Наследство. Часть 1.

Шрифт

Время собирать камни!

17 