Эксперт: «Пусть не 1937-й год, но 1990-е годы точно наступили»

Шрифт

Иркутяне о задержании мэра Ольхонского района и о молчании СК.

Иркутские СМИ сообщили о задержании мэра Ольхонского района Сергея Копылова утром 29 января. Никакого внятного объяснения происходящему от Следственного управления СКР по Иркутской области не было даже  в полдень 1 февраля. Такое молчание неминуемо порождает множество слухов и догадок, которые множатся с каждым часом и транслируются в СМИ. Это нормальная реакция на отсутствие официальной информации. И подобную политику молчания можно было бы объяснить, если бы не два «но».

Первое: иркутское Управление СКР с гораздо большим азартом комментирует совсем другие - политические - вещи.

И второе: глава ведомства генерал Андрей Бунев именно построение теорий из-за отсутствия четкой и понятной информационной политики ведомства вменял в вину иркутским СМИ. Вот цитата Андрея Юрьевича из интервью ИА «БайкалПост», которое коллеги опубликовали  менее месяца назад – 2 января: «Иркутская область отличается от других регионов ещё и вот этими фантастическими теориями, особенно в политической, экономической сфере. Они настолько раздуваются,  настолько широко освещаются, народ придумывает какую-то фантастику, её обсуждает, и потом уже непонятно, то ли это было, то ли это кто-то сказал».

В связи с последними событиями и в свете отсутствия озвученной позиции СК мы обратились к иркутским экспертам с двумя вопросами: Какие политические последствия на выборах в Госдуму 2016 года может иметь задержание очередного мэра-«единоросса», и как можно трактовать молчание СК по поводу задержания Сергея Копылова?

Юрий Пронин, политолог, главный редактор газеты «Байкальские вести»:

- Я бы не стал торопиться.  Как я понимаю, следствие в самом начале. Бывают разные результаты, и я бы не хотел человека считать осужденным. Я разговаривал с несколькими юристами, у каждого своё мнение, но  есть такая точка зрения – в общем, дело небесспорное и может развалиться. Я говорю – может. Если задержание Копылова ничем не завершится, то для «Единой России» это никакой особой роли не сыграет.  Но если дело будет развиваться, то это очередной минус «ЕР». Поэтому я говорю предположительно.

Молчание СК по поводу задержания Копылова следует  трактовать не в лучшую сторону ведомства. Насчет ареста Копылова всю пятницу  и все выходные средства массовой информации были переполнены сообщениями. Сейчас уже понедельник – и тишина со стороны органов. Еще и ситуация с Красноштановым вытекала из-за того, что происходит с Копыловым. За это время СК не удосужился дать никакой официальной информации. Естественно, земля слухами полнится. Слухи могут быть неточными – это мы видим на примере Красноштанова: то  его задержали, потом это не подтвердилось. А следственный комитет молчит насчёт Красноштанова.

И насчет мэра Ольхонского района до сих пор молчит, хотя и СМИ, и общественность давно должны были получить исчерпывающую информацию  или хотя бы краткую, но внятную. Если о каких-то делах следствие не хочет говорить, то все равно необходимо рассказать, где кто находится и  кому что вменяется. Если учесть, что руководство СК бывает таким разговорчивым по многим другим вопросам, так часто, на мой взгляд, выходящих за рамки компетенций и должностных обязанностей руководства, то очень странно то, что до сих пор нет комментариев, которые работы СК касаются напрямую.

Сергей Беспалов, политолог:

- Для «Единой России» от задержания очередного мэра-единоросса никаких политических последствий не будет. Это сугубо частная разборка и, скорее всего, она связана с подкопом под Красноштанова.

Что касается молчания СК по поводу Копылова, то представители Следственного комитета  в таких случаях говорят: «Мы не обязаны комментировать все свои действия». А по факту, что они могут сказать? Состав, который они инкриминируют Копылову – это превышение должностных полномочий. У нас это самый удобный вариант для расправы с неугодными людьми. Состав, где два эксперта садятся и доказывают сами себе, что вот, действительно, по их мнению, имело место быть превышение должностных  полномочий. Наш следственный комитет в последние месяцы в принципе ведет себя так, что нет сомнений – пусть не 1937-й год, но 1990-е годы точно наступили.

Андрей Фомин, главный редактор журнала «Иркутские кулуары»:

- Думаю, что собственно задержание одного представителя «Единой России» само по себе трудно увязать с объёмом последствий, которые могут произойти в целом для партии и повлиять на выборы. Но, как я представляю, нынешняя ситуация с «Единой Россией» вообще крайне опасна для нее. Она столько наворотила в последние годы, что задержание какого-то мэра какого-то района уже ничтожно по сравнению с этим. Мне кажется даже, что для «ЕР» выборы в Государственную Думу станут моментом истины, в котором станет понятно – они вообще что-то значат как политическая партия, как группа людей, обладающих хоть какой-то харизмой. У нас ведь так принято, такая ментальность общества, что само по себе участие в каких-то неблаговидных или как бы неблаговидных делах не является негативным фактором. Мы в последнее время встречаем много информации о том, что члены «Единой России» берут взятки, сбивают людей на дорогах и т.д. Вот и посмотрим, насколько это скажется на доверии обычных, рядовых избирателей к партии, к этим людям. Не исключаю, что партия найдет в себе какие-то силы, проявит волю и вдруг обернёт то, что пока оборачивается против неё, в свою пользу.

Что касается молчания СК, то не очень бы хотелось трактовать чьи-либо действия в принципе, будь то следственный комитет или просто рядовые граждане. Им, конечно, лучше самим это объяснить, а я могу лишь высказывать какие-то версии и предположения. Мне кажется, вполне допустима версия о том, что СК нечего сказать. Они находятся, как мне кажется и как многим кажется, в состоянии информационной войны против нынешней региональной власти, и если бы тот же Копылов имел хоть какое-то отношение к нынешнему губернатору, следственный комитет, я думаю, дал бы уже 14327 пресс-конференций. Или даже больше. А Копылов не имеет никакого отношения к Левченко, поэтому следственному комитету и сказать-то нечего. И незачем.

ИА «ИркСиб».