Золотая трасса

Актуально
Шрифт

О том, что общая сумма за контракт по реконструкции неполных четырех километров Байкальского тракта, а это, к слову, полтора миллиарда рублей, может измениться в сторону увеличения, объявили на брифинге, прошедшем в областном министерстве строительства, дорожного хозяйства.

Виталий Шишмарев, директор ОГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации автомобильных дорог Иркутской области»:

- Впервые в области мы будем возводить сталежелезобетонные развязки, но металл уже вырос в цене. При этом подзаконных актов, позволяющих увеличить стоимость контракта, у нас сегодня нет. Но мне известно, что такой акт разрабатывается, и, возможно, вскоре появится норма, регламентирующая повышение суммы. Ну а если такой акт не примут и ничего не изменится, то это дело подрядчика – он сам будет выходить из ситуации.

Надо сказать, что подрядчик будет не только самостоятельно бороться с повышением цен на материалы, но и вообще расходы во время своей работы распределять сам. Проще говоря, ОАО «Дорожная служба Иркутской области» (далее – ДСИО), выигравшее право на строительство объекта, вольно расходовать средства по своему усмотрению.

Несмотря на некоторый скепсис со стороны журналистов, в министерстве надеются, что объект сдадут вовремя. Для этого ДСИО, по словам Виталия Николаевича, будет привлекать «субподрядчиков-профессионалов в каждом направлении». 

Крайний срок для сдачи всего объекта - 30 октября. За это время дорожники и ремонтники должны увеличить количество полос на тракте до четырех: две в сторону Байкала и две – в Иркутск, между полосами появится разделитель

Самые дорогостоящие элементы участка – это две двухуровневые развязки, каждая из которых в длину достигнет нескольких десятков метров. По одной можно будет уехать в сторону посёлка Молодёжный, по второй – в Новоразводную. Кстати, именно из-за второй развязки придется перекрыть на время тракт. Дело в том, что одна из опор попадает в ось трассы, возводить ее без перекрытия специалисты не нашли возможным. Хотя еще 23 января пресс-служба губернатора и правительства Иркутской области сообщала, что основные работы будут вестись круглосуточно, при этом движение по существующим полосам ограничивать не планируется. У руководителя ДСИО другая информация – на наш вопрос о том, почему тракт решили все-таки перекрыть, он ответил так: «Вариант без перекрытия не рассматривался, перекрытия предусматривались поэтапно, и мы проведем их в кратчайшие сроки»С планом перекрытий движения можно ознакомиться на сайте областного правительства по этой ссылке.

По утвержденному плану, предполагающему перекрытие трассы, накладнее всего ездить в Листвянку будет жителям Новоразводной. Для того чтобы с Байкала вернуться домой, им придется ехать по объездной дороге в сторону Иркутска и уже потом делать разворот обратно в сторону Листвянки. Также в зоне работ для жителей Новоразводной и других участков возможны ограничения по тем или иным ресурсам - электричеству, воде.

Откуда гравий?

Реконструкция тракта – дело хорошее, однако нужная, но тупиковая автотрасса (которая упирается в Листвянку, а дальше никуда не идет) находится в зоне Прибайкальского национального парка. И это обстоятельство задает вопросы, ответов на которые у нас пока нет. 

Доселе строгие экологи, придиравшиеся к любому движению человека и тем более техники в заповедном месте, сейчас почему-то активности не проявляют. Хотя, по действующим нормам, подрядчик обязан предоставить информацию, например, о том, где он берет гравий и землю для отсыпки дороги. Не так далеко от стройки существует несколько лицензированных месторождений для добычи природного строительного материала. И обычно при подобных реконструкциях подрядчик или субподрядчик заключает договоры с лицензиатами. Так проще. 

Все бы ничего, но на прошлой неделе от жителей Пивоварихи поступил тревожный звонок о том, что с территории Иркутского научно-исследовательского института сельского хозяйства, между 10 и 11 километрами Голоустненского тракта, ходят караваны грузовиков с грунтом и гравием.

