Поплыли?

Шрифт

 

Жители области не обращают внимания на предостережения спасателей не выходить на лед. Результат известен – с начала зимы под лед ушли шесть автомобилей, четыре человека погибли. Практически еженедельно МЧС рапортует о снятии очередной партии рыбаков с оторвавшейся льдины. Причин этому две: тонкий лед на Байкале и безответственность иркутян. 

 

Дмитрий Миронов, главный государственный инспектор по маломерным судам ГУ МЧС России по Иркутской области:

 

- История повторяется из года в год, поэтому говорить о повышении уровня культуры безопасного поведения жителей нашего региона – рано. Информация о сложной ледовой обстановке зачастую проходит мимо сознания людей. Например, из двадцати двух человек, спасенных на водных объектах в этот зимний период, степень опасности ситуации осознавали далеко не все. Любители подледного лова убеждены: если в прошлом году рыбалка на Байкале была относительно безопасной - нет смысла отказать себе в удовольствии порыбачить и в нынешнем сезоне.

 

В этом году Байкал до сих пор замерз не везде. Фото ГУ МЧС по Иркутской области

 

Риск ради прокорма

 

Но у этой ситуации две стороны медали. Если на одну чашу весов рыбак ставит безопасность, а на вторую – необходимость зарабатывать, чтобы прокормить семью и прокормиться самому, вторая чаша перевешивает всегда. Тем более что рыбаков, например в Ольхонском районе, на лед вывозят городские жители, которые едут на Байкал в поисках приключений. Они предлагают местным или показать маршруты, или организовать рыбалку. 

 

Начальник отделения полиции МВД России «Эхирит-Булагатский» Александр Земляков во многом объясняет отчаянные поступки местных жителей. В начале февраля он с коллегой Андреем Даниловым спас трех рыбаков, уплывших на льдине от берега примерно на километр:

 

- У жителей района зачастую нет денег даже выехать на лед, вот они и рады помочь городским, выступить их провожатыми за бензин. В этот раз среди рыбаков был шелеховчанин. Когда спасали девятерых, там было несколько человек с Байкальска, - делится Александр Земляков. - Так что варианты подзаработать наши рыбаки находят. Другого выхода у них, действительно, зачастую нет. Штрафы никого не останавливают – им без денег остаться страшно.

 

Кроме того, что вызволение людей с отколовшихся льдин – прямая опасность для жизни, это еще и огромные финансовые затраты. 

 

Семен Белокуров, начальник БПСО МЧС России:

 

- Ситуация в этом году на Байкале очень сложная. Качество льда нестабильное - повсеместно перепады по толщине. Например, есть места, где озеро промерзло на 30 сантиметров, потом через какое-то расстояние – пять сантиметров. Плохо сформировался ледяной покров. Поэтому участились случаи, когда людей снимаем с льдин, автомобили уходят под лед. Вертолеты поднимаем, а это дело затратное. Час работы вертолета стоит более 80 тысяч рублей. При этом на одну операцию, в среднем, уходит три часа. 

 

Пресс-служба ГУ МЧС России по Иркутской области:

 

- Населению нужно очень четко понимать, что ситуация в эту аномально теплую зиму очень сложная. Даже в прошлом году лед к февралю уже встал. Но сегодня на озере слишком много трещин, отрывов, неспаянных с берегом ледовых участков, открытой воды. Сейчас на Байкале официально разрешена только одна переправа – Ольхонская. Особо опасным маршрутом признана переправа Ангасолка – Слюдянка. Она же и самая популярная среди туристов. Мы постоянно сталкиваемся с отговоркой: «Я здесь 10 лет ходил, и ничего не было».

К сожалению, мы не можем ничего запрещать. Мы можем только рекомендовать. Отправляясь в самостоятельные походы, необходимо ставить в известность спасательные отряды. Зачастую люди, неспособные адекватно сориентироваться на местности, звонят в МЧС в панике. Если бы человек заранее знал свой маршрут, поиски проходили гораздо проще. Это конечно хорошо, что еще никто не погиб на Байкале на оторвавшейся льдине, но статистика (22 спасенных человека с начала года) уже превышает прошлогоднюю в 4 раза.

