Авиакомпания семьи экс-губернатора продолжает «наживаться» на области?

Шрифт

На этот раз речь идет о 40-процентной скидке на некоторые услуги аэропорта Иркутска.

Потеря кресла губернатора не искоренила в Сергее Ерощенко привычку поддерживать семейный бизнес за счет Иркутской области. О том, сколько всего получила группа компаний «Истленд» в период правления Сергея Владимировича, сказано уже очень много и очень многими даже на федеральном уровне. Именно «спонсирование» аффилированных с экс-губернатором фирм из средств бюджета Приангарья, по мнению наблюдателей, и было основным мотивом Сергея Ерощенко идти на выборы в кризисное время. В случае его победы множество компаний, входящих в холдинг «Истлэнд», продолжили бы получать многомиллионные госконтракты, субсидии и прочие блага. Однако не задалось – избиратели Иркутской области отодвинули предпринимателя Ерощенко от бюджетной кормушки. Но Сергей Владимирович не был бы бизнесменом, если бы заранее не позаботился об отходных путях на случай форс-мажора.

По сообщениям источников, близких к группе компаний «Истлэнд», в настоящее время рассматривается вопрос о предоставлении скидки на некоторые виды обслуживания самолетов АК «Ангара» в аэропорту Иркутска в размере 40%. Это очень хорошая скидка. «Если генеральный директор аэропорта Владимир Никифоров подпишет распоряжение о предоставлении скидки, «Ангара» в год (при условии, что ее авиапарк не расширится) сэкономит около 20 миллионов рублей, - сообщил «ИркСибу» источник. – Если в «Ангару» поступят еще несколько лизинговых самолетов АН-148, то на скидке иркутский аэропорт не заработает около 30 миллионов».

Понятно, что ничего не понятно

Когда редакции стало известно о готовящемся подписании документа, мы направили официальный запрос в аэропорт с просьбой прокомментировать появившуюся информацию. И ответ пришел, однако сделать хоть какие-то выводы из него сложно. Читайте сами:

«Договор на комплексное обслуживание ВС ЗАО «АК «Ангара» действует в существующей редакции с июля 2005 года. «Международный Аэропорт Иркутск» в своей коммерческой деятельности применяет маркетинговые механизмы - принятые в Российской Федерации и одобренные Федеральной антимонопольной службой - направленные на стимулирование развития авиаперевозок в/из Иркутск(а). В частности, с целью расширения маршрутной сети регионального авиасообщения, мотивации перевозчика на повышение комфортности воздушного судна, увеличение частот выполняемых рейсов, в иркутском аэропорту действуют «Стандарт по применению специальных сборов и тарифов на услуги по обслуживанию авиаперевозок» (принят в 2011 году) и «Стандарт по применению понижающих коэффициентов при обслуживании ВС» (принят в 2013 году). Стандарты согласованы ФАС РФ и опубликованы на официальном сайте ОАО «Международный Аэропорт Иркутск». Доступны по ссылке. В соответствии с этими стандартами получал и получает скидки на обслуживание ряд авиаперевозчиков, в их числе авиакомпании «S7», «Трансаэро», «Korean Air», «Эйр-Бишкек», «ИрАэро», «Ангара» и другие. Использование специальных сборов и тарифов, а также понижающих коэффициентов в качестве маркетинговых инструментов – общероссийская практика. Так, например, аэропорты «Толмачево» и «Кольцово» применяют в работе аналогичные программы скидок: одиндва».

Из ответа следует, что скидки получают многие авиакомпании. Другой момент – 40% нет больше ни у кого. Для сравнения, крупные авиаперевозчики в год могут экономить около 300 000 рублей. Это не 20 миллионов. Обратите внимание на строку из ответа аэропорта: «Стандарты согласованы ФАС РФ и опубликованы на официальном сайте ОАО «Международный Аэропорт Иркутск». По информации наших источников, именно для того, чтобы «Ангара» получила скидку в 40%, формулировки в этих стандартах были незначительно изменены. Что это, если не лоббирование интересов совершенно конкретной авиакомпании?

Между молотом и наковальней

Когда материал готовился к публикации, «ИркСиб» получил информацию о том, что речь идет не о предоставлении скидки впервые, а о пролонгации договора с «Ангарой» на тех же условиях. То есть, по сообщению источника, скидка в 40% уже предоставлена, речь идет о том, чтобы ее продлить на 2016 год. Но здесь возникает вопрос – пойдет ли на это генеральный директор международного аэропорта Владимир Никифоров, даже несмотря на то, что он сам является выходцем из АК «Ангара»?

С одной стороны, Никифоров находится в зависимости от регионального правительства, которое теперь является собственником транспортного узла. С другой стороны, своему назначению гендиректор обязан именно Сергею Ерощенко. В том случае, если скидку «Ангаре» дадут, к аэропорту возникнет немало вопросов со стороны проверяющих органов. И далеко не факт, что после этих проверок Никифоров удержится в своем кресле, потому что у контролеров резонно вопросы возникнут и к собственнику – региональному правительству. Как не факт и то, что Сергей Ерощенко заберет Никифорова обратно в «Ангару». Если же скидку не давать, то как быть с прежними договоренностями?

Положение генерального директора аэропорта сейчас прекрасно иллюстрирует поговорка «между молотом и наковальней» - он вынужден вести двойную игру, с одной стороны всеми силами показывая области, что не имеет отношения к своему фактическому патрону в лице экс-губернатора, а с другой стороны, подставляться, чтобы угодить прежнему работодателю.

В среду, 11 ноября, «ИркСиб» направил запрос в АК «Ангара», чтобы уточнить, действительно ли речь идет о скидке в 40% и ее пролонгации еще на год. Ответить оперативно представителям компании не удалось – они сообщили, что на подготовку комментария потребуется несколько дней. Мы решили не дожидаться, поскольку, по имеющейся информации, подписание распоряжения о предоставлении преференций конкретной иркутской авиакомпании должно произойти не позднее понедельника, 16 ноября.

Формула успеха АК «Ангара» до смешного проста: для развития предприятия достаточно сесть на шею налогоплательщиков и, соответственно, глубоко дефицитного регионального бюджета. Компания получила огромную поддержку из областной казны на лизинг самолетов, она пользуется компенсациями за перевозку пассажиров на внутренних направлениях. Добавьте к этому еще и скидку в 40% и получите идеальные условия для ведения бизнеса в отдельно взятом регионе.

«Никифоров сомневается, он умный человек и понимает, что придется отвечать за свою подпись. Но известное вам заинтересованное лицо его сейчас очень торопит на утверждение скидки. Перед гендиректором стоит задача произвести хорошее впечатление на новую власть, чтобы остаться в своем кресле, и он не хочет рисковать, потому что перспективы у аэропорта хорошие», - заключает источник.

Никто не спорит - авиацию Иркутской области с помощью средств и ресурсов Иркутской области необходимо развивать. Авиацию в комплексе. А не отдельную авиакомпанию. 

Мы следим за развитием событий.

Фото со страницы АК «Ангара» в «ВКонтакте».