Мы строили, строили и наконец… позвали других

Шрифт

9 февраля стало известно, что губернатор Иркутской области Сергей Ерощенко готов оказать государственную поддержку строительным компаниям из Красноярска.

Выдержку из беседы губернатора с депутатами фракции «Гражданская платформа» в Заксобрании опубликовало информагентство «Альтаир»:  «Подготовленные площадки сейчас областью и городом будут отдаваться строителям на совершенно конкурентной открытой среде. Если побеждать будут красноярские строители – они уже приезжали – которые иркутянам будут строить качественное жилье, более качественное, чем сегодня на рынке Иркутска представлено, и по более дешевой цене, мы их поддержим по государственным программам. А жители города Иркутска, в том числе социальное жилье по сиротам, будут получать в таких более улучшенных планировках».

На официальном портале правительства Иркутской области текст несколько видоизменен: «Сегодня наш регион один из лучших по социальному строительству. Мы продолжим эту работу. Подготовленные площадки областью и городом под социальные объекты и жилье будут предоставляться строителям на конкурентной открытой основе. Мы готовы поддерживать тех строителей, которые готовы возводить качественные объекты по приемлемым ценам»

Но из песни слов не выкинешь, поэтому мы попытались разобраться, какие перспективы сулит иркутянам правительственная поддержка строителей из других регионов.

Квартиры будут дешевле?

Мотив главы региона ясен – планы по строительству нужно выполнять, новое жилье Иркутску и области необходимо. Но в прошлом году, например, в Иркутске ввели в эксплуатацию всего 306 тысяч квадратных метров против более 400 запланированных. По сути, за целый год на 600-тысячный город ввели менее шести тысяч квартир. В 2013, для сравнения, столица региона «разбогатела» на 455 тысяч «квадратов». Чем обусловлено падение почти на 30 %? Причин несколько – выделить какую-то одну, ставшую ключевой, нельзя.

Во-первых, по строителям ударила непростая экономическая обстановка в стране. Подорожавшие кредиты для населения отбили желание у покупателей связываться с ипотекой. Подорожавший доллар практически лишил возможности строительные компании закупать иностранную спецтехнику. Кредитование самих застройщиков прекратилось. Это привело к тому, что на сегодня около 70 % строек в городе встали. В строительных компаниях планы, которые принимались и утверждались еще полтора года назад, корректируются в сторону сокращения. 

Во-вторых, за весь прошлый год ни один новый участок под застройку ни город, ни область не выделили. Масло в огонь подлила необходимость в проведении экологической экспертизы – дорогостоящая, но главное, очень продолжительная по времени процедура, которая до сих пор толком не отработана.

Ситуация, казалось бы, требует экстренного вмешательства властей всех уровней. Тысячи работников строительной сферы оказались под угрозой увольнения, у тысяч иркутян сроки переезда в новое жилье отодвинулись на неопределенный срок. Однако вместо консолидированной поддержки со стороны власти строители получили упрек – вы строите долго, дорого, и вообще у вас картель, поэтому мы позовем иногородних строителей – они сделают быстрее, качественнее и, что главное для покупателей, дешевле.

На самом деле нет

Такой ход власти тоже понятен. Когда условия для плодотворной работы застройщиков не создаются и в упадке вместе с имиджем власти оказывается одна из важнейших отраслей, во всех бедах лучше обвинить самих застройщиков. А заодно вбросить в массы тезис о том, что придут другие – они-то сделают лучше. Проблема в том, что лучше они не сделают. И на это тоже есть несколько причин.

Рассказы о том, что в Красноярске и Новосибирске строят значительно дешевле, к сожалению, не выдерживают даже поверхностной проверки. Средняя стоимость квадратного метра в новостройке Иркутска составляет 52 000 рублей – цена жилья зависит от района. Квадратный метр новостройки в Красноярске – в среднем 60 тысяч – тоже зависит от района. Точно такая же ситуация и в Новосибирске, но там средний ценник на «квадрат» - 70 тысяч рублей. То есть у среднего «дешевого» новосибирского застройщика один метр стоит на 18 000 тысяч больше, чем у «дорогого» иркутского строителя.

Второй момент еще интереснее. Новосибирские и красноярские компании заходят на масштабные стройплощадки с уже подготовленной инфраструктурой. Иными словами, застройщики не включают в будущую стоимость квартир цену подведения сетей – эту заботу берет на себя муниципалитет и область. Задача власти – обеспечить инфраструктуру, задача строителей – начать и завершить возведение здания в указанный срок. Это там. Каким образом иногородние игроки смогут демпинговать, если аналогичных условий в Иркутске просто нет? Площадки с готовой инфраструктурой не готовились в столице региона уже восемь лет. И областные программы по развитию таких площадок отсутствуют.

Третье – это нормы строительства. Если говорить совсем просто, то чтобы дом в Новосибирске не рухнул при трехбалльном землетрясении, бетон укрепляют двумя арматурами. Чтобы дом выстоял в Иркутске при 7-балльном землетрясении, бетон необходимо укрепить четырьмя арматурами.  Но можно и двумя, как в Новосибирске. 

За счет чего иногородние строители могут возводить дома дешевле? За счет демпинга. Компания, которая зайдет на наш рынок, чтобы укрепиться, должна будет несколько лет работать в чудовищный убыток, чтобы обрушить цены. Реализовать это можно при соблюдении двух условий: имея колоссальную по размерам кубышку и заручившись гарантиями на самом высоком уровне, что фирма останется на территории чужого региона как минимум на несколько лет, чтобы окупить вложения.

А чем наши хуже?

К слову, по данным Иркутстата от 25 июня 2014 года, в строительной отрасли Приангарья было занято 46 420 человек. Немногие из этих тысяч строителей одобрят инициативу власти оказать государственную поддержку сторонним игрокам в то время, как местные свыкаются с мыслью о грядущих сокращениях.

Кстати, вчера в Иркутске прошло заседание президиума Союза строителей Иркутской области. Высказывание губернатора на нем обсуждалось только вскользь – не все строители успели прочесть, какие перемены глава региона сулит отрасли накануне заседания.

Юрий Шкуропат, президент Союза строителей Иркутской области:

- Почему это нас надо выгнать, а чужих привести? Надо своих строителей задействовать. Вот сейчас наши компании говорят о планах – по 600 человек собираются увольнять. А ведь там семьи. И вместо них пригласить корейцев, красноярцев или новосибирцев? Это что такое? Против своего народа? Есть сайт, публикующий итоги строительства по регионам, и там видно, что мы выполняем работы ничуть не дороже. Пока что чужаки к нам приезжают делегациями по два-три менеджера, переманивают местных строителей и нашими же руками выполняют свои проекты, выигранные неизвестно как в Москве. Если наши не будут справляться, то тогда хоть кого приглашайте.

Закономерно, но руководители крупных строительных компаний от прямого комментирования мнения Сергея Ерощенко отказались – не хотят портить и без того натянутые отношения.  Зато кулуарно объяснили, что высказывание главы региона вызвало у них некоторую долю недоумения. Однако, оставив в стороне эмоции, они подтвердили, что выступают за здоровую конкуренцию, но не такими методами, когда руководитель одного субъекта открыто заявляет о господдержке компаний других субъектов. Потому что это не очень похоже на здоровую конкуренцию.

Зато в иркутском «Фейсбуке» тема захода «варягов» вызвала весьма оживленное обсуждение. Комментаторы заняли противоборствующие позиции. Первые одобряют действия Сергея Владимировича – конкурентную среду создавать необходимо, потому что в идеале (но при невыполнимых пока условиях) это когда-нибудь позволит снизить цены и повысить качество. Вторые резко критикуют – очень некрасиво получилось с местными: область должна поддерживать своих в тяжелые времена, тем более что они здесь же и останутся, с них можно спросить.

Первое с некоторыми оговорками справедливо с экономической точки зрения. Второе – еще и с этической.

Мнение эксперта

Антон Фабричный, кандидат юридических наук:

- Следует сказать, что к полномочиям администрации Иркутской области в сфере строительства относится прежде всего предоставление земельных участков под застройку. Но осуществляется это на открытой и конкурсной основе. Другими словами, любая строительная компания из Иркутска, Красноярска или любого иного региона может приобрести землю на торгах и возводить строительные объекты. И никакого особого «разрешения» губернатора на это не требуется. Тем более, что разрешение на строительство в городе Иркутске выдает не администрация Иркутской области, а Управление архитектуры и градостроительства города Иркутска. 

Конечно, у региональной власти есть достаточно рычагов для контроля за строительной деятельностью через областные структуры, например, Службу государственного жилищного и строительного надзора. Но этот контроль должен осуществляться в соответствии с законодательством и любая организация вправе оспорить незаконные «административные барьеры» в своей деятельности в антимонопольной службе или в суде.

Мы поинтересовались у руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области Валентины Замориной, насколько корректной с точки зрения антимонопольного законодательства является формулировка: "Если побеждать будут красноярские строители, которые иркутянам будут строить... мы их поддержим по государственным программам": 

- Я лично это заявление главы региона не слышала, поэтому эту формулировку комментировать не могу. Но в том, что на строительный рынок Иркутска могут прийти компании из других регионов ничего плохого нет.  Будет больше конкуренции. Вообще, под застройку жилых комплексов в соответствии с «Земельным кодексом РФ» все участки выделяются по конкурсу. Другого правового регулирования не существует. Кто лучше условия предоставит, тот и победит. Единственное, я уже года три не вижу, чтобы у нас проходили такие конкурсы. Если таковые будут проводиться, то наше Управление намерено внимательно следить за ситуацией и в случае поступления жалоб они будут рассмотрены по существу.