По оценкам участников нашего опроса, большинство предпринимателей ждут тяжелые времена – владельцам бизнеса придется проявлять чудеса эквилибристики, чтобы пережить 2015 год. С какими результатами коммерсанты закрыли 2014-й и вступили в новый, они расскажут сами.
Иван Ющенко, генеральный директор ООО «ИркутскТурист»:
-- В последние месяцы 2014-го спрос на туристические услуги рухнул. Это началось примерно с августа, и к концу года положение значительно ухудшилось. Турфирмы не могут планировать объемы своих продаж – реализация зарубежных туров практически остановилась. Многие агентства закрываются, даже крупные операторы не смогли устоять в сложившихся условиях. Из-за резкого роста валютного курса путевки значительно подорожали. Есть случаи, когда туристы, которые уже забронировали туры и оплатили часть предстоящей поездки, вынуждены от них отказаться, так как доплачивать остаток суммы нужно уже по новому курсу.
В прошлые годы активно продавались туры в Европу (Италия, Греция, Испания, Болгария) как экскурсионные, так и с отдыхом на море. Сейчас же предпочтение отдается Таиланду и Вьетнаму. Вылеты по этим направлениям осуществляются из Иркутска без пересадок. У тех туристов, которые все-таки решились на поездку, заметно снизилась планка запросов – они выбирают более экономичный отдых.
Но не все так печально – есть те, кто уже бронирует путевки на летний отдых в 2015 году. Некоторые местные санатории и турбазы на Новый год и Рождественские каникулы продали все места.
Обстановка в сфере туризма сейчас очень непростая. И никто не может сказать, как будут развиваться в ней события в 2015-м.
Артем Рыжкин, руководитель отдела продаж автоцентра «Honda»:
-- 2014 год для нас прошел в штатном режиме, никаких видимых изменений по сравнению с прошлым годом не наблюдалось. Конец года на авторынке в принципе всегда отличается высокой покупательской активностью, ушедший год не стал исключением.
Я слышал, что некоторые автодилеры в конце декабря прекратили ввоз авто в Россию. Что же касается нас, то нет никаких стоп-листов, поставки продолжаются. Наш бестселлер – Honda CRV – приходит из Америки и Великобритании, все комплектации доступны для заказа. В связи с повышением курса доллара цены на автомобили, конечно, выросли во всех автосалонах, и мы не стали исключением.
Мы готовимся к тому, что в 2015 будет спад продаж. Конкретно по цифрам ничего сказать не могу, но надеюсь, что показатели не станут критичными, и глубокого кризиса мы не почувствуем. Начало года не будет отличаться от того, каким оно было всегда. Январь, как показывает практика, «разгрузочный» месяц, любая торговля стоит, но в феврале рынок понемногу начнет восстанавливаться.
Игорь Новопашин, директор магазина товаров для животных «Рыжий Кот»:
-- Покупательская способность падала в течение всего 2014-го года. Особенно сильно мы это ощутили в последние три месяца. Ноябрь вообще оказался мертвым – в магазине просто не было покупателей. Люди, судя по всему, в непростое время стараются закупить более нужные вещи. Нам, конечно, придется под эту ситуацию подстраиваться - будем менять ассортимент, предлагать более дешевые позиции.
Каким будет 2015, сложно сказать. Скорее всего, рынок замерзнет, потому что грядет серьезная наценка практически на все группы товаров. Пока что цены в магазине мы сохраняем на прежнем уровне – но это старые закупкит. Поставщики уже изменили свою политику: одни отменяют скидки, другие просто повышают цены.
Зато в такие непростые периоды и проявляется истинное лицо бизнесмена: одни делают все, чтобы не потерять покупателей, а другие переписывают ценники и ждут.
Несмотря ни на что, я стараюсь оставаться оптимистом. Вспоминая кризис 2008-го, могу точно сказать, что было хуже.
Борис Чирков, президент «Товарищества ресторанного дела в Сибири»:
-- Посещаемость ресторанов снизилась примерно на 30% в течение последнего полугодия. Не только в нашем регионе, но и по всей стране. Что касается таких заведений, как фастфуды, закусочные, столовые – они особых изменений не почувствовали и, возможно, будут даже в выигрыше при нынешней ситуации. А именно ресторанный сегмент – с высоким чеком и соответствующим обслуживанием – существенно потерял клиентов.
Для многих рестораторов предновогоднее время омрачилось тем, что организации отказывались проводить корпоративы. Даже заказанные заранее банкеты отменялись.
Средний чек в ресторанах вырос, но только из-за того, что выросли цены, а само количество чеков снизилось. Стоимость блюд растет из-за стоимости продуктов у поставщиков, а поскольку немалая доля продуктов идет из-за рубежа, удорожание доллара их вынуждает поднимать цены. Эмбарго на ввоз зарубежной продукции не создал особых проблем. Разве что были затруднения с сырами. Сейчас общепит старается переходить на местные продукты, сотрудничать с фермерами. Многие рестораны даже идут на убытки, снижают наценки ниже прибыльного для себя уровня, чтобы удержать гостя.
Уверен, что 2015-й год будет тяжелым, по крайней мере, в начале. Даже в Москве и Санкт-Петербурге многие рестораны отработали новогодние корпоративы и закрылись, либо перепрофилируются на более дешевые заведения.
Игорь Юферев, технический директор ООО «Комту-Сервис Центр»:
-- Мы занимаемся гарантийным обслуживанием и ремонтом бытовой техники. Есть основания предполагать, что наша сфера в скором времени ощутит рост спроса. Во время кризиса 1998 года, когда многие потеряли сбережения, люди стали понимать, что выгоднее ремонтировать старые вещи, чем покупать новые. Любого вида мастерские тогда пошли в гору, и большинство стартовавших тогда сервисов представлены на рынке до сих пор. Вполне вероятно, что ситуация повторится. Особенно с учетом того, что из-за скачков валютных курсов вся техника значительно подорожала.
В январе 2014 года мы отметили рост спроса на ремонт, то же самое будет и сейчас.