Иркутский музей боевой славы. Под угрозой выселения

Шрифт

Работники музея опасаются, что после Дня Победы планы областных властей по закрытию и расформированию уникального музейного комплекса все-таки будут реализованы.А это значит, что первоначальные обещания, данные бывшим губернатором Мезенцевым по сохранению за музеем помещения и должному содержанию всего здания, нынешним главой области Ерощенко не исполнятся.

 

На защиту составной части Дома офицеров уже во второй раз встало иркутское отделение Общероссийского народного фронта. Двухэтажное каменное здание, построенное в конце 19 века купчихой Колыгиной и известное иркутянам как Дом офицеров, попало в поле зрение общественников благодаря Наталье Жадан. Иркутянка, проработавшая в музее больше 14 лет, всей душой болеет за его судьбу и переживает. Не без причин.

Такой один

Наталья Жадан, главный специалист отдела патриотического воспитания молодежи ГКУ «Центр социальных информационных услуг для молодежи «Музей боевой славы»»: 

- Наш музей хоть и маленький, скромный, но он ценен тем, что создавался по крупицам самими ветеранами, по сей день они приносят нам свои награды, боясь, что за ними никто больше не усмотрит. Долгое время музей так и назывался - общественным, в нем не было предусмотрено ставки на работника. Совет ветеранов, который проводил здесь свои встречи, одновременно занимался и экспозицией. Участники войны проводили лекции, экскурсии, праздники для детей, молодежи. Думаю, именно от этого здесь своя особенная, уютная атмосфера: стены здания пропитаны уважением к героям прошлого. Наши двери всегда открыты для гостей, платы за входной билет никогда не было и нет. А самое главное, все экспонаты можно пощупать, чего не сделаешь во многих других музеях. Мальчишки с интересом трогают оружие, возятся возле пулемета, на улице лазят по выставленной технике... А после экскурсии многие признаются, что очень многого не знали.

Особенная атмосфера, о которой говорит Наталья Игоревна, в доме № 47 по улице Карла Маркса, действительно, есть. Вот мы на оживленной центральной улице, напичканной дорогими магазинами и бутиками, но стоит толкнуть старую деревянную дверь, и мы попадаем в другое измерение. Нет, речь не идет о прыжке в дореволюционную или советскую эпоху. Речь о другом – чувствуется, что в этом пространстве четко знают свою миссию – хранить и уважать историю. Даже молодежные организации, которые находятся по соседству с музеем, ведут себя на удивление спокойно – не слышно шума, криков, безудержного смеха. 

Что же касается самих музейных помещений, то их всего два, общая площадь 73 квадратных метра. В масштабах всего внушительного купеческого особняка не такая уж и большая территория. И если студенческие отряды и молодежный кадровый центр там находятся не так давно, то музей боевой славы - самый настоящий ветеран, размещается в этих стенах с 1975 года, несмотря на смену власти и собственников. 

Последнее знаковое событие произошло в 2012 году, когда было принято решение о передаче Дома офицеров от министерства обороны в собственность министерства по физической культуре, спорту и молодежной политике Иркутской области. Сразу же после приобретения такого объекта от областных властей зазвучали амбициозные планы о превращении Дома офицеров в многофункциональный Дом молодежи, о предстоящей реставрации. Предполагалось, что музей боевой славы станет полноправной частью этого Дома, ведь вся его работа как раз и посвящена патриотическому воспитанию молодежи. Но, увы, новоявленному собственнику не удалось в полной мере реализовать намерений - не хватило то ли финансов, то ли желания.

Не сбылось

Наталья Жадан:

- За 3 года, в течение которых музей находится в региональной собственности, не произошло каких-то позитивных событий. Раньше я могла обращаться в министерство обороны, мне шли навстречу и выделяли деньги, хоть и небольшие, на приобретение техники, экспонатов. Отношения у нас были потеплее, комфортнее, там слышали мои проблемы. А теперь стоит обратиться хоть с малейшей просьбой – сразу натыкаюсь на препятствия. Сейчас никак не могу добиться репродуктора, стилизованного под старину. Его стоимость - 3 тысячи рублей, он бы прекрасно вписался в первый зал нашей экспозиции, по нему бы мы крутили радиозаписи времен войны. Но министерство всегда отвечает, что на это у них денег нет. Это при том, что они и так тратятся только на хозяйственные нужды и на мою скромную зарплату в 12 тысяч рублей. Я, конечно, понимаю, что у министерства есть и другие задачи, проблемы, но тогда вопрос – зачем было брать на себя такую ответственность по молодежной политике? Может, стоить разграничить эти две сферы – молодежь и спорт? Зачем брали на баланс Дом офицеров, если не в силах исполнить обещанного?

Поясним, о чем идет речь. В соглашении о передаче Дома офицеров черным по белому указано, что новый владелец, областное министерство по физической культуре, спорту и молодежной политике, обязано содержать здание. 

