Российский союз молодежи попытался биться за свои кабинеты, удобно расположенные в центре города, но никакие доводы не помогют.
Беспощадная статистика
- Впервые нас пытались выгнать на улицу еще лет 20 назад, в 1990-х, - начинает рассказ председатель иркутского отделения общественной организации «Российский союз молодежи» Александр Попов. – Тогда мы занимали помещения в здании на улице Ленина, 1. Оно вдруг срочно понадобилось казначейству.
РСМ попытался биться за свои кабинеты, удобно расположенные в центре города, но никакие доводы не помогали. Попова попросту вызвали в правительство и громким шепотом спросили: «Вы что, всю область без денег оставить хотите? Это же само казначейство! А вы тут со своей инициативной молодежью уперлись». Военные действия прекратил губернатор Ножиков, выделив общественной организации сразу два этажа в небольшом здании неподалеку - в довольно уютном кирпичном пристрое на улице Чкалова, 39.
Несколько десятков кабинетов на двух этажах – первом и пятом, всего 600 квадратов. Правда, 200 из них оказались «местами общего пользования» - коридорами и туалетами. Но все же грех было жаловаться, места хватало и вечным «спутникам» РСМ – федерации детских организаций, объединениям студентов и молодых избирателей. С них не брали ни копейки. Важно отметить: помещения союзу молодежи выделили не в аренду, а в полное хозяйственное ведение.
- У нас и документы все подтверждающие на руках, а как же, - демонстрирует бумаги Попов. – Вот распоряжение Ножикова, акты приема-передачи, документы из БТИ. Везде есть указание про хозведение - это собственность правительства Иркутской области, но находится она целиком в нашем распоряжении, мы за нее отвечаем, мы за нее платим.
Траты, кстати, всегда получались немалые: коммунальные платежи, уборщица, вахтеры и охранники. РСМ – организация общественная: за свои мероприятия и проекты она не получает ни копейки. Единственная возможность содержать помещения – сдавать в аренду лишние из выделенных кабинетов.
Можно было бы сказать, что на новом месте жизнь у союза молодежи удалась, если бы не соседи. Третий и четвертый этажи в здании на Чкалова занимало и занимает по сей день иркутское отделение службы статистики. Они неоднократно заявляли, что все здание было построено именно для их службы и старались всячески выдворить РСМ. Но до открытого противостояния в те годы не дошло – «соседи» решили зарыть топор войны и научиться сосуществовать вместе.
Открытый конфликт начался в 2009 году, тогда руководителем службы статистики была Ирина Владимировна Иванова.
- Она открыла против нас настоящую войну, - вспоминает Попов. – Понеслись разговоры, что здание – целиком федеральная собственность, выстроенная как раз для статистиков. Началась травля: по нашим этажам ходили люди и измеряли помещения, а представители службы очень громко обсуждали в наших коридорах, какую перепланировку тут устроят, когда нас выселят.
РСМ стал просить помощи у правительства Иркутской области, но тогдашний министр имущественный отношений региона Карасев сначала встал на сторону службы статистики, потом предложил конфликтующим сторонам решать свои проблемы самостоятельно. Чуть позже служба статистики подала на РСМ в суд, потянулись долгие годы разбирательств – исковые, отзывы, судебные заседания.
Когда несколько лет назад пост министра имущественных отношений Иркутской области занял Антон Протасов, правительство решило все же вмешаться в этот затянувшийся конфликт.
То в лес, то по дрова
Сегодня Александр Попов, вспоминая те события, заявляет: странности начались с самого начала. Например, в архивах министерства имущества почему-то не нашлось всех бумаг, закрепляющих помещение за РСМ. Но министр Протасов оказался настроен решительно: «это собственность правительства, и мы это докажем». Со стороны минимущества на службу статистики был подан встречный иск. Но все заседания проходили в каком-то вялотекущем режиме, и министерство вдруг перестало рваться в бой. По замечанию Попова, поведение правительства было похоже на работу маятника – то «будем помогать РСМ, будем бороться», то вдруг – молчание.
В октябре 2013 года при заместителе губернатора Владимире Пашкове состоялось совещание с многими заинтересованными участниками этой истории – пригласили Ирину Иванову, Антона Протасова. Вот только РСМ пригласить «позабыли». Итогом этой знаменательной встречи стал протокол со странной формулировкой: «рекомендовать министру Протасову отозвать исковое заявление в отношении службы статистики» (имеется в распоряжении редакции). Через некоторое время «маятник» вновь качнуло в сторону РСМ, и минимущество все же вернулось на судебные баррикады. Дело дошло до Апелляционного суда в Чите, где удалось доказать, что занимаемые помещения – собственность правительства Иркутской области. Причем победить удалось исключительно за счет пакета документов от РСМ.
И все-таки: с вещами на выход
А вот дальше начались чудеса. Минимущество не внесло в новое свидетельство права собственности графу о том, что помещения с обременением и там расположены кабинеты РСМ. Про это после победного судебного заседания даже никто и не вспомнил. Чуть позже министр Протасов в рамках пресс-конференции и при личных встречах с Поповым отметил: ни о каком хозведении и речи быть не может. Помещения могут быть предоставлены только в аренду, и то не все – пятый этаж придется вернуть законному владельцу, правительству. И за аренду, кстати, нужно платить.
Обескураженные представители «молодежки» обратились к губернатору Ерощенко. Тот попросил обосновать актуальность занимаемых помещений и подготовить презентацию о деятельности организации. Готовились больше месяца, разработали доскональный рассказ о каждом проекте, устроили торжественную презентацию в библиотеке имени Молчанова-Сибирского. Но Сергей Ерощенко на любовно подготовленное мероприятие даже не заглянул.
Зато очень скоро представители правительства заглянули в здание союза молодежи. Опять по коридорам зашагали незнакомые люди с рулетками, опять понеслись угрозы – «собирайте вещи».
- Когда я отказался, - уточняет Попов, - «заехали» с другой стороны. Стали пугать наших арендаторов. Людям устроили настоящий прессинг – заходили и заявляли: вы точно хотите с этим связываться, мы же вас разорим.
Сегодня минимущество подало исковые заявления в суд на каждого арендатора РСМ, досталось даже «бесплатникам». Например, федерация детских организаций «схлопотала» обвинение в необоснованном обогащении. РСМ же пока не тронули – по всем делам союз выступает как третье лицо. Однако ни у кого сомнений не возникает: это просто такой маневр – ведь если арендаторы съедут, то и «молодежке» существовать будет не на что. Самая настоящая финансовая блокада.
- Я долго не мог понять, что же происходит, - заключает Александр Попов. – Пока добрые люди мне не напомнили, что наше здание пристроено к офисам компании «Истлэнд». Очень ловко.
Как разрешится этот спор, пока не ясно. Но РСМ уже настроен на борьбу и очередные суды. Понятно, что и минимущество просто так не сдастся и придумает еще одну хитрую комбинацию. Ведь они уже сделали ход конем и собственность свою на помещения доказали. Вот только для союза молодежи этот «конь» оказался троянским.