Оптимистическое пос(ы)лание

Шрифт

Жители трех домов для детей-сирот и других нуждающихся в Малой Топке проклинают свои новостройки.

Новых квартир в этих домах люди ждали годами. Ведь новоселы здесь необычные: выпускники интернатов и детских домов, дети-сироты. Это был их шанс начать новую жизнь с чистого листа. Чиновники обещали поторопиться со стройкой, и свое честное слово они сдержали – дома  возвели за каких-то полгода, но оказалось, что и в новостройках все держится «на честном слове». Чиновники и сейчас обещают, что все будет хорошо, и просят немного потерпеть. «ИркСиб» разбирался, насколько растянется это  «немного».

Огонь, вода и ржавые трубы

Глядя на дома № 54, 56 и 58 в Малой Топке на улице Ключевой очень трудно поверить, что им еще и года нет. Выщербленные лестницы, отвалившийся кусками сайдинг. Выйдешь на улицу - сразу по колено в грязи утонешь или того хуже – наступишь в зловонную жижу, текущую из переполненных септиков или транзитных колодцев. Сдачу именно этих трехэтажек в декабре прошлого года правительство области, минстрой и застройщик, компания «Стройгарант», отмечали с помпой. Большинство квартир здесь предназначались для повзрослевших детей-сирот, поэтому ввод домов в эксплуатацию пиарили по-всякому:  и новейшие материалы, и передовые технологии по очистке воды, и собственная мини-котельная. Якобы ключи от такой квартиры, выданные перед Новым годом -  лучший подарок за всю нелегкую жизнь сироты.  Но радость новоселов быстро закончилась, зато постоянным ремонтам и беготне по надзорным органам – конца и края нет.

«Как заехала я сюда в январе, так и пошло-поехало, - уточняет жительница дома № 54 Анастасия Балашко. – Все валится, течет, скрипит и будто рухнуть норовит. Но если это еще можно пережить, то как быть с водой?».

Качество воды в Малой Топке всегда было не самым лучшим. Но то, что течет из кранов в этих трех домах иначе как коктейлем из таблицы Менделеева назвать нельзя. Чтобы обеспечить новостройки водой, застройщик выкопал скважину, в подвалах домов установили дорогие водонапорные станции с фильтрами, но все это не работает – вода пахнет просто адски, а приборы специалистов Роспотребнадзора зашкалили от содержания в воде железа. «Как будто сливали из насквозь ржавых труб», - вердикт был такой.

 

К «аромату» воды примешивается и вечная, не проходящая вонь из септиков и транзитных колодцев, которые никто не откачивает. УК «Приморский», которая управляет домами, здесь гость редкий, увидеть же ассенизаторскую машину – это вообще сродни второму пришествию. «Мы звоним, жалуемся, но то у них вечер, то машин нет, то еще чего-то нет. Совести у них нет, вот чего», – возмущаются жители. Что будет зимой, догадаться нетрудно – промерзшее «добро» из септика разорвет трубы и полезет наружу. «Оно», которое на букву «г», уже выливается наружу, собираясь в зловонные ручьи.

В подвалах в дождливое лето тоже вода стояла чуть ли не по колено, а с потолка в подъездах потоки просто образовывали водопад. Весь дом будто напитан водой – мокрый сайдинг, перекрытия. От этого в квартирах постоянно стоит невыносимая влажность и появилась плесень. Еще отовсюду лезут мокрицы и двухвостки, которые строем маршируют по квартирам. К тому же в квартирах холодно из-за того, что почти не топят. Спасаются жители только обогревателями, и за электричество приходят просто километровые счета. «Скоро костры жечь будем, у огня греться, как бомжи, печек-то нет у нас», - невесело шутят в домах на Ключевой.

«Я ужасно боюсь зимы по этой причине, - вздыхает мама трехмесячного малыша Наталья Завадская. – Котельная автономная, которую рекламировали, есть, но только она почти не работает. Запустили один котел наполовину мощности, а второй вообще сломался, его чинить нужно. УК не чинит, потому что котлы пока на гарантийном обслуживании, а до застройщика с этой проблемой мы достучаться не можем».

«Радуйтесь, что вам хоть что-то дали»

По закону сегодня на покупку жилья для каждого сироты положено не меньше 1,2 миллионов рублей. Независимый оценщик, которого наняли сироты, вывел другую цифру: максимум 600 тысяч за квартиру. «Что вы суетитесь, вы же сироты, радуйтесь, что вам хоть что-то дали. На халяву же квартиры», - такую фразу обитатели Ключевой слышат часто. Анастасии это заявление в лицо бросили представители застройщика, Завадским – мэр Урика Андрей Побережный.

