Вопреки бурному развитию медицины в отчетах, люди массово увольняются из больниц, а главврачи копят долги по коммуналке.
Уполномоченный по правам человека в Иркутской области Виктор Игнатенко на сессии Заксобрания, которая прошла в среду, 21 ноября, призвал министра здравоохранения Приангарья Олега Ярошенко взять ответственность за происходящее в возглавляемой чиновником сфере. После доклада министра о бюджете территориального фонда обязательного медицинского страхования (ТФОМС) на 2020 и плановые 21-22 годы омбудсмен обратил внимание министра и депутатов на то, что официальная информация ведомства о развитии медицины в регионе не всегда совпадает с реальной ситуацией. Прежде всего, речь идет о мизерных зарплатах некоторых категорий медработников, об увольнениях и коллективных жалобах, об урезании финансирования на медикаменты и питание и многое другое.
«У нас одна из категорий наиболее обездоленных медицинских работников - это младший медицинский персонал, - отметил Виктор Игнатенко. - Вот цифры, которые серьезно говорят о существовании проблемы. За 10 месяцев текущего года в Иркутской области уволилось 402 работника среднего и младшего медицинского персонала. 1 января было 1884 человека, на 1 октября - 1482 человека».
Омбудсмен с трудом скрыл раздражение, когда министр здравоохранения сообщил, что с 1 октября 2020 года младшему медицинскому персоналу планируется увеличить зарплату в соответствии с индексом инфляции - на три процента.
«У меня вопрос - почему с 1 октября? Совсем недавно было принято героическое решение в Иркутской области поднять зарплату госслужащим на 20%. Я думаю, наши государственные служащие, которых 3940 человек по состоянию на 1 июля этого года, не самая страдающая от низкой зарплаты категория людей. Может быть и надо эту заплату поднимать, но на этом фоне так относиться к регулированию размера зарплаты младшего медицинского персонала, я считаю, недопустимо», - выразил свою точку зрения Уполномоченный.
С учетом сказанного, Виктор Игнатенко предложил депутатам рассмотреть возможность увеличения зарплат не с 1 октября 2020 года, а с 1 января, и не на три процента, а больше.
Другая проблема, которую обозначил Уполномоченный - недофинансирование здравоохранения в целом. Минздраву не хватает двух миллиардов рублей на выплаты северных коэффициентов, установленных областным законом еще в 2008 году. Эти деньги приходится изымать из других статей, идти на сокращение издержек и просто экономии на медицинских препаратах.
На это глава минздрава ответил, что проблема есть, но в целом все нормально.
«По данному вопросу мы работаем тесно с минфином Иркутской области, все необходимые расчеты, обоснования мы предоставляем вместе с ТФОМС. То наращивание финансовой составляющей медицинской отрасли, которую из года в год демонстрирует команда правительства, не оставляет у меня сомнений в том, что и этот вопрос будет профессионально выверено, без ущерба для сбалансированности бюджета решен консолидированной командой правительства Иркутской области. Ну а мы работаем в тех параметрах, которые имеем, - ответил Олег Ярошенко. - Целевые показатели, вы видите, мы выполняем, больницы развиваются, делаются текущие ремонты, закупается оборудование до 100 тысяч, проблем с питанием нет, никто из больных в медицинское учреждение со своими «дошираком», простынями, водой и таблетками не приходит».
Этот ответ не удовлетворил Уполномоченного. Виктор Игнатенко с сожалением отметил, что получает жалобы от медицинских работников, в том числе и коллективные о том, что зарплаты у части медиков не растут, а снижаются. По обращениям проводятся проверки и указанные факты подтверждаются.
«Общие разговоры о том, что мы хорошо кормим, никто не умирает и прочее на меня никакого положительного влияния не оказывают... Я думаю, неплохо было бы дать поручение КСП посмотреть, что на самом деле происходит... Недофинансирование идет по конкретным учреждениям здравоохранения именно по медикаментам, расходным материалам и по питанию, - возмутился Виктор Игнатенко. - Ненормально, когда не выполняются нормативы питания в оранах здравоохранения. И когда министр здравоохранения говорит о том, что это нормально, у меня не просто удивление. Министр должен нести ответственность, чтобы все нормативы выполнялись. Если идет недофинансирование, министр здравоохранения должен ставить этот вопрос, чтобы в полном объеме, в соответствии с действующими нормативами, сфера здравоохранения была профинансирована».
Помимо прочего, Уполномоченный рассказал, что у медицинских учреждений из-за недофинансирования растет просроченная кредиторская задолженность. За 10 месяцев 2019 года просроченная кредиторская задолженность, по словам омбудсмена, выросла в четыре раза.
Эту же информацию подтвердила депутат Наталья Дикусарова. По ее информации, главврачи для исполнения других своих обязательств копят долги, например, перед коммунальщиками. Некоторые компании из сферы ЖКХ уже настоятельно требуют оплатить счета.
При этом парламентарий напомнила, что еще несколько месяцев назад депутаты задавали ведомству вопрос о том, на все ли Минздраву хватает денег, и получили четкий ответ, что на все. В итоге выяснилось, что настоящему моменту недостаток средств составляет около 170 миллионов рублей.
В завершение обсуждения Виктор Игнатенко сообщил, что накануне направил губернатору области Сергею Левченко и председателю Законодательного Собрания региона Сергею Соколу Специальный доклад «О некоторых вопросах обеспечения финансовых гарантий в целях реализации конституционного права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь в Иркутской области». Опираясь на аналитические данные, Уполномоченный отметил, как остро стоят вопросы дефицита кадров всех категорий: и участковых врачей, и узких специалистов, и среднего персонала, что зачастую зависит от уровня заработной платы этих специалистов, а усредненные показатели не отражают реальной картины.
По итогам обсуждения в первом чтении депутаты приняли законопроект о бюджете ТФОМС, объем средств в котором предусмотрен в 2020 году на уровне 45 миллиардов 949 миллионов рублей, 48 миллиардов на 2021 год год и более 50 миллиардов в 2022 году.
ИА «ИркСиб».