Земля, откуда вереницей идут самосвалы с региональными номерами 38, 138 (Иркутская область) и 05 (Дагестан), принадлежит Российской Федерации. Караван непрерывно курсирует между Голоустненским и Байкальским трактами – машины выезжают заполненные, возвращаются пустые.

В институте нам подтвердили, что в связи с этим фактом от имени организации были направлены запросы в прокуратуру Иркутского района, Западно-Байкальскую природоохранную прокуратуру и в службу по охране природы озера Байкал. Дело в том, что земли, откуда идут грузовики, находятся у института сельского хозяйства на праве постоянного (бессрочного) пользования. И на любые коммерческие действия с этой землей наложен мораторий – ее можно использовать только по своему прямому назначению – в качестве исследовательских  площадок института и для сельскохозяйственного производства. Однако не исключена ситуация, что разрешение на добычу стройматериала выдало Росимущество.

Мы позвонили в территориальное управление Росимущества в Иркутской области с вопросом, предоставлялось ли разрешение на вывоз грунта и гравия с земель института? Нам ответили, что по этому поводу необходимо писать официальный запрос, и что на официальный ответ ведомству по закону отводится 30 дней. Однако наша собеседница подчеркнула, что «может быть получится и раньше». Не будем заострять внимание на том, что за 30 дней, пока готовится официальный ответ, гравием можно засыпать весь Байкальский тракт в три слоя.

Кстати, из наших источников стало известно, что полицейские при проверке даже изъяли технику, но интерес к ней очень быстро пропал. Это выглядит странно, учитывая, что любой мало-мальски значимый факт о вызывающей сомнения добыче гравия жадно муссируется в СМИ. Так было в подобных ситуациях в Усольском и Иркутском районах, где по фактам проверок возбуждали уголовные дела. Но не в этот раз. 


Все познается в сравнении

Столь дорогого ремонта такого маленького отрезка Байкальский тракт не видел давно. Более полутора миллиардов рублей уйдет на капитальную реконструкцию с 8 по 12 километр важной трассы. Может, это и не совсем корректно, но мы решили проанализировать ценовую политику при похожих торгах на территории региона и не только. Всю информацию мы взяли на официальных сайтах  ведомств, отвечающих за проведение конкурсов.   

Несколько примеров. В 2014 году было заявлено о капитальном ремонте 9 километров автомобильной дороги Братск – Усть-Илимск, стоимость работ по условиям составляла 468 миллионов рублей. 

А вот цитата из пресс-релиза дорожной службы Иркутской области от 13 октября 2014 года: «В Эхирит-Булагатском районе сдан семикилометровый участок автодороги Иркутск – Качуг. На промежутке с 72 по 79 км расширена проезжая часть, а ширина земляного полотна увеличена до 12 м. Причем работы проделаны с применением самых современных технологий. Отремонтированный участок дороги позволит снизить аварийность на этой трассе, которая считается одной из самых опасных в регионе». Стоимость этой реконструкции составила 150,8 млн рублей. 

И третий пример – посвежее. Заказчик приглашает к открытому конкурсу на участие в государственном контракте на капитальный ремонт 10 километров автомобильной дороги Р-255 «Сибирь» Новосибирск – Кемерово – Красноярск – Иркутск. Максимальная цена контракта, судя по условиям, 398 258,790 тыс. рублей. 

Вот и считайте.

Кстати

Ирксибу стало известно, что к началу реализации масштабной стройки произошла одна интересная кадровая рокировка. Из Серого дома в дорожную службу Иркутской области ушел первый заместитель руководителя администрации губернатора Сергей Ольберг. Теперь он занимает должность заместителя генерального директора предприятия по безопасности. Никаких выводов, только факты.

Мнение авторов комментариев не обязательно совпадает с мнением редакции