Депутаты и представители областного правительства затронули вопросы развития инфраструктуры.
В среду, 22 июня, в рамках 57 сессии Законодательного Собрания Иркутской области прошел депутатский час о развитии туризма на территории Приангарья. В заседании участвовали первый заместитель председателя областного правительства Руслан Ситников, министр транспорта и дорожного хозяйства региона Максим Лобанов, представители мэрии Иркутска, аэропорта и Прибайкальского национального парка.
Представители правительства рассказали о том, что сделано в прошлом году и поделились ближайшими планами. По словам Руслана Ситникова, помимо ключевого вопроса – инфраструктуры – необходимо разрабатывать туристические маршруты на период межсезонья, создать событийный календарь и решить вопрос подготовки профессиональных кадров. Кроме того, предлагается популяризировать зоны отдыха вне территории озера Байкал. В 2021 году совместно с главами муниципальных образований удалось запустить этот механизм. Такие предложения пользуется спросом у жителей муниципальных образований, которые получают возможность дополнительного заработка за счет туристов.
В прошлом году пилотный проект по развитию сельского туризма реализовали в Заларинском районе. Местным жителям удалась заработать около одного миллиона рублей. В этом году аналогичные проекты планируется реализовать в Качугском и Осинском районах, и уже поданы заявки от Усольского, Черемховского, Боханского и Братского районов.
Анатолий Обухов, депутат от КПРФ, считает, что люди, отправляющиеся в туры по некоторым муниципальным образованиям, могут столкнуться с проблемами плохих дорог и отсутствием общественного транспорта, на котором можно добраться до достопримечательностей.
Министр транспорта и дорожного строительства Иркутской области Максим Лобанов рассказал, что работа по ремонту и строительству планируется в три этапа: текущий и капитальный ремонт, а также перспективное планирование по новым дорогам. Помимо этого, в планах – развитие придорожного сервиса, остановочных пунктов, зон рекреации. Сейчас из всех дорог, ведущих к Байкалу, менее половины соответствуют нормативному состоянию.
Вице-спикер ЗС Ольга Носенко уделила внимание развитию Листвянки. Она напомнила о проекте создания центра международного байкальского туризма, который презентовали еще в 2006 году на Байкальском экономическом форуме. Проект остался не реализован. Он предусматривал множество инфраструктурных объектов, в том числе и строительство аквапарка. Депутат адресовала вопрос о судьбе поселка Руслану Ситникову.
Он ответил, что ведется работа по установке границ Листвянки, на сегодня имеются всего три проблемных участка, по которым спорные вопросы. Разработана карта с указанием объектов инфраструктуры, общественных зон, которые можно разместить в поселке. Есть идеи, как наладить общественный транспорт, обновить рынок, расширить автостоянки. В ближайшее время состоится совещание с участием губернатора, на котором этот проект презентуют.
Ольга Носенко затронула и проблему Байкальска. По ее мнению, существующий мастер-план развития города – уникальный, но нужен инвестор, готовый вложить в него 160-170 миллиардов рублей. Сегодня в Байкальске существует три проблемы, которые этому мешают: экологический вред, изношенные на 80% сети и ТЭЦ.
«Более десяти лет существует Байкальская экономическая зона. Но мы до сих пор не приняли никаких мер, чтобы начать реализацию проектов. А в Бурятии это сделали. Также до сих пор Байкальск носит статус моногорода, что тормозит развитие. Из-за введенных санкций все работы переносятся на 2023 год. В ближайшее время состоится обсуждение дальнейших действий. Президент на экономическом форуме в Санкт-Петербурге ясно поставил задачи и по развитию туризма, в частности по Байкальску. Поэтому не реализовывать их мы не можем», - пояснила депутат.
Депутат от фракции ЛДПР Олег Попов считает перспективным направлением развитие автотуризма в регионе, и предлагает создание на Байкале кемпингов, которые работали бы по системе автодомов, обеспеченных водой и электричеством. Также парламентарий выступил с предложением развивать промышленный туризм, который предполагает знакомство с деятельностью различных предприятий на территории области. Это может быть одна из ГЭС или Алюминиевый завод. Однако простому туристу невозможно попасть на режимные объекты. Парламентарий поинтересовался, пробовало ли правительство договориться с руководителями предприятий о возможности экскурсий на объекты.