«Мы в отличие  от большинства наших соседей квартиру купили, - рассказывает Наталья Завадская. – В «Стройгаранте» нас тоже с усмешкой слушали: вы что, не видели, какой кошмар покупали, какие жалобы теперь? А Побережный просто не знал, что мы собственники, думал, из сирот. Вот он мужу моему и сказал: «Вы вообще радуйтесь, что дали квартиры. Будете возмущаться - эти заберем».

Все будет хорошо, но дату лучше не уточнять

Активные жители новостроек-развалюх бездействовать точно не собираются, но все их хождения по мукам обычно двигаются по кругу. По одной простой причине – 80% квартир в домах являются собственностью министерства имущественных отношений Иркутской области. Таков закон: с 2013 года дети-сироты получают квартиры в собственность не сразу, а лишь после того, как поживут в них 5 лет по договору социального найма. В прокуратуре, в Роспотребнадзоре, да везде и всюду говорят: нужно еще и обращение главного собственника. Даже УК «Приморский» объясняет свое бездействие  тем, что тариф на откачку септиков им никто не утверждал. «Все бумаги подали в минимущество, реакции – ноль. Мы компания коммерческая, в убыток себе работать не будем», - объясняют коммунальщики.

О проблемных домах в министерстве  стали говорить открыто только, когда сменилось правительство.

«Знаете, какой тариф запросили? 55 рублей с квадрата за откачку жидких бытовых отходов, - в голосе начальника жилищного отдела минимущества Андрея Распутина слышится возмущение. – Деньги серьезные, особенно для сирот, у которых никого нет».

Распутин пообещал: никто на произвол судьбы эти дома и их жителей не бросит. Министерство работает и с застройщиком, и с «управляшкой». В качестве эксперта подключили даже службу Госстройнадзора, хотя, по закону, все дома малой этажности, как на Ключевой, государственному строительному надзору не подлежат. Впереди еще не одна поездка и инспекция.

Прокуратура тоже в стороне не остается, оттуда жильцы регулярно получают письма, что «Стройгарант» «нарвался» на очередное административное наказание за все вовремя не устраненные огрехи. Да и сам застройщик, вроде, не собирается бросать дома.

«Никуда мы не уйдем, - твердо заявляет исполнительный директор «Стройгаранта» Сергей Дурапов. – Недоделок много, кто бы спорил. Но и нас поймите, когда  заключали с минимуществом контракт в прошлом году, нам никто не сказал, что будут такие проблемы с подключением к отоплению. Да, про воду знали, а вот котлы влетели в копеечку, и совершенно неожиданно. Да и работу нам в сжатые сроки нужно было сделать. Из-за этого, например, пришлось обивать подъезды дорогим материалом. Да мы сами в убытке из-за этой стройки, в жизни бы туда не пошли, если бы все знали».

Власти же Урика взялись за решение проблемы с управляющей компанией, уже разработан тариф на техобслуживание жилья: за все вместе, включая откачку септиков – 70 рублей 1 копейка. «Вряд ли кто, правда, согласится на участие в конкурсе, особых иллюзий не питаем. Скорее всего, опять заявится только УК «Приморский, но мы же не можем насильно кого-то тащить», - честно признались в мэрии. Они тоже не отрицают: «косяков» в новых домах много, но от их решения никто не устраняется.

«Во-первых, я никогда не позволял себе и слова грубого в адрес новоселов, - сразу же заявил нашему корреспонденту мэр Побережный. – Более того, я и не встречался толком с ними. Вот на них мне жаловались, да, с соседних старых домов. Я не обещал кого-то выселить, да и с чего бы?  Я к этому делу подключился только потому, что Малая Топка в границах Урика находится. Я, напротив, помочь хочу. Вот даже пытаюсь с «Водоканалом» согласовать подключение к их сетям, чтоб решить главную проблему с водой».

В общем, если послушать чиновников и строителей, то прогнозы вырисовываются сплошь радужные. Вот только о датах реализации всех своих «планов по спасению» каждый говорит неуверенно, и добавляет: это зависит от множества факторов. Но от громких обещаний и оптимистичных посылов жизнь в домах по Ключевой легче пока не становится.

Фото Анастасии Балашко.