Добро пожаловаться

Шрифт

В Иркутске проверяют региональное СУ СК.

Утром 18 мая в Иркутске высадился десант проверяющих из центрального аппарата Следственного комитета России. Весьма представительная группа офицеров в количестве аж 30 человек приехала из Москвы, чтобы подвергнуть ревизии все направления деятельности своего регионального управления. Причем внепланово. Наблюдатели отмечают, что подобные проверки крайне редки -- раз в два-три года, и порой их результаты приводят к неожиданным последствиям. 

 

Что бы это значило?

 

Как говорят наши эксперты, это не совсем неожиданная проверка для регионального управления СК. О приезде незваных московских гостей предупредили Иркутск где-то за десять дней до их приезда. Однако можно с уверенностью констатировать, что в планах на 2015 год в СК России проверка не стояла. А потому ее внеплановость может указывать на несколько обстоятельств. 

 

Во-первых, это может быть вынужденное решение Москвы, основанное на неких накопленных негативных материалах извне. Обычно такая реакция происходит на запросы депутатов Госдумы или правозащитников о каких-либо фактах, связанных с отсутствием кардинальных процессуальных шагов следователей. Например, на коррупционные проявления местной власти, или, еще того хуже -- торможения расследования уже возбужденных коррупционных уголовных дел. Во-вторых, это может быть внутриведомственное разбирательство, связанное с падением показателей работы подразделения. Ведь Следственный комитет оценивает работу на местах по собственному рейтингу, в который входят такие показатели, как сроки расследования, количество оправдательных приговоров, результаты борьбы с коррупцией и другие. Однако, настаивают эксперты, последний блок возможных причин приезда ревизоров отпадает. Известно, что действующий руководитель Управления генерал-майор юстиции Андрей Бунев, в отношении динамики и раскрываемости, на хорошем счету в Москве. Отсюда можно сделать выводы, что первый вариант предпочтительней. Комиссия приехала, дабы подтвердить или опровергнуть информацию, поступившую в центральный аппарат извне. 

 

Если инспекция ничего не найдет, генерал Бунев усилит позиции и подтвердит преданность общему делу в борьбе с преступностью. В обратном же случае могут последовать и оргвыводы со стороны московского руководства.

 

Откуда ветер дует?

 

По мнению экспертов, проверка – это реакция Москвы на скандалы, охватившие Иркутскую область в последние месяцы. 

 

- Предполагаю, что у сегодняшних «друзей» исполняющего обязанности губернатора достаточно информационных поводов для того, чтобы выпустить их в публичное пространство, и чтобы в итоге такая проверка в Иркутской области прошла. Уже просто нельзя не обращать внимание на то, что у нас происходит. Например, во всем мире есть интернет. И там публикуются данные о всевозможных всероссийских проверках. Может быть, центральный аппарат СК обратил внимание на то, что у нас в области чуть ли не самые дорогие в стране детские садики? Ситуация с Ледовым дворцом? Или это вывоз леса, махинации с драгметаллами? Никуда не делись убийства – их у нас по-прежнему совершают немало. Криминогенная обстановка в области как была сложной, так и остается таковой, - заявил ИркСибу политолог Сергей Беспалов.

 

Действительно, поводов для беспокойства хоть отбавляй. Вспомнить хотя бы последнюю апрельскую пресс-конференцию депутата Госдумы, лидера областных коммунистов Сергея Левченко, который разоблачал областные власти на основании имеющихся у него материалов СП России.  

 

Как сообщается на сайте местного отделения КПРФ, Левченко рассказал журналистам о том, что к нему обратились руководители ряда муниципалитетов с просьбой решить вопрос строительства дошкольных детских учреждений. Они утверждают, что областная власть заставляет их принимать решения по строительству детсадов в неприемлемом виде. Депутат запросил ряд документов и после их изучения понял, что руководство области действует вопреки здравому смыслу. По запросу Левченко в Счетную палату России, под которым подписалось 92 депутата Госдумы, было видно, что на финансирование строительства детсадов Иркутской области ежегодно выделяется один миллиард рублей. Всего же планируется затратить три миллиарда. При этом строительство ведется без контроля со стороны муниципалитетов, используется схема, когда здания детских садов выкупаются у застройщика по окончании ввода объекта. Также было видно, что стоимость одного места в детском саду с использованием деревянных конструкций обходится бюджету в два и более раза дороже, чем место в типовом саду с использованием монолитного бетона и кирпича.

