнер, приобретенный, как уточнил наш собеседник, в том числе за деньги налогоплательщиков. И действительно, какую пользу жители региона получили от приобретения этих самолетов? Может, они летают в Ербогачен? Киренск? Бодайбо? Ан, нет. Налогоплательщики Иркутской области вложились в комфортабельные перелеты сочинцев, новосибирцев, челябинцев, казанцев… 

Ничего личного – просто бизнес

Как ни крути, а повезло нашей области с губернатором. Например, Сергей Ерощенко любит авиацию и готов делать все для ее развития. Им много сказано-пересказано о том, что вот-вот произойдет революция в системе внутри региональных авиасообщений. В том числе в отдаленных северных территориях: Усть-Кут, Усть-Илимск, Киренск, Ербогачен, Мама и др. Говорилось и об обновлении авиапарка. И вот люди из отдаленных населенных пунктов радовались, когда осенью 2012 года все местные телеканалы и даже некоторые федеральные СМИ им сообщили, что в Иркутск прибыл первый новый — прямо с конвейера — самолет Ан-148. Как раз предназначенный для внутрирегиональных перелетов. Освятил лайнер владыка Вадим. На чудо-технику посмотреть тогда сбежалось и руководство Иркутской области во главе с Сергеем Ерощенко, который тут же сообщил сопровождавшим его журналистам, что «впервые за многие годы, лет 30, Иркутская область приобретает новые самолеты. Я думаю, что вместе с этим мы приобретем новые перспективы».

Все бы ничего, но невооруженным взглядом видно, что в основном поддержка столь важной для большой Иркутской области отрасли идет как-то однобоко. И этот самолет, и еще четыре, полученные в лизинг в течение двух лет при финансовой поддержке региональных властей, достались авиакомпании «Ангара», входящей в группу компаний «Истлэнд», которую ранее возглавлял Сергей Владимирович, и которую теперь возглавляет его ближайшая родственница. Удивительное совпадение.

Первые транши стали выделяться в 2012 году, тогда из бюджета региона для уплаты лизинга только  трех самолетов Ан-148 было перечислено более 130 миллионов рублей субсидий авиакомпании, которая раньше владела  в основном старенькими Ан-24 и Ан-26.  

Чтобы власть ни в чем не заподозрили, например, в несправедливом распределении средств (ведь есть же и другие авиакомпании, а деньги достались одной приближенной), чиновники оправдались документом. Участие региона в обновлении парка «Ангары» происходит на основании принятого в июне 2012 года постановления облправительства о предоставлении субсидий на возмещение части расходов по уплате лизинга для авиакомпаний — резидентов области. 

Наши самолеты — не для нас

Когда в Иркутском аэропорту встречали первый Ан-148, было сразу объявлено, что самолет хорошо приспособлен для условий Сибири, что он допущен на так называемые неподготовленные полосы без покрытия. Он способен садиться и взлетать везде, где полоса длиной не менее 1600 метров. Все в том же Бодайбо взлетка 1657 метров. Но туда почему-то Ан-148 летать не хочет. Как, впрочем, и в Усть-Кут, Киренск, Ербогачен и так далее. 

Эксперты говорят, что в отдаленных аэропортах нет необходимых условий обслуживания данного типа самолета, в том числе по нормам безопасности. Например, необходимо закупить дополнительное противопожарное оборудование и технику. Но, похоже, этим никто в правительстве и не думает заниматься. Авиакомпании же ведь уже помогли. Хотя в начале своего правления Сергей Владимирович заявлял на публику, что в правительстве Приангарья идет системный и постоянный поиск возможностей и способов приведения в порядок малых аэропортов региона – их восстановления и возобновления полетов. «Для повышения безопасности, эффективности перевозок и расширения географии авиалиний требуется проведение реконструкционных работ действующих терминалов и взлетно-посадочных полос», – цитировала местная пресса Сергея Ерощенко.

Куда летают самолеты?

Мы проанализировали информацию на официальном сайте авиакомпании «Ангара» по поводу задействования пяти Ан-148 в авиасообщениях по Иркутской области. Во-первых, сразу бросается в глаза, что новые самолеты летают большей частью за пределами нашего региона. Как нам удалось подсчитать: в 22 из 40 имеющихся рейсов. Наверняка довольно хорошо себя чувствуют пассажиры, летающие на иркутских самолетах, по маршрутам Краснодар—Нижневартовск, Казань—Челябинск, скоро обещают запустить маршрут Сочи—Челябинск. Да, есть исключение, Ан-148 из Иркутска летает в другие регионы и обратно, из Братска тоже. Но у жителей областного центра и северной столицы Приангарья есть выбор. А вот все в тех же наших родных отдаленных районах пассажиры до сих пор ждут прилета потрепанных Ан-24. Для наглядности мы скопировали схему маршрутов авиакомпании по этим направлениям, чтобы читатели убедились, на чем летают наши земляки.

ИК-84 Киренск?Иркутск Ан-24

ИК-82 Мама?Иркутск Ан-24

ИК-86 Ербогачен?Иркутск Ан-24

ИК-96 Усть Кут?Иркутск Ан-24

Ну и так далее. 

На сайте tutu.ru можно сравнить стоимость билетов по разным направлениям. Например, 30 мая по маршруту «Краснодар-Нижневартовск» летят четыре авиакомпании. «Ангара» - без пересадок, остальные – транзитом через Москву.  «Аэрофлот» -  8168 рублей, «Трансаэро» - 8535 рублей. «S7» - 9042 рублей, «Ангара» самая дорогая - 9241 рублей. А улететь «Ангарой» из  Иркутска в Братск 1 июня будет стоить 4447 рублей. По какому маршруту авиапарк выгоднее пускать?

Вообще, планы у губернатора были глобальные. Впрочем, они, наверняка, и сейчас такие же. Ранее в прессе сообщалось, что область хочет закупить десять самолетов Ан-148. И, видимо, не зря появилась информация, что в ближайшее время будут внесены изменения в бюджет региона. На лизинг самолетов из областного бюджета в 2012 году выделили 143 миллиона, в 2013 - 88 миллионов, в 2014 - 253 с половиной миллиона, в бюджет 2015 уже заложены 113 миллионов. Кроме того, по нашей информации, в июне на заседании правительства планируется добавить к этой сумме еще 42 миллиона рублей. Какие-то статьи придется урезать ради дальнейшего успешного развития авиации Иркутской области. Точнее, авиакомпании "Ангара". 

В связи с этим возникает резонный вопрос: почему жители Иркутской области вынуждены финансировать развитие бизнеса частной авиакомпании губернатора, летающей из Краснодара в Нижневартовск? Может, потому что недавно эта частная авиакомпания губернатора объявила об открытии новых рейсов в Азербайджан, Японию, Китай и Корею? В самом деле, не на Ан-24 же в Корею летать… Потому что неловко как-то в Корею на Ан-24. На этих пусть вахтовики летают.

 

Фото со страницы авиакомпании "Ангара" ВКонтакте.