 

Вылет вертолета на спасательную операцию стоит около 80 тысяч в час. Операция занимает, в среднем, три часа.
Фото пресс-службы ГУ МЧС России по Иркутской области

 

И так сойдет?

 

Другой немаловажный момент, который доставляет немало головной боли спасателям, – невыполнение организаторами массовых мероприятий на льду требований законодательства. Инициаторы всех сборищ, проводимых на зимнем Байкале, обязаны за десять дней письменно оповестить МЧС. Но это требование зачастую игнорируется, потому что инициаторы думают, что и так сойдет. Спасатели вынуждены сами проводить мониторинг соцсетей и форумов, где обсуждаются массовые мероприятия, и самим же выходить на организаторов. 

 

Александр Кузнецов,  руководитель Иркутского следственного отдела на транспорте Восточно-Сибирского следственного управления на транспорте СК РФ, полковник юстиции:

 

- Если на мероприятие продаются билеты, значит его организаторы могут понести ответственность по статье 238 Уголовного кодекса РФ «Производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности», которая предусматривает до 6 лет лишения свободы и штраф до 500 тысяч рублей. Если же вход был свободным, но из-за пренебрежения нормами безопасности наступили тяжкие последствия - по статье 109 Уголовного кодекса РФ «Причинение смерти по неосторожности».

 

Эти же статьи применимы к водителям, осуществляющим коммерческие перевозки.

 

«Выезд на лед Байкала вне официальной ледовой переправы ставит под угрозу жизни и здоровье пассажиров. Формально водители, допускающие съезд на лед в потенциально опасном месте, уже оказывают услугу ненадлежащего качества. Есть следственная и судебная практика по привлечению таких лиц к уголовной ответственности. Мероприятия по выявлению недобросовестных перевозчиков проводятся, запланированы совместные рейды с МЧС на Байкале», - сказал Александр Кузнецов.

 

Пресс-служба областного ГУ МЧС:

 

- Даже после наших звонков организаторам мероприятия проводятся – когда с небольшими корректировками, а когда и вовсе без них. Так во время «Ледового шторма» трасса проходила возле открытой воды, и один участник провалился. В мокрой обуви ему пришлось добираться до ближайшего места остановки. Звездный хоккейный матч в бухте Серебряной также не рекомендовалось проводить. Организаторы пытались снизить поток людей и машин, но их все равно было много. Сами участники соревнований отмечали, что весь лед был в трещинах, из-за чего иногда даже не было видно шайбу. ООО «Абсолютная Сибирь» 1 марта собирается провести массовый переход «Листвянка - Танхой», маршрут которого был нами строжайше запрещен. Но организаторы все равно намерены осуществить переправу. 

 

Спасатели отмечают, что выросло количество нарушителей среди тех, кто оказывает транспортные услуги. Рискуя жизнью пассажиров, да и своей собственной, водители маршруток перевозят людей на Куркутский залив, мыс Хобой и Мухорский залив. По их отлову в региональном ГУ МЧС запланирован ряд мероприятий.

 

Карта толщины льда на Малом море. Схема регионального ГУ МЧС

 

Нарушать станет дорого

 

Все это и многое другое привело к тому, что МЧС намерено инициировать внесение поправок в действующий закон «Об административной ответственности за нарушение правил охраны жизни людей на водных объектах Иркутской области». Аналогичные изменения удалось протолкнуть в соседней Якутии - там за несанкционированный выезд автомобилей на лед граждан штрафуют на сумму от трех до пяти тысяч рублей, должностных лиц – от 20 до 50 тысяч, юридических лиц - от 100 тысяч до миллиона. Пакет документов, подготовленный иркутскими спасателями, уже направлен в Министерство юстиции Российской Федерации. 

 

{youtube}CcybO_EuYIg{/youtube}