Публикация двух материалов о том, как в Иркутской области хоронят работу с молодежью, вызвала большой резонанс – от резкой критики до искреннего одобрения.
Мы посчитали нужным подвести промежуточный итог и задали комментаторам два вопроса:
1. По какому пути должна пойти молодежная политика сейчас, в условиях ограниченного и сокращающегося финансирования, чтобы молодежь не уезжала из области?
2. Какие основные виды поддержки и в каком виде должны быть созданы для молодежи?
Григорий Гриценко, председатель молодежной думы Иркутска:
- Для того чтобы молодежь не покидала Иркутск, в первую очередь необходимо поддерживать молодых специалистов. Наш город студенческий, сюда приезжают со всей области, и необходимо создать условия, чтобы выпускники не покидали регион. Следует изучить различные варианты партнерства, возможно, заключение соглашений между правительством области и крупными компаниями о трудоустройстве выпускников. Необходимо положить конец замкнутому кругу, по которому идет молодежь - с нее везде требуют опыт, а ей нужно где-то жить, питаться, одеваться, поэтому в поисках лучшей доли люди едут в мегаполисы, руководствуясь принципом «больше город - больше возможностей».
Далее нужно искать возможности для решения жилищных вопросов. У нас есть программы по поддержке молодых семей, но, чтобы участвовать в ней, нужно состоять в браке. Выходит, жилищные проблемы одинокой молодежи никого не волнуют, хотя, считаю, если бы молодые специалисты знали, что на первых порах им помогут, они бы остались. К примеру, можно разработать программу по льготному ипотечному кредитованию. Такая успешно реализуется у наших соседей – в Улан-Удэ. Там строят новые микрорайоны, цена за квадратный метр около 30 тысяч рублей.
И третья важная составляющая - это организация досуга. Сейчас молодежная дума Иркутска активно работает по проекту создания скейт-парка. К нам обратилась инициативная группа, в городе просто негде заниматься этим видом спорта, нет специализированных площадок. Хотя поклонников у скейтбординга и BMX (велосипедный мотокросс) уже больше двух тысяч человек. В Новосибирске и Красноярске построили шикарные комплексы, хотелось бы и у нас увидеть такой же.
Нужна единая площадка, про которую будут знать в городе и области. Сейчас Домом молодежи считают бывший Дом офицеров. Но, увы, из-за частичной аварийности, многолетнего отсутствия ремонта называть его полноценным Домом молодежи язык не поворачивается.
Кроме этого, считаю, что основной целью молодежной политики должно стать приучение к труду. Наши родители, бабушки и дедушки участвовали в возведении БАМа, других грандиозных стройках. Куда же можно отправиться нынешней молодежи? Стабильно в этом направлении работает только ИрГУПС, благодаря железной дороге молодежь из «железки» с пользой проводит лето. Но возможность увидеть страну, хорошо подзаработать должны иметь не только студенты вузов, но и вся остальная молодежь Приангарья.
Андрей Борзенков, руководитель детской спортивной общественной областной организации "Иркутские единоборцы»:
- Все начинается с кадров. В своем материале вы рассказали о двойных зарплатах, премиях, которые назначали себе чиновники. В сущности, я не против таких мер, но только если эти надбавки реально заслуженны, и наша область находится на высшем уровне по молодежной политике. Что же мы имеем по факту? Наше руководство практически не заботится о будущем подрастающего поколения и молодежи, никто не смотрит вперед. Что уж говорить, многие чиновники, чьи фамилии называть не буду, собственных детей отправляют за границу, потому что здесь не вырисовываются радужные перспективы. Мне есть с чем сравнивать, я был во многих регионах. Например, соседний Красноярск выгодно отличается от нашего города и региона в целом. Красноярская молодежь не зажата в тиски советских ДЮСШ, там активно поддерживаются неолимпийские виды спорта, экстремальные направления. И, следовательно, у молодежи есть куда пойти, чем заняться, ее уже не заманишь в другой город.
