Почему Сергей Ерощенко предпочитает лечиться в Европе?
Понадобилось мне намедни в поликлинику сходить. Надо сказать, посещение этих лечебных учреждений я очень не люблю, поскольку хамство, очереди, блат и бесконечные «я только спросить» способны вывести из терпения даже архангела. Не приспичит – не пойдешь, в общем. А тут приспичило. Как полагается, позвонила, уточнила время приема и возможность записи. Вежливость сотрудницы регистратуры даже вызвала слабую надежду на то, что ситуация поменялась. Ага, как говорится, щас… В тесном душном коридоре терапевтического отделения – огромное количество больных, поскольку на 12 участков работает только 5 терапевтов. Присесть негде – все места заняты пожилыми или теми, кому совсем невмоготу стоять. Ругань, склоки, на каждого заходящего смотрят с ненавистью… И в таком «удовольствии» я провела почти три часа. Плюс пять минут в кабинете – и я свободна! А кто-то – нет, ведь болезни надо лечить…
Писать куда-то жалобы бессмысленно – в лучшем случае ответят, что в регионе нехватка врачей, и призовут в очередной раз потерпеть и войти в положение. Или вообще никак не отреагируют. Тем временем ежегодно только на бюджетные места в Иркутском государственном медицинском университете поступает более 400 человек. И 450 человек принимают в интернатуру.
Вот только до поликлиник эти кадры редко доходят. Отсутствие нужного числа специалистов оправдывается слишком маленькой зарплатой – по словам медиков, она редко превышает 20 тысяч рублей. Это практически в два раза меньше, чем сумма, озвученная в отчете министерства здравоохранения Иркутской области за 2014 год.
Давайте рассмотрим, почему так получается. Медицина у нас в стране делится на государственную и коммерческую. С финансированием последней все просто: сколько пациенты заплатят, столько в конце расчетного периода и получат врачи – с учетом ряда вычетов. Государственная так называется из-за того, что должна финансироваться за счет средств государственного же бюджета. Частично ее финансируем мы, рядовые граждане, за счет отчислений в фонд ОМС. И зарплата медиков обычной поликлиники должна выплачиваться из бюджета.
Также, согласно положениям реформы здравоохранения, которая семимильными шагами идет по стране, из средств бюджета должны закупаться как расходные материалы в больницах и поликлиниках, так и оборудование для проведения диагностики здоровья пациентов, а также оплачивать капитальный ремонт и реконструкцию объектов здравоохранения. Средства выделяются под участие в федеральной программе «Развитие здравоохранения», которая состоит из 11 подпрограмм. Общий объем денежных средств, выделяемых из федерального бюджета на эту программу с 2014 по 2020 год составляет 2,38 триллиона рублей. Сколько из этого достанется нашей области?
Тем временем в Иркутской области никак не закончится ремонт 2 блока областной клинической больницы, который начался в ноябре 2013 года и должен был завершиться в октябре 2014 года (мы писали об этом 21.08.2015 г.). Причина – недостаточное финансирование работ на объекте со стороны области. Состояние большинства поликлиник плачевное – косметический ремонт не может скрыть того, что зданиям требуется тотальное обновление. В ряде больниц заканчиваются расходные материалы – бинты, марля, вата, катетеры, перчатки и прочее. Для того, чтобы их закупить, руководство больниц вынуждено урезать остальные расходы, в том числе и на зарплату своим сотрудникам. В селах и деревнях закрываются ФАПы из-за того, что там некому работать. Областные власти в лице губернатора Сергея Ерощенко рапортуют о скором строительстве в области 22 новых ФАПов, но, опять же – кто там будет работать? Ведь обещанные региональные надбавки сократились в 2 раза по сравнению с прошлым годом, а официальный оклад врача за 1 ставку даже в Иркутске может составлять 5000 рублей.
У нас в России принято все надежды на лучшую жизнь возлагать на власть имущих. Вот, мол, приедет к нам Президент (премьер-министр, представитель Президента в округе, министр такой-то, губернатор…), посмотрит, как мы тут плохо живем, и проникнется нашими проблемами, даст денег, и сразу все изменится как по мановению волшебной палочки. Ну, приехал. Ну, посмотрел. И все. Ничего не меняется.
В своей реальной жизни наши чиновники в обычную поликлинику не ходят, предпочитая лечение за границей. По информации из СМИ, в феврале 2015 года губернатор Иркутской области Сергей Ерощенко на встрече актива регионального отделения «Общероссийского народного фронта» (присутствовало 44 активиста ОНФ, 15 представителей местного правительства) в своем выступлении по вопросам доступной среды привел пример из личного опыта, он сам в Германии делал операцию на ногах, что активно обсуждалось жителями Иркутска на различных форумах. Для реабилитации губернатора, предположили жители Иркутской области, была куплена велодорожка за 1 млн рублей рублей. Этот факт, наравне с другими данными о лечении чиновников за рубежом (причем зачастую на бюджетные средства!) привел к тому, что на форуме «Общероссийского народного фронта» (ОНФ), посвященном проблемам медицины и здравоохранения, президент Владимир Путин отдельно остановился на данном вопросе, посоветовал чиновникам «вернуться к народу» и поправлять здоровье в российских клиниках и больницах.
Вот только, несмотря на эту рекомендацию, вряд ли наш иркутский губернатор встанет на учет в обычную иркутскую поликлинику и будет мирно сидеть в очереди, дожидаясь приема у стандартного участкового терапевта. Конечно, можно сказать и о том, что в этом случае он не лечиться будет, а выслушивать жалобы, обещать реагировать, принимать меры и прочее. Но, мне кажется, это будет ему полезно – уж больно далека от народа наша власть.
Может, тогда треть областного бюджета, которая направляется на развитие медицины, (об этом Сергей Ерощенко сообщил на пресс-конференции в июне текущего года) до этой самой медицины дойдет, а не осядет в чьих-то липких карманах.
Пока я ждала своей очереди к участковому терапевту, увидела в руках у трех соседок книги типа «Рецепты народной медицины» и «Помоги себе сам». А две бабушки активно обсуждали лечение желудка картофельным соком и избавление от суставных болей с помощью тибетской гимнастики. Если наша областная медицина будет «развиваться» такими же темпами, создатели подобных брошюр озолотятся. Да и я, чего доброго, пойду настаивать чеснок на керосине. И гвоздик ржавый поищу – говорят, от зубной боли лучше старого сала помогает…
Алла Ижевская, специально для «ИркСиба». Фото из блога Николая Ляскина.