То берег левый нужен им, то берег правый…

Шрифт

Как выживают рядовые сотрудники ВСРП.

Вахта… Короткое слово, действующее на среднестатистического россиянина подобно успокоительной пилюле. С советских времен мы привыкли думать, будто там, на вахте, прилично зарабатывают. Будто съездив туда на несколько месяцев, можно год кормить семью. Этот краткий анамнез не имеет ничего общего с тем, что творится в ОАО «Восточно-Сибирское речное пароходство» (далее ВСРП). Естественный монополист, ведающий львиной долей паромов области, ежегодно получающий миллионы бюджетных средств на перевозку пассажиров, ведет провальную кадровую политику. Мизерные зарплаты обычных трудяг и текучка кадров стали синонимами ВСРП. Мужчины, отправившиеся туда на вахту, не могут обеспечить свои семьи. Через неделю, 1 мая, начнется новый сезон навигации, поэтому считаем крайне актуальным затронуть эту тему.

Работа мечты

Дмитрий (имя изменено) не первый год работает в ВСРП мотористом. Любовь к пароходству ему привил дед, много лет прослуживший в порту Байкал. Поэтому, когда перед Дмитрием встал вопрос, чему себя посвятить в будущем, молодой человек без раздумий пошел в ВСРП, тем более что всех желающих отправляли на обучение в Школу командного состава. Молодой человек успешно прошел курсы, более того, попал на работу мечты – на паром.

Дмитрий:

- На паром просто так не попадешь, все на него стремятся. Видимо, ребята надеются, что хоть пару раз за вахту смогут, например, поваляться на пляже. Поначалу и правда было терпимо, с нагрузкой справлялись без лишних комментариев, ведь грела мысль о зарплате – первое время платили по 25 тысяч рублей. Но потом…

А потом заработная плата стала не расти, а падать. Весь докризисный сезон моторист получал по 15 тысяч рублей в месяц.

- Заезжаем мы на вахту в мае и работаем вплоть до конца декабря, пока не встанет лед, - делится паромщик. - Живем в небольшом вагончике. Рабочий день начинается в 6 утра и, по идее, должен быть как у всех - 8-часовым. Где-то в обед формально мы можем идти отдыхать, спать, нас должна сменить другая бригада. Но как обстоят дела на самом деле? Мне, простите, даже в туалет сходить некогда - поток машин летом огромный, все сотрудники задействованы, никто у нас отдыхать не уходит, работаем до полуночи - до последнего парома. 

Дмитрию легко поверить, стоит только узнать официальную статистику. В прошлом сезоне благодаря, например, ольхонскому парому, на остров попало порядка 100 тысяч человек. Перевозкой пассажиров занималось два парома - «Ольхонские ворота» и «Дорожник». На них работали две команды общей численностью примерно в 20 человек.

Напомним, Дмитрий работает на одном из паромов области мотористом. В его обязанности входит следить за работой двигателя, заводить, глушить его, проводить ремонт, если нужно. Но это далеко не весь перечень работ, которые на него повесили. Даже следить за мотором получается не всегда просто потому, что Дмитрию теперь приходится еще и убираться на пароме, расставлять заезжающие машины. 

- Это занятие явно не для слабонервных. Все торопятся, хотят попасть на паром, очереди всегда огромные. Ольхонские паромщики отмечают, что иногда ночевать на стороне острова оставалось 100 машин – это не только там. Нервы у всех на пределе, доходит до угроз, драк, - говорит моторист. - Схлопотать по лицу – вообще не проблема, про обычные словесные оскорбления я молчу.

На вопрос, почему нагрузка растет, а зарплата падает, Дмитрию в бухгалтерии объяснить не смогли. – Даже при абсолютно одинаковой нагрузке, объеме работ, отработанных днях расчет бывает разным. Иногда разница доходит до 4 тысяч рублей. Я пытался узнать, в чем причина, но меня закидывали бухгалтерскими понятиями, не смогли объяснить все простым человеческим языком, - объясняет паромщик. - Про переработки у нас даже заикаться не принято – это вроде как норма. В руководстве так и говорят: «Уходи, другого найдем». 

По словам Дмитрия, в ВСРП страшная текучка кадров. На паромы берут молодых ребят, быстро учат, но, как правило, новички не выдерживают долго и уходят. - Сам я до сих пор работаю на ВСРП, потому что до последнего надеялся на лучшее, - объясняет Дмитрий. – Я без флота не представляю своей жизни. Есть, конечно, вакансии в других местах, например, в Томской, Омской областях. Там  мотористам платят по 60 тысяч рублей, предоставляют жилье, питание, оплачивают проезд. Но на это я пойти не могу, потому что у меня здесь семья, маленькие дети, далеко уехать невозможно.

Надежда умирает последней. Но умирает.

Надежду Дмитрия на лучшее понять можно. Ведь ВСРП – не шарашкина контора какая-нибудь, и даже не судовладелец, занимающийся перевозкой туристов в летнее время, а целое серьезное предприятие. Имеющее 150-летнюю историю, оно прошло долгий путь от буксирного речного пароходства до основного грузового и пассажирского перевозчика по Ангаре, Байкалу, Селенге. В 2001 году ВСРП вошло в группу компаний «Истлэнд», руководимой тогда нынешним губернатором Сергеем Ерощенко. Спустя несколько лет бизнесмен Ерощенко хвалился тем, что вытащил пароходство из глубокого кризиса.

- Если несколько лет назад ВСРП было банкротом, то сейчас наше предприятие развивается успешно, мы восстанавливаем корабли, создаем дополнительные рабочие места для населения Приангарья. Так, в настоящее время в порту Байкал нет ни одного затопленного корабля, почти все старые суда уже восстановлены или ожидают реконструкции, - говорил генеральный директор «Истлэнда» в 2007 году при спуске на воду нового круизного теплохода «Империя».

Как приумножается капитал 

Спустя 8 лет доходность предприятия нисколько не снизилась, а даже увеличилась, ведь ВСРП, повторимся, не только продолжало быть монополистом, но заодно и расширяло сферы деятельности. Разберем их все по порядку.

Во-первых, ВСРП - это крупнейший судоходный перевозчик, ежегодно его пассажирскими судами перевозится около 200 тысяч человек, грузовыми судами – около 2 миллионов тонн грузов. Пароходство обслуживает 12 рейсовых маршрутов, в том числе социально-значимые направления. Формулировку «социально-значимые» следует понимать следующим образом: в обозначенных местах паромы ходят не ради романтики и увеселения, и не в виде альтернативного вида транспорта. На том же самом Ольхоне на протяжении полугода паром - это единственный способ перебраться на остров или с острова на материк. Именно по этой причине государство выделяет деньги дорожной службе Иркутской области, а она в свою очередь переводит средства ВСРП, поэтому ольхонский паром для пассажиров всегда бесплатный. Всего же в 2015 году пароходство будет обслуживать еще 3 паромные переправы: «Балаганск – Игжей», «Свирск – Каменка» на Братском водохранилище и «П. Байкал – Листвянка» на озере Байкал. Последнее направление, занимающее второе место по перевозке туристов, к слову, не совсем бюджетное. Пароходство зарабатывает на нем немалые деньги. Ведь для того, чтобы пересечь исток Ангары, пассажиры платят по 50 рублей. Чуть ли не все трудоспособное население порта Байкал круглогодично пользуется паромом для попадания в Листвянку. Ну а летом едва ли не годовую выручку переправе делают клиенты КБЖД, их путь неизменно проходит через паром.  

Во-вторых, ВСРП - это мощный туристический игрок. На сайте компании представлено 10 популярных маршрутов, начинающихся с часовой исторической экскурсии по Ангаре, заканчивая двухдневными путешествиями, соединяющими Иркутск с бурятским побережьем Байкала. Учитывая, что поток приезжающих на Байкал с каждым годом увеличивается, одновременно растут цены на услуги ВСРП. Несложно предположить, что это направление никогда не станет для пароходства убыточным. Например, билет от Иркутска до Усть-Баргузина (8 часов в пути) обойдется любителям морских прогулок этим летом в 4800 рублей. Вместимость судна, курсирующего по этому маршруту, 120 человек. При полной загрузке, которая почти неминуема (это единственный маршрут из Иркутска в Бурятию к горячим источникам), только в один конец ВСРП заработает 576 тысяч рублей.

Третья сфера интересов ВСРП стала большой неожиданностью и вызвала определенную шумиху в регионе. Дело в том, что несколько лет назад пароходство выиграло торги по строительству третьего парома на Ольхон, плановый запуск которого состоится только в 2016 году. Предприятие, никогда ранее не занимавшееся такой работой, одержало победу в гонке за подряд стоимостью в 252 миллиона рублей. 

В сумме эти три направления дают ВСРП и генеральному директору пароходства - дочери губернатора - внушительные капиталы. Только в прошлом году выручка акционерного общества составила 644 миллиона 736 тысяч рублей, в 2013 году этот показатель был чуть меньше - 520 миллионов 542 тысячи рублей. Почему при таких доходах пароходство не может обеспечить своим работникам достойную зарплату, не в состоянии следовать своим же принципам, нам остается только гадать. На своем сайте ВСРП в духе всех современных компаний говорит о ценности своих работников:

«Кадровая политика Восточно-Сибирского речного пароходства направлена на формирование высококвалифицированного кадрового ресурса, способного своевременно реагировать на меняющиеся требования рынка, на обеспечение стабильной и эффективной работы флота посредством продуманной системы отбора, подготовки, адаптации и мотивации труда сотрудников компании».

Наверное, Дмитрий, получающий 16 тысяч в месяц, не задумывался бы о смене работы, если бы понимал, что снижение его зарплаты – это «своевременное реагирование на меняющиеся требования рынка».