«Я был готов к критике»

Шрифт

Народные избранники лишили горожан права напрямую избирать мэра. Причем депутаты в течение нескольких месяцев дважды меняли свои взгляды: то они за прямые выборы главы Иркутска, то против. Двигателем последнего процесса стал бывший председатель Думы Иркутска, а ныне депутат Законодательного Собрания Андрей Лабыгин. В беседе с ИркСибом он привел свои аргументы о необходимости кардинальных изменений системы формирования власти в столице Восточной Сибири.

- Андрей Николаевич, вы инициировали внесение изменений в Закон Иркутской области № 54-ОЗ "Об отдельных вопросах формирования органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области". Коллеги вас поддержали, и теперь иркутяне не могут напрямую избирать мэра. Зачем это было сделано?

- На самом деле я об этом задумался еще в 2009 году, когда избрали Думу Иркутска пятого созыва. Мы только приступили к работе, как стало известно, что Владимир Якубовский переходит в Совет Федерации представлять интересы региона. Тогда впервые возникла ситуация, когда Иркутск остался без первого лица. Это случилось в октябре, а выборы мэра состоялись в марте следующего года. Мы несколько месяцев прожили в режиме управления сити-менеджером, когда вице-мэр исполнял обязанности главы администрации, а обязанности мэра города - председатель Думы. Город был на этапе подготовки празднования 350-летия, работа вовсю кипела. Мы ни на одну минуту не затормозили процесс. Затем я серьезно задумался над этой темой, когда в результате протестного голосования мэром стал Виктор Кондрашов. Важно понимать, что человек, которого избрали мэром, должен быть готов к управлению городом и максимально быстро войти в курс всех дел. 

- Вы искренне считаете, что переход на такую систему управления Иркутском исключит риски?

- Глава муниципалитета должен заниматься управленческой работой, а не политесом. При данной модели более эффективно взаимодействие между исполнительным и представительным органами, меньше популизма. Кроме того, снижается вероятность возникновения конфликтов между представительным органом и главой муниципального образования, который в этом случае выступает председателем данного органа местного самоуправления. Депутаты представляют интересы избирателя и формируют задачи, а решает их глава администрации и его аппарат. Нанимаемый по контракту администратор должен работать не в интересах каких-то групп, а акцентировать внимание на том, что нужно для развития города в целом. В этом и заключается профессионализм. Во время предвыборных кампаний многим оказывается легко давать обещания, которые часто невыполнимы, делать громкие заявления. Главный вопрос в том, как потом эти обещания выполнять? Хватит ли ответственности и возможностей? Как показывает практика, схема "сказал-сделал" часто не срабатывает. 

Может оказаться и так, что даже яркий лидер, придя к власти путем честных выборов, не будет обладать необходимыми навыками управленца. А учитывая, что глава администрации руководит ею на основах единоначалия, последствия низкого уровня профессионализма руководителя могут быть весьма серьезными.

- Почему депутаты Законодательного собрания оказались так переменчивы в своих взглядах? В мае 2014 года большинство из вас согласилось с тем, что в Иркутске нужно сохранить прямые выборы. А спустя всего несколько месяцев это же большинство принимает противоположное решение. Что случилось?

- В мае решался вопрос об изменении системы местного самоуправления в целом по области.  Кстати, и тогда эта тема поднималась. И я даже задал вопрос: а возможно ли потом внести изменения в закон по конкретной территории? Сейчас пришло время, и эти изменения внесены, коллеги меня поддержали. 

- Ваши оппоненты приводили справедливые примеры о неудачном опыте института сити-менеджмента в Братске, Усолье-Сибирском, Ангарске, где из-за раскола большинства депутатов в местных думах начинались длительные войны и нестабильность. Почему в Иркутске то же самое вдруг не повторится?

- Страховкой будет наше общее неравнодушие к происходящим в городе процессам. Сейчас избрали новый состав Думы. И я уверен, что в ближайшие пять лет в ней никакого раскола не будет.

К тому же по стране есть и примеры удачного опыта института сити-менеджмента. И среди городских управленцев сегодня действительно немало энергичных, талантливых людей, которые занимаются развитием своих территорий вопреки всем проблемам и сложным обстоятельствам.

- А почему перед принятием решения об изменении системы формирования власти в Иркутске не спросили мнения горожан, к примеру -- не провели референдум?

- Есть обязательные моменты, по которым необходимо проводить референдум. Они установлены законодательством. По этому вопросу референдум не предполагается. 

Да, решение о введении новой системы управления городом было воспринято неоднозначно. Но по большому счету, не настолько важно, избран градоначальник всеобщим голосованием или назначен думой. Главное, чтобы в городе было чисто, регулярно ходил транспорт, без сбоев работали предприятия ЖКХ и учреждения социальной сферы. Как раз разделение функций в управлении городом и даёт сити-менеджеру больше возможностей сконцентрироваться на решении насущных городских проблем. Кроме того, изначально предполагалось, что назначаемый депутатами глава администрации должен быть более подконтролен и подотчётен представительному органу по сравнению с избранным главой муниципального образования. Если рассматривать решение о разделении функций с таких точек зрения, то оно правильное.

- Мэра будут избирать из числа депутатов, а сити-менеджера на конкурсной основе. Уже есть список предполагаемых кандидатов в сити-менеджеры?

- Возможно, такой список в чьих-то мыслях и есть. Мы же должны говорить о том, что скоро будет объявлен конкурс на замещение должности сити-менеджера. И тогда мы узнаем, кто эти люди. 

Не касаясь конкретных персон, я скажу, каким должен быть этот человек. Он должен быть мужчиной, так как ему придется работать день и ночь без выходных и отпусков. Это должен быть командный, принципиальный, порядочный и честный человек, умеющий стратегически планировать, изыскивать ресурсы и возможности для развития, привлекать инвестиции, а не ждать «манны небесной».

Конечно, нужны врожденные способности и чутье, но нужна и команда. Одному не под силу изменить ситуацию на территории. Сформировать команду тоже непросто: нужно уметь подобрать таких людей, которые будут способны и решать отраслевые задачи, и работать в команде ради развития города как единого целого. Это серьезнейшая задача в организации управления городом.

- Не так давно вы в качестве возможной кандидатуры на должность сити-менеджера назвали директора «Водоканала» Сергея Винарского. 

- Про Сергея Винарского скажу, что он пришел из «Иркутскэнерго» руководить «Водоканалом». Предприятию предрекали смерть от банкротства, при нем же оно стало прибыльным. Теперь там везде порядок. И о банкротстве уже никто не говорит. Сергея Винарского я назвал в качестве примера, как хорошего хозяйственника. Именно профессионализм в сфере хозяйственного управления — основной критерий при назначении сити-менеджера на должность. И таких людей в городе мало, их меньше, чем пальцев на одной руке. 

- Вы были готовы к критике после внесения инициативы?

- Конечно, я был готов к критике. И благодарен абсолютному большинству журналистов за их мнение, и за принципиальность. Но были и разочарования позицией отдельных СМИ. Мне показалось, что за ними стоят владельцы, мимо которых пролетела следующая избирательная кампания. Можно только представить, сколько они планировали «заработать» на мэрской кампании, продвигая «своих» людей. 

- Вот, например, в соцсетях пишут, что вам за то, что вы бросились на амбразуру, предложили пост заместителя председателя Законодательного собрания Иркутской области.  Опровергните или подтвердите?  

- Во-первых, заместителя председателя Законодательного собрания избирают большинством депутатов. Во-вторых, у нас один заместитель,  и это место не свободно. И в-третьих, никто со мной никаких разговоров на эту тему не вел.

- Не случится ли так, что через полгода вы и другие депутаты Законодательного собрания снова измените мнение?

- Все может быть. Мы живем в состоянии постоянно меняющейся политической обстановки в стране. Не надо быть железным Феликсом Дзержинским с неизменным политическим взглядом. Сейчас в стране проходит реформа местного самоуправления. Президент обозначил задачу развития сильной, независимой, финансово состоятельной власти на местах. При этом местная власть должна быть устроена так, чтобы «любой гражданин мог дотянуться до нее рукой». К тому же суть реформы системы местного самоуправления в том, чтобы убрать политическую окраску из решения конкретных хозяйственных вопросов. В пятницу, 23 января 2015 года,  в третьем чтении в Государственной Думе были приняты изменения в 131 ФЗ, которые подтверждают мои слова.