По словам Руслана Ситникова, переговоры с несколькими компаниями велись. Он напомнил, что развитие этого направления поддерживается на федерльном уровне и пообещал возобновить работу в ближайшее время.
Председатель комитета по бюджету, ценообразованию Заксобрания Наталья Дикусарова озвучила идею о вело-пешеходных дорожках к Байкалу. В качестве примера был предложен маршрут до Листвянки. Депутат уточнила у министра дорожного хозяйства Максима Лобанова, какие договоренности есть по этому перспективному, на ее взгляд, направлению.
Министр транспорта пояснил: согласно техническим характеристикам, невозможно организовать велосипедный маршрут вдоль автомобильной дороги из Иркутска в Листвянку. Можно реализовать альтернативный вариант – проложить велотрассу вдоль леса где это возможно в Иркутском районе. Предложение прорабатывается с местной администрацией территории. Кроме того, обустройство вело-пешеходной дорожки предусмотрено на пяти километрах трассы до поселка Хужир в рамках капитального ремонта.
Также в ходе депутатского часа обсуждался вопрос развития инфраструктуры в Прибайкальском нацпарке, по территории которого пролегают живописные пешие маршруты. Говорили об устойчивом интернете и сотовой связи в местах отдыха, популярных у туристов. Собравшиеся уделили внимание модернизации Иркутского аэропорта и строительству нового авиаузла.
Депутат по одномандатному округу №9 Андрей Андреев рассказал о дороговизне перелётов из центральной части России в Иркутскую область. По его данным, только в одну сторону билет на ближайший рейс до Иркутска стоит 70 тысяч рублей в эконом классе. Он связывает это с тем, что авиакомпании осуществляют перелеты на самолетах малой вместимости и есть потребность выводить на рейсы лайнеры большей вместимости.
«Раньше в летний период авиакомпания «Аэрофлот» выводила на рейсы широкофюзеляжные машины. Может быть, стоит главе региона провести переговоры с главой Минтранса и для Иркутской области согласовать перелеты на Аirbus 330, 350. Поскольку это позволит снизить стоимость перелета», - обратился депутат к Руслану Ситникову.
Он, в свою очередь, отметил, что губернатор вел переговоры с авиакомпанией S7, но руководство перевозчика считает, что рейсы на самолетах большей вместимости в Приангрье не рентабельны. С «Аэрофлотом» обязательно проведут переговоры. Спикер Заксобрания Александр Ведерников попросил ускорить решение этого вопроса.
Депутат Виктор Кондрашов, отметил, что туризм – это «индустрия впечатлений», которая создается не благодаря проектам на бумаге, а реальным людям, которые организуют отдых, строят отели. Он предложил спросить у них, в чем есть потребность. По мнению экс-мэра Иркутска, построить работающую стратегию для развития туризма в регионе можно при взаимодействии с действующими представителями бизнеса. Существуют проблемы и с подготовкой квалифицированных кадров – нет целевого обучения, негде пройти практику и повысить квалификацию. Также есть проблема с размещением.
«Кто-нибудь пробовал построить отель? Очень сложно получить на это разрешение, за исключением особой экономической зоны. В Центральной экологической зоне невозможно пройти экспертизу и проложить коммуникации. Поэтому о новых местах размещения и говорить не приходится», - резюмировал депутат.
По его мнению, самые большие турпотоки разделили Листвянка и остров Ольхон, где до сих пор остро стоит вопрос с электричеством, транспортом. Нужны большие инвестиции. Кроме того, 90% живописных мест находятся на территории национального парка. По мнению парламентария, нужно вести переговоры с руководством нацпарка о возможных вариантах размещения для посетителей.
Председатель комитета по собственности и экономической политике ЗС Николай Труфанов пояснил, что все предложения, поступившие от парламентариев, будут проанализированы и лягут в основу постановления, которое депутаты подготовят к следующей сессии.
Подводя итоги депутатского часа, спикер Александр Ведерников отметил, что работа по развитию туризма должна проводиться на межведомственном уровне, в нее должны включатся все министерства, а также представители туристического бизнеса.
«Сегодня, когда у туристов востребован внутренний туризм, на этой теме должно быть сфокусировано внимание всех, кто задействован в сфере гостеприимства. Работа должна проводиться на межведомственном уровне, чтобы создавать по-настоящему привлекательные турпродукты и комфортные условия для гостей Иркутской области», - заявил он.
ИА «ИркСиб».