Чем аукнутся «Хутора»?

Шрифт

Эксперты говорят об окончательной утрате доверия Кремля к действующей власти Приангарья.

Региональное Управление Следственного комитета, которое до последнего времени упорно не замечало скандалы со странными схемами с участием бюджетных средств при некачественном и чересчур дорогостоящем строительстве детских садов и реконструкции резиденции «Ангарские хутора», вдруг, как по велению волшебной палочки, возбудило сразу несколько уголовных дел. Но засуетились в Иркутске лишь после того, как в областной СК прилетел пинок от главного следователя страны Александра Бастрыкина. Вся эта ситуация, по мнению экспертов, однозначно негативно скажется на политическом имидже областной власти во главе с врио губернатора.

По поводу чего дела?

12 августа депутат Госдумы Сергей Левченко побывал в кабинете председателя Следственного комитета России Александра Бастрыкина. Как уже сообщал«ИркСиб», на встрече обсуждались три темы: долгое строительство Ледового дворца, дорогостоящее и некачественное строительство детских садов и непонятные общественности расходы на реконструкцию резиденции то ли президента страны, то ли губернатора Ерощенко «Ангарские хутора». Со слов Сергея Левченко, Александр Бастрыкин был возмущен тем, что происходит с этими объектами, и дал поручение о немедленном возбуждении ряда уголовных дел.

В этой ситуации неприглядно выглядит руководство регионального Управления СК. Ведь по детским садам и «Ангарским хуторам» иркутские следователи приняли процессуальное решение и после проведенных доследственных проверок дали отказ в возбуждении уголовных дел. А тут оказалось, что сам председатель СК не согласен с действиями подчиненных. За какие-то часы его сотрудники достали спрятанные в архив материалы и срочно возбудились.

«В связи с обращениями депутатов Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации о проверке следственным путем ряда действий должностных лиц Иркутской области, следователями регионального Управления Следственного комитета, несмотря на ранее проведенные по аналогичным сообщениям доследственные проверки, по указанию председателя Следственного комитета Российской Федерации возбужден ряд уголовных дел, - говорится в более чем скромном сообщении на сайте Следственного управления СКР по Иркутской области. - В ходе следствия будут дополнительно проверены факты приобретения и строительства зданий детских садов, а также расходования денежных средств на строительство Ледового дворца и реконструкцию гостинично-оздоровительного комплекса, принадлежащего Иркутской области».

По Ледовому дворцу с горем пополам что-то движется - одно уголовное дело по превышению должностных полномочий бывшего директора областного УКСа Павла Таюрского направлено в суд. По версии следствия, несколько лет назад было заключено дополнительное соглашение к госконтракту с подрядчиком и ему перечислили 190 млн рублей. В ходе разбирательств так и не были получены внятные ответы, куда ушли 140 млн от указанной выше суммы. Строительство шло два года - в 2011-м и 2012-м. Потом подрядчик вдруг финансово занемог и стройка встала. Но это лишь один факт, который хоть до суда удалось довести.

По резиденции «Ангарские хутора», принадлежащей правительству Иркутской области, все гораздо сложнее. Этот объект находится под особым покровительством региональных властей. Еще при Борисе Ельцине здесь пытались сделать резиденцию президента, но по ряду причин, основной из которых является безопасность, от этой идеи решили отказаться. Но в «сером доме» от такого лакомого куска собственности решили не отказываться, на реконструкцию гостиницы выделили большие деньги. Все бы ничего, но в 2014 году разразился скандал. Группа депутатов Законодательного собрания области возмутилась, почему вдруг в конце года управлению делами губернатора плюсом в бюджетные расходы добавляется 102 млн рублей непонятно на что. Когда вопросы были заданы министру финансов Наталье Бояриновой, она ответила, что это деньги на легендированный объект, а информацию о нем могут выдать только людям, которые имеют доступ к секретной информации. Так или иначе, КСП провела проверку. Акт впоследствии засекретили, обозначив его как для служебного пользования. Но результаты все же просочились в СМИ. Судя по изложенным фактам федерального издания «Совершенно секретно», деньги пошли на приобретение дорогой мебели, инвентаря и элементов декора.

«По данным проверяющих, наборы для гольфа за полмиллиона рублей, простыни за 60 тысяч, одеяла за 120 тысяч рублей и прочие дорогие безделушки являются собственностью частного подрядчика, который по договору аренды передал данное имущество в аренду для оснащения ГОК «Ангарский хутор», а арендная плата составила 98 тыс. рублей в год. Кто стоит за «благодетелем»? - задается вопросом «Совершенно секретно».

Об «Ангарских хуторах писала и газета «Аргументы недели». «По-­настоящему барской и вызывающей оказалась и комплектация тренажерного зала, где установлены две ванны­-джакузи из японского кипариса, которые вместе с дополнительным оборудованием обошлись бюджету в2,9млн рублей, - писала газета. - При этом по заключению государственной экспертизы кипарисовые ванны должны были быть заменены на акриловые эквиваленты, максимальная стоимость которых –318тысяч рублей. Таким образом, почтимиллионрублей потрачен неэффективно. А вот дизельный генератор, который управление делами губернатора планировало приобрести в рамках реконструкции гостиничного комплекса, и вовсе исчез в непонятном направлении, поскольку оказалось, что дизельная электростанция в перечне объектов на учете управления делами губернатора не числится».

О необоснованно дорогом строительстве детских садов в Иркутской области также много писалось. Региональная власть хвасталась, что в территориях одно за другим возводятся детские учреждения. Но после пафосных перерезаний ленточек выяснилось, сколько недостатков имеют эти строения. В некоторых населенных пунктахсебестоимость одного места в садике составила полтора миллиона рублей.

В областном министерстве образования стоимость строительства объяснили изначальным отсутствием на местах необходимых коммуникаций. При этом очень скоро стало очевидно, что подрядчик построил детсады с серьезными нарушениями: зданиям всего год, а они уже покрылись трещинами и плесенью, воспитатели жалуются на неприятный запах от линолеума, который не исчез за год эксплуатации.

Теперь следователям придется разбираться во всем этом, причем не абы как, а внимательно, ведь Александр Бастрыкин взял расследования под личный контроль.

Неприятный поворот сложился из-за новых обстоятельств за месяц до выборов губернатора и для политтехнологов «серого дома». Эксперты в один голос говорят, что все это неблагоприятным образом скажется на политическом имидже кандидата от партии власти.

Мнение экспертов

Юрий Пронин, политолог: «То, о чем неофициально говорилось давно и на разных уровнях, причем не отрицалось публично и на официальном уровне, сейчас получило такое развитие. Это еще раз показывает, что местные правоохранительные органы до тех пор, пока не вмешался федеральный центр в лице председателя Следственного комитета Александра Бастрыкина, не шевелились. Я считаю, что это очередной убедительный громкий сигнал федеральных органов власти, что в Иркутской области на сегодняшних выборах нет однозначной ставки на кандидатуру Сергея Ерощенко. И федеральный центр не видит ничего плохого, если произойдет смена власти. Другой вопрос - жители Иркутской области в основной своей массе не узнают об этой реакции Москвы, так как СМИ, подконтрольные «серому дому», явно дали запрет на распространение информации о возбуждении уголовных дел. И если даже она где-то как-то появится, то из нее не будет понятно, на кого именно Бастрыкин направил острие следствия. Однозначно, эта ситуация ударит по политическому имиджу областной власти».

Сергей Беспалов, политолог: «Я на самом деле чудес не жду, потому что у нас чем больше воруешь, тем меньше сидишь. Сам факт, что в этом мусорном баке начали копаться, - это уже хорошо. Такое развитие событий заставит многих областных чиновников задуматься. И эти расследования станут хорошей встряской команде Ерощенко: до последнего времени она придерживалась философии, что ей можно все и за это ничего не будет. Эта ситуация указывает еще и на большой политический успех Сергея Левченко, который, действуя в правовом поле и опираясь только на факты, добился возбуждения этих уголовных дел».

Сергей Ильин, политолог: «Факт говорит сам за себя. Возбуждены дела. Хотя все эти события случились не сегодня, реакция Александра Бастрыкина показывает, что все же мы живем в государстве, а не в чьей-то вотчине, в которую действующая власть пытается превратить Иркутскую область. Темы, по которым были возбуждены уголовные дела, находятся в поле зрения общественности, хотя большинство СМИ о них ничего не говорит. Для того чтобы создать иллюзию, что в Иркутской области все хорошо, прессе заткнули рот государственными контрактами, причем за бюджетные деньги. Реакция Москвы должна повлиять на предвыборную ситуацию. Она простимулирует явку избирателей».

Оксана Черкашина, адвокат: «Уголовные дела возбуждены на фоне общественного резонанса. Эти темы давно обсуждаются. Неоднократно сообщалось, что все эти преступления замалчиваются в интересах конкретных должностных лиц. Данные уголовные дела возбуждены по фактам, а не в отношении конкретных лиц, в связи с чем перспектива от возбуждения до реального направления в суд в подобных делах туманна. В ходе расследования предстоит установить состав преступления и виновных лиц. Учитывая ситуацию в области, это будет возможно только при строгом контроле со стороны руководства Следственного комитета России. Если такой контроль будет, то к расследованию подключатся лучшие силы регионального управления и центрального аппарата СК. Я прогнозирую, что эти дела будут расследоваться длительное время, так как они очень сложные. Так, по детским садам нужно изучить большой объем документов, провести экспертизы, в том числе строительно-техническую. Такая экспертиза объемная и дорогостоящая. Ее смысл в том, чтобы установить, насколько здания детских садов соответствуют строительным нормам. Что касается «Ангарских хуторов», то, насколько мне известно, это объект засекреченный. Значит, и дело будет засекреченным. Никакой информации по нему общественность получать не будет, доступ к ней получат только те, кто имеет допуск к секретным материалам, что, на мой взгляд, осложнит контроль за объективностью и полнотой расследования». 

На фото: резиденция «Ангарские хутора». Фото Максима Гладкого, «Совершенно секретно» No.09/338

Скиншот сайта СК РФ по Иркутской области с новостью о возбуждении уголовных дел