Золотая трасса

Шрифт

О том, что общая сумма за контракт по реконструкции неполных четырех километров Байкальского тракта, а это, к слову, полтора миллиарда рублей, может измениться в сторону увеличения, объявили на брифинге, прошедшем в областном министерстве строительства, дорожного хозяйства.

Виталий Шишмарев, директор ОГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации автомобильных дорог Иркутской области»:

- Впервые в области мы будем возводить сталежелезобетонные развязки, но металл уже вырос в цене. При этом подзаконных актов, позволяющих увеличить стоимость контракта, у нас сегодня нет. Но мне известно, что такой акт разрабатывается, и, возможно, вскоре появится норма, регламентирующая повышение суммы. Ну а если такой акт не примут и ничего не изменится, то это дело подрядчика – он сам будет выходить из ситуации.

Надо сказать, что подрядчик будет не только самостоятельно бороться с повышением цен на материалы, но и вообще расходы во время своей работы распределять сам. Проще говоря, ОАО «Дорожная служба Иркутской области» (далее – ДСИО), выигравшее право на строительство объекта, вольно расходовать средства по своему усмотрению.

Несмотря на некоторый скепсис со стороны журналистов, в министерстве надеются, что объект сдадут вовремя. Для этого ДСИО, по словам Виталия Николаевича, будет привлекать «субподрядчиков-профессионалов в каждом направлении». 

Крайний срок для сдачи всего объекта - 30 октября. За это время дорожники и ремонтники должны увеличить количество полос на тракте до четырех: две в сторону Байкала и две – в Иркутск, между полосами появится разделитель

Самые дорогостоящие элементы участка – это две двухуровневые развязки, каждая из которых в длину достигнет нескольких десятков метров. По одной можно будет уехать в сторону посёлка Молодёжный, по второй – в Новоразводную. Кстати, именно из-за второй развязки придется перекрыть на время тракт. Дело в том, что одна из опор попадает в ось трассы, возводить ее без перекрытия специалисты не нашли возможным. Хотя еще 23 января пресс-служба губернатора и правительства Иркутской области сообщала, что основные работы будут вестись круглосуточно, при этом движение по существующим полосам ограничивать не планируется. У руководителя ДСИО другая информация – на наш вопрос о том, почему тракт решили все-таки перекрыть, он ответил так: «Вариант без перекрытия не рассматривался, перекрытия предусматривались поэтапно, и мы проведем их в кратчайшие сроки»С планом перекрытий движения можно ознакомиться на сайте областного правительства по этой ссылке.

По утвержденному плану, предполагающему перекрытие трассы, накладнее всего ездить в Листвянку будет жителям Новоразводной. Для того чтобы с Байкала вернуться домой, им придется ехать по объездной дороге в сторону Иркутска и уже потом делать разворот обратно в сторону Листвянки. Также в зоне работ для жителей Новоразводной и других участков возможны ограничения по тем или иным ресурсам - электричеству, воде.

Откуда гравий?

Реконструкция тракта – дело хорошее, однако нужная, но тупиковая автотрасса (которая упирается в Листвянку, а дальше никуда не идет) находится в зоне Прибайкальского национального парка. И это обстоятельство задает вопросы, ответов на которые у нас пока нет. 

Доселе строгие экологи, придиравшиеся к любому движению человека и тем более техники в заповедном месте, сейчас почему-то активности не проявляют. Хотя, по действующим нормам, подрядчик обязан предоставить информацию, например, о том, где он берет гравий и землю для отсыпки дороги. Не так далеко от стройки существует несколько лицензированных месторождений для добычи природного строительного материала. И обычно при подобных реконструкциях подрядчик или субподрядчик заключает договоры с лицензиатами. Так проще. 

Все бы ничего, но на прошлой неделе от жителей Пивоварихи поступил тревожный звонок о том, что с территории Иркутского научно-исследовательского института сельского хозяйства, между 10 и 11 километрами Голоустненского тракта, ходят караваны грузовиков с грунтом и гравием.

Земля, откуда вереницей идут самосвалы с региональными номерами 38, 138 (Иркутская область) и 05 (Дагестан), принадлежит Российской Федерации. Караван непрерывно курсирует между Голоустненским и Байкальским трактами – машины выезжают заполненные, возвращаются пустые.

В институте нам подтвердили, что в связи с этим фактом от имени организации были направлены запросы в прокуратуру Иркутского района, Западно-Байкальскую природоохранную прокуратуру и в службу по охране природы озера Байкал. Дело в том, что земли, откуда идут грузовики, находятся у института сельского хозяйства на праве постоянного (бессрочного) пользования. И на любые коммерческие действия с этой землей наложен мораторий – ее можно использовать только по своему прямому назначению – в качестве исследовательских  площадок института и для сельскохозяйственного производства. Однако не исключена ситуация, что разрешение на добычу стройматериала выдало Росимущество.

Мы позвонили в территориальное управление Росимущества в Иркутской области с вопросом, предоставлялось ли разрешение на вывоз грунта и гравия с земель института? Нам ответили, что по этому поводу необходимо писать официальный запрос, и что на официальный ответ ведомству по закону отводится 30 дней. Однако наша собеседница подчеркнула, что «может быть получится и раньше». Не будем заострять внимание на том, что за 30 дней, пока готовится официальный ответ, гравием можно засыпать весь Байкальский тракт в три слоя.

Кстати, из наших источников стало известно, что полицейские при проверке даже изъяли технику, но интерес к ней очень быстро пропал. Это выглядит странно, учитывая, что любой мало-мальски значимый факт о вызывающей сомнения добыче гравия жадно муссируется в СМИ. Так было в подобных ситуациях в Усольском и Иркутском районах, где по фактам проверок возбуждали уголовные дела. Но не в этот раз. 


Все познается в сравнении

Столь дорогого ремонта такого маленького отрезка Байкальский тракт не видел давно. Более полутора миллиардов рублей уйдет на капитальную реконструкцию с 8 по 12 километр важной трассы. Может, это и не совсем корректно, но мы решили проанализировать ценовую политику при похожих торгах на территории региона и не только. Всю информацию мы взяли на официальных сайтах  ведомств, отвечающих за проведение конкурсов.   

Несколько примеров. В 2014 году было заявлено о капитальном ремонте 9 километров автомобильной дороги Братск – Усть-Илимск, стоимость работ по условиям составляла 468 миллионов рублей. 

А вот цитата из пресс-релиза дорожной службы Иркутской области от 13 октября 2014 года: «В Эхирит-Булагатском районе сдан семикилометровый участок автодороги Иркутск – Качуг. На промежутке с 72 по 79 км расширена проезжая часть, а ширина земляного полотна увеличена до 12 м. Причем работы проделаны с применением самых современных технологий. Отремонтированный участок дороги позволит снизить аварийность на этой трассе, которая считается одной из самых опасных в регионе». Стоимость этой реконструкции составила 150,8 млн рублей. 

И третий пример – посвежее. Заказчик приглашает к открытому конкурсу на участие в государственном контракте на капитальный ремонт 10 километров автомобильной дороги Р-255 «Сибирь» Новосибирск – Кемерово – Красноярск – Иркутск. Максимальная цена контракта, судя по условиям, 398 258,790 тыс. рублей. 

Вот и считайте.

Кстати

Ирксибу стало известно, что к началу реализации масштабной стройки произошла одна интересная кадровая рокировка. Из Серого дома в дорожную службу Иркутской области ушел первый заместитель руководителя администрации губернатора Сергей Ольберг. Теперь он занимает должность заместителя генерального директора предприятия по безопасности. Никаких выводов, только факты.