Разобравшись с кадрами, нужно перейти к теме занятости, достойной работы. Многие мои знакомые когда-то перебрались в Москву с целью заработать, создать бизнес и потом вернуться домой, в Иркутск. Но столица их засосала, поэтому следует активнее действовать в этом направлении. Все начинается с малого. К примеру, недавно к нам обратился Горзелехоз, на свои объекты они хотят привлечь молодежные отряды. Так вот, оплата за 8-часовой рабочий день - чуть больше 600 рублей. Наверное, гастарбайтерам больше платят, сказал один из моих знакомых. Далее, требует решения жилищный вопрос. Я считаю, что в регионе слабо реализуется целевая федеральная программа "Молодой семье - доступное жилье".
По второму вопросу – очевидно, что поддержать «молодежку» должен административный ресурс, все ведомства, нужна консолидация министерства спорта, молодежной политики с министерством образования, министерством здравоохранения. Первые лица Приангарья должны понимать, что происходит с подрастающим поколением во всех сферах.
На втором месте финансы. Не следует отказывать молодежи в развитии только по причине дефицитного бюджета, варианты нужно искать постоянно. Находят же их в других регионах. Также важна поддержка профильных общественных организаций, хотя бы помещениями. Ситуация с Российским союзом молодежи, который буквально выставляют на улицу, пугает, а это ведь представительство общероссийской организации. Нам самим удалось добиться скромного помещения только в этом году. При поддержке МКУ «Город» нам выделили кабинет в здании на Франк-Каменецкого, теперь там у нашей организации «Иркутские единоборцы» находится штаб. С городскими властями удается найти хоть какое-то понимание, с областью эти вопросы решать гораздо сложнее.
Владислав Шиндяев, общественный деятель:
- Проблем у молодежи много, обозначу три основных, о которых сама молодежь говорит давно.
Первое – это проблема трудоустройства молодых специалистов. Нужна аналитическая работа, какие специальности нам понадобятся через 5-10 лет. Ежегодно вузы Иркутска выпускают около 15 000 человек. Без опыта работы выпускников не берут, дипломники не могут устроиться по специальности. Поэтому мы теряем, возможно, высококлассных специалистов – они со своим высшим образованием идут работать таксистами, в сферу услуг, чтобы заработать хоть что-то.
Отсюда вытекает вторая проблема – недоступность жилья. Без постоянной работы с белым заработком невозможно оформить кредиты, вступить в ипотеку. Снимать жилье молодежь тоже не может, потому что нет высокооплачиваемой работы. Невозможность оторваться от маминой юбки здесь толкает на переезд в другой регион, где снять квартиру или комнату элементарно дешевле и где можно устроиться на работу.
Третье – нет возможности реализовать себя творчески. В детстве ребенок может посещать бесплатные или условно-бесплатные секции – спортивные, художественные кружки, в шахматы может играть. В старшем подростковом возрасте эти двери перед ним закрываются. Единственное, что он может сделать – это пойти в какую-нибудь спортивную секцию, заняться единоборствами. А если он занимается музыкой или танцами? У нас нет организованных танцевальных помещений, нет репетиционных залов. Молодой группе, например, не нужно помещение размерами с ДС «Труд» - достаточно небольшой каморки. Но и этого нет. Куда пойдет молодежь в таком случае? В ночной клуб или кабак.
Я считаю, решение всех этих трех основных проблем носит исключительно организационный характер. Области и городу достаточно договориться с руководителями предприятий, чтобы они брали на работу выпускников. Можно договориться с банками о снижении кредитных ставок и послаблении требований к молодым заемщикам. Можно найти, я уверен, немало небольших помещений под организацию профильного досуга. Все это не требует больших бюджетов.
Резюмирую. Молодежная политика не должна замыкаться на каких-то массовых мероприятиях – с молодежью нужно выстраивать диалог.
Фото с сайта irksportmol.ru