Вдобавок тогдашний глава Приангарья Дмитрий Мезенцев прямо указывал на будущее Дома офицеров: "Все организации, базирующиеся в Доме офицеров, должны сохранить за собой занимаемые помещения и продолжить деятельность. Кроме того, областное правительство подготовит предложения по созданию там центра по патриотическому воспитанию молодежи".

Сомнительная аварийность

Осознание того, что обещания экс-губернатора нынешний глава Сергей Ерощенко и подконтрольный ему министр Никитин не исполнят, стало отчетливее осенью прошлого года. В Доме офицеров узнали о возможной консервации всего здания из-за его аварийности. И по этому поводу у главной хранительницы музея Натальи Жадан и экспертов совершенно другое мнение. Наталья Игоревна не отрицает, что здание нуждается в ремонте, но вместе с этим напоминает, что Дом офицеров признан лишь частично аварийным.  И отвалившаяся штукатурка - не доказательство ветхости, а всего лишь следы работы экспертов. Они брали пробы, чтобы составить проектно-сметную документацию для реставрации.

– Аварийными являются только участки советской постройки. В некоторых местах сильно «поплыл» фундамент, отваливается штукатурка. Однако основное здание дореволюционной постройки находится в хорошем состоянии и не представляет опасности для посетителей, – комментировала в сентябре 2014 года директор ООО НРМП «Традиция» Алла Мироненко в материале газеты «Губерния».

Выходит, что эта шумиха, поднятая из-за страха за посетителей, не до конца обоснована.

Наталья Жадан:

- Осенью 2014 года нас не хотели подключать к отоплению из-за аварийности, сказали выселяться, но при поддержке Общероссийского фронта удалось отстоять здание.  При этом к другим организациям, находящимся в этом же здании, претензий нет. Только в наш музей ходить нельзя, он угрожает посетителям. Да, я признаю, здание частично признано аварийным. Однако оно хоть и старое, но очень крепкое. Наши гости вообще не посещают аварийные участки – им туда вход закрыт. Теперь под этим же предлогом нашу экспозицию, созданную ветеранами, хотят растаскать на части, передать в областной краеведческий музей. Очень обидно, что это хотят сделать в канун 70-летнего юбилея Победы. И почему судьба музея так не определена? Экс-министру физкультуры, спорта и молодежной политики Иркутской области Игорю Иванову, который добился передачи всего здания в собственность его ведомства, было на что содержать, ремонтироваться здание, а нынешнему нет? Единственная надежда – наши друзья, филиал музея истории города Иркутска «Солдаты Отечества», расположенный на улице Чайковского. Они готовы приняться нас полностью как экспозицию. 

Защитили, надолго ли?

Надо сказать, что в своих переживаниях Наталья Игоревна не одна. Ее поддерживают сотни жителей Приангарья, общественные организации. На ее столе лежит стопка писем, в том числе от иркутского военкомата, от Комитета солдатских матерей, от техникумов, экскурсионных бюро… У губернатора и министра Никитина они просят оставить музей в родных стенах. 

Наталья Жадан:

- Желание оставить музей в Доме офицеров не только мое. Огромному числу общественников, простых иркутян понятно, что переносить наши экспозиции было бы большой ошибкой. Лучше найти средства и провести ремонт крыши, которая протекает и вызывает больше всего нареканий. Лучше развивать существующий музей, добавить средств, добавить экспозиций, интерактива, может, расширить помещения. Зачем так суетиться перед Днем Победы? Такие решения нельзя принимать спонтанно и в формате срочных писем, как это было сделано сейчас. Увидев эту переписку, в которой областное минимущества говорит составлять список для передачи в апреле всех экспонатов, а музеи Иркутска решают, к кому уйдут экспонаты, я пошла на личный прием к министру Никитину. И в очередной раз убедилась, что наш музей проще кому-то передать, чем искать средства на реставрацию, ремонт…  Если все же решение о расформировании музея будет принято, я считаю приемлемым переход только в «Солдаты Отечества», там нас готовы принять полностью, а не частями. Краеведческий музей, к слову, не имеет ни одной постоянной экспозиции. Они хоть и говорят, что у них площади больше, посещаемость увеличится, но и нас посещает немало гостей. К тому же, 15 лет назад, когда сотрудников краеведческого музея приглашали к оформлению нашей выставки, было очень много негативных отзывов. Ветераны были недовольны, что созданный их руками труд исковеркали без их согласия, разместили  фотографии в вольном порядке.

В завершении отметим, что сегодня перевод экспозиции в другое помещение уже вопрос решенный. По крайней мере, так было заявлено на собрании, экстренно проведенном по инициативе областного отделения Общероссийского фронта. Но, несмотря на это, Наталья Жадан не теряет надежды. - Для сохранения экспозиций принято решение о переносе музея из здания Дома офицеров на другую культурную площадку города. Министерство культуры нас в этом поддержало и выразило готовность оказать содействие в решении этого вопроса, - сообщил министр по физической культуре, спорту и молодёжной политике Иркутской области Павел Никитин.