По их мнению, «В Европе все плохо и будет еще хуже».
Санкционная политика в отношении России не замедлила сказаться на странах-инициаторах ограничений. Подорожали нефтетопливо и газ, растут цены на продукты, складывается дефицит товаров первой необходимости. Экономисты из Иркутска Надежда Грошева (на фото) и Роман Зеленин комментируют последствия антироссийской политики, бумерангом ударившей по Евросоюзу.
Население стран ЕС оказалось не готово выдержать серьезный рост повседневных расходов и, как следствие, начались акции протеста. В Германии и Черногории люди возмутились подорожанием топлива и продуктов. В Испании на улицы вышли водители, во Франции – фермеры. В Греции ввели ограничения на покупку муки и масла, что также не понравилось гражданам. В Турции раскупили российские продукты. К такому положению дел Европа не привыкла, но все это – лишь начало, считает экономист, начальник отдела по работе с профессиональными клиентами Группы компаний «БКС» Роман Зеленин.
«Жители Европы и североамериканского континента не привыкли к тому, что на их территории инфляция может достигать двузначных значений. Бензин подорожал до рекорда – с начала 2022 года его стоимость в США выросла на 46%, а в начале марта рост цены на бирже доходил до +75% в стоимости. И это еще начало, потому что и стоимость газа будет только подниматься, а значит, будут дорожать и сельскохозяйственные удобрения, ведь газ играет ключевую роль при их производстве. Так что благополучие жителей европейских стран будет снижаться. После весенней посевной начнут дорожать и продукты», – анонсировал эксперт.
Ситуация закономерна, потому что разрыв привычных логистических цепочек не может не сказаться на обеих сторонах поставки. Необходимо помнить, что санкционное оружие – вещь обоюдоострая, подчеркнула доктор экономических наук, декан Сибирско-американского факультета ИГУ Надежда Грошева. В качестве примера она привела поставки российского металла.
«Несомненно, можно отказаться, например, от нашего металла, но нужно понимать, что его нужно чем-то заместить. Чем и в какие сроки они его будут замещать, это для них очень большой вопрос, потому что металл, который производился в других странах, был законтрактован. Соответственно, поднимется цена, поднимется себестоимость, и те, кто хотел получить металл от других поставщиков, я думаю, будут его заказывать опять же у нас», – говорит специалист.
В Иркутской области работают два завода объединенной компании РУСАЛ. Она – крупнейший в мире производитель алюминия и один из крупнейших производителей глинозема. На долю компании приходится около 6% мирового производства алюминия и 6,3% глинозема. Компания присутствует в 20 странах мира на пяти континентах. Такую отлаженную схему сложно отменить в одночасье по политическому требованию запада.
«У нас сейчас прекрасная возможность выстроить систему импортозамещения. Да, не все товары можно быстро заместить, будут некие временные сложности. Но в 2014 году мы уже показали, да и исторически, что Россия может быстро сориентироваться и перестроиться, создать новый бизнес. У нас хорошая предпринимательская и производственная база. Я думаю, что мы-то как раз гораздо легче переживем санкции, чем страны, которые останутся без привычных для них сырья, продовольствия и прочего», – уверена Надежда Грошева.
Как резюмировал Роман Зеленин, «гиперреактивность» зарубежных политиков при введении антироссийских санкций окажет влияние на все европейские страны и США. Через несколько месяцев уровень инфляции там может подняться выше 10% в годовом эквиваленте. Могут даже поменяться основные мировые валюты, которые используются в международных расчетах в экономике, подытожил эксперт.
ИА «ИркСиб».