Ученые разошлись в финансовых прогнозах

Шрифт

Иркутские ученые-экономисты -- преподаватели ИрГУПСа -- объясняют, почему официальный уровень инфляции в 2014 побил шестилетний рекорд и чего следует ожидать в области финансовой политики от государства в 2015-м.

 

Дарья Динец

Дарья Динец, кандидат экономических наук, доцент:

 

-- Декларирование внешнеполитической природы современного кризиса на фоне растущего авторитета власти заставляет задуматься об истинных причинах и основных получателях выгоды от сложившейся ситуации.

 

К числу объективных причин декабрьского обвала курса рубля относят сворачивание политики количественного смягчения в США, падение цен на нефть на мировых рынках, замораживание доступа к дешевым деньгам для ключевых российских корпораций, снижение суверенного кредитного рейтинга и рост политических рисков. Все перечисленное, действительно, сыграло роль для массового оттока капиталов из страны. Однако сомнительным выглядит выдвижение их в качестве основных причин падения рубля.

 

Эти факторы подтолкнули экономику к «перегреву» и могли заставить власть пойти на девальвацию, которая возникла не как неизбежный итог перелива капитала, а как способ выхода из кризисной ситуации без существенного влияния на ВВП. Ведь чем дешевле рубль, тем более защищены российские компании-экспортеры от ценовых манипуляций на сырьевых рынках.

 

Безусловно, такая политика может привести к росту инфляции на внутренних потребительских рынках, к банкротству компаний, получающих выручку в рублях. Однако такой эффект не станет для экономики критическим – в конечном счете он приведет к «зачистке спекулянтов», а не к банкротству производителей.

 

Тем не менее из-за высокого уровня инфляционных ожиданий населения в 2015 году следует готовиться к жесткой рестрикционной денежной политике. Причем такая политика, вероятнее всего, негативно скажется на регионах, обеспечивающих рост – здесь речь идет и о Сибирском федеральном округе. Сыграет свою роль сокращение расходов бюджета при истощении материальной и сырьевой базы, неразвитость институтов и реализация на территории региона заведомо убыточных инфраструктурных проектов.

 

 

Анатолий Меркулов

Анатолий Меркулов, кандидат экономических наук, доцент:

 

-- Рост цен по итогам 2014 года обусловлен и внутренними, и внешними обстоятельствами. В первом полугодии преобладал внутренний фактор. Однако в результате разразившейся экономической войны на первый план вышел внешний. В полной мере он проявил себя во второй половине года, и его влияние сохранится на все первое полугодие 2015-го. Политическим центром этого явления, безусловно, является Украина.

 

Внутренний фактор объясняется переходом на импортозамещение, в результате которого себестоимость производства будет расти. Внешний фактор постепенно будет ослабевать, так как западная экономика тоже выдохлась в борьбе с российской.

 

В целом, в 2015 году инфляция может составить 8-10%. Более точно можно будет спрогнозировать, представляя, какой инфляция окажется в транспортной отрасли – удорожание здесь напрямую сказывается на потребительских ценах.

 

Рост цен также зависит от расстановки политических сил внутри страны. Здесь нужно задаться вопросом: кому инфляция выгодна? Во-первых, государству. Бюджет Иркутской области за 10 месяцев 2014 года вырос на 30 %, бюджет России – более чем на триллион рублей. В росте заинтересован и весь крупный монополистический капитал.

 

Противодействующей силой здесь является платежеспособность населения, которая может быть расширена за счет кредитов. Ставки по ним, по всей вероятности, во втором полугодии снизятся. Это позволит нарастить объем заемщиков, и тенденция к сокращению платежеспособного спроса замедлится.