 

- Недавно я получил акт Счетной палаты, который был утвержден на ее коллегии месяц назад. Согласно ему, факты, которые я изложил в запросе, подтвердились на 100 процентов. Даже больше, потому что стоимость такого здания увеличилась более чем в три раза. Аудиторы Счетной палаты РФ, которые приезжали в конце прошлого года, фактически не нашли серьезных нарушений, все было в порядке, и никаких выводов не последовало. В акте же написано совсем противоположное. Есть таблица, в которой указана их цена. Например, Нукутский район: 49 мест – более 75 млн руб. Простой подсчёт говорит – более полутора миллионов за место. Осинский район – то же самое. Эхирит-Булагатский, Черемховский районы. Еще раз Эхирит-Булагатский. Во всех детских учреждениях выявилась сумма более полутора миллионов рублей за одно место, -- заявил журналистам Сергей Левченко.

 

Факты, изложенные на этой пресс-конференции, не получили своего продолжения в материалах местных СМИ. Зато федеральные телекомпании и газеты писали много о не совсем удобных для властей Приангарья темах. Это и РЕН-ТВ, «Совершенно секретно», «Аргументы недели», «Регнум». И даже, поговаривают, что и «Человек и закон» на Первом канале дважды пытался выдать материал об одном скандале, но по каким-то причинам он в эфир не вышел.

 

- Насколько я понял, поводом для этой проверки послужили неоднократные сообщения  в федеральных средствах массовой информации о фактах нарушения закона при освоении средств бюджета Иркутской области, - говорит адвокат Дмитрий Дмитриев. - Кроме того, причиной могла послужить ситуация с лесами. Я обращал внимание на один случай: было изъято большое количество леса, который проходил вещественным доказательством по уголовному делу. Большая часть этого леса, по моей информации, хранилась на базе «Восточно-Сибирского речного пароходства». По заниженной стоимости этот лес продали неизвестным лицам, чем причинили ущерб федеральному бюджету в 40 млн рублей. Я обратился в следственный комитет, и при проверке этот факт подтвердился. Прошло 11 месяцев, но никого до сих пор не привлекли. Сначала «крайним» делали эксперта - вроде как она неправильно посчитала, а теперь это дело вообще прекращено. Никого не наказывают - леса продолжают вырубать.

Дорожная служба Иркутской области также вызывает много вопросов. Они получают самые дорогостоящие контракты (речь идет о миллиардах),  которые сами не осваивают,  а без всяких конкурентных процедур передают частным заказчикам. Таким образом, бюджетная дорожная служба не получает никакой прибыли. Чтобы как-то удержаться на плаву, она берет кредиты и заемные средства.

С «Ангарскими хуторами» тоже очень странная ситуация. В Законодательное собрание принесли отчет КСП, в котором сказано о том, что было нецелевое использование средств, были завышены сметы. Однако в следственный комитет поступает другой отчет, в котором про эти «Ангарские хутора» не говорится ни слова. Как это можно объяснить? Никаких официальных комментариев никем не дается.

По моему делу, по фальсификации выборов (в городскую думу в сентябре 2014), недели три назад Геннадий Зюганов направил запрос Генеральному прокурору Юрию Чайке и председателю Следственного комитета Александру Бастрыкину. Факт фальсификации выявлен, а в возбуждении уголовного дела отказано. Эти материалы на данный момент затребованы Генпрокурором Чайкой. Тем не менее, могут быть вопросы и по этому делу – почему оно не расследуется, почему не возбуждается, -- заключает известный иркутский адвокат.

 

Чего ждать?

 

Проверка продлится две недели. Известно, что часть москвичей-ревизоров проедет в ряд территорий области, чтобы изучить материалы на местах. Тщательной проверки подвергнут все направления деятельности управления, в том числе ход и качество расследования резонансных уголовных дел. Также проверяющие намерены проанализировать, как успешно местные следователи ведут борьбу с коррупцией, бандитизмом и должностными преступлениями. Будут изучены материалы так называемых доследственных проверок, по которым приняты решения об отказе в возбуждении уголовных дел. Как водится, в ходе подобных проверок председатель комиссии проводит прием граждан, которые могут обратиться к нему напрямую. На сайте ведомства уже выложена информация о дате приема.

 

«23 мая 2015 года с 10.00 часов в Следственном управлении СКР по Иркутской области по адресу: г. Иркутск, ул. Володарского, 11 представителями центрального аппарата Следственного комитета России будет осуществлен прием граждан по вопросам, относящимся к компетенции Следственного комитета. При себе необходимо иметь документ, удостоверяющий личность, в случае обращения от третьих лиц - документ, удостоверяющий их полномочия. Запись проводится по телефонам: 8 (3952) 26-18-42, 26-18-56, 26-19-37», -- говорится в релизе Управления СК по Иркутской области.

 

По результатам проверки выставляется оценка работе управления. В некоторых случаях проверка приводит к смене руководителей региональных комитетов. Так, например, по результатам аналогичной инспекции своего поста лишился предыдущий руководитель регионального управления Юрий Дин. Еще ранее неудовлетворительная оценка стала причиной увольнения генерала Аллы Никоновой - первого руководителя регионального управления СК. 

 

Фото: tvc.ru