Эксперт: «Во втором туре до кемеровских показателей не дойдет, но давление будет серьезным»

Шрифт

Исполнительный директор Института развития избирательной системы РФ Ростислав Мурзагулов дает оценку грядущим выборам.

Институт развития избирательной системы Российской Федерации представил аналитический доклад «Коэффициент административного воздействия на результаты выборов губернатора Иркутской области». Согласно исследованиям экспертов, уровень использованного врио адмресурса по итогам первого тура в Приангарье составил 0,74 (по шкале, где 0 - выборы являются абсолютно сфальсифицированными, 1 - абсолютно честными). То есть результаты врио в первом туре, по мнению экспертов, завышены на 26%, а реальное количество голосов за Сергея Ерощенко составило не более 36,8%.

Накануне второго тура голосования «ИркСиб» обратился к исполнительному директору Института Ростиславу Мурзагулову с просьбой дать свой прогноз об использовании адмресурса 27 сентября.

- Ростислав, что включает в себя понятие «адмресурс»?

- Адмресурс - это давление одних чиновников на других с требованием повлиять на итоги выборов. А влияют в итоге - кто чем может. Кто-то агитирует, кто-то заставляет, кто-то просто вбрасывает бюллетени, переписывает протоколы, организовывает "карусели" и прочие махинации. Современные технологии позволяют все эти вещи увидеть и пресечь, а организаторов привлечь к ответственности.

- Можете ли вы дать примерный сценарий применения административного ресурса во втором туре? Насколько эффективным может быть этот ресурс с учетом того, что после объявления проведения голосования 27 сентября, давление на муниципальных служащих, на работников структур областного подчинения значительно возросло?

- Адмресурс, безусловно, применяться будет. До кемеровских показателей не дойдет, но давление на чиновничью элиту региона будет серьезным. Чиновникам на местах скажут, что если они любыми средствами не помогут действующему губернатору – то придет новый и всех уволит. Чиновникам, соответственно, предстоит либо испугаться этой перспективы, либо услышать многочисленные сигналы Кремля, что внутрисистемная конкуренция должна вестись корректно и за разрушение института выборов виновные будут наказываться – и испугаться еще сильнее. Опыт прежних кампаний подсказывает, что чиновники обычно боятся того начальника, который ближе, потому, думаю у Ерощенко есть надежды на позитивный для себя результат.

На месте Левченко я бы связался с каждым чиновником, который будет решать в чью сторону качнется маятник (особенно на тех территориях, где в первом тура влияние было очевидным) и дать ему гарантии спокойной работы на несколько лет.

Важно также жестко и эффективно отработать наблюдателям. Из нашего доклада по Иркутской области, например, известно, кто где и как будет пытаться повлиять на результат, поэтому обеспечение чистоты второго тура – дело техники.

А самое главное – несмотря на то, что мы с вами сейчас, как и все последние годы говорим в основном об адмресурсе, важную роль в итоге сыграет тот, кто, вообще-то, и должен решать кому быть губернатором – избиратель. Мы с нетерпением ждем его решения, поскольку этот итог даст очень интересную пищу для размышлений и прогнозов в контексте предстоящих выборов федерального уровня 2016 и 2018 годов.

- Насколько и чем интересен для наблюдателей второй тур выборов в Иркутской области?

- По сути, это первые выборы за многие годы, когда административное давление не является определяющим и многое зависит от избирателей. Даже такая, пусть и ограниченная изначально в ходе выдвижения кандидатов, внутриэлитарная конкуренция - позитивна для российской политики. Потому что предыдущая тенденция могла вообще привести к полному политическому коллапсу, делегитимизации власти и всему, что сопутствует таким процессам. Так что Иркутская область - важный тест, и остается надеяться, что выводы из его результатов будут всеми заинтересованными сторонами сделаны правильные.

Справка

Институт развития избирательной системы Российской Федерации — организация, функционирующая в предусмотренном Законом РФ «Об общественных объединениях» формате общероссийского общественного учреждения.

Организация объединяет в целях развития избирательной системы представителей профессионального сообщества, занимающихся профессиональной деятельностью в сфере избирательных технологий и избирательного права в ходе выборных кампаний всех уровней.

Институт создан в целях:

а) моделирования на основе анализа официальных данных и точечного вмешательства в избирательный процесс результатов выборов, которые имели бы место при отсутствии фальсификаций, а также составления объективного Рейтинга регионов РФ по уровню честности выборов;

б) координации деятельности различных политических сил для предотвращения нарушений избирательных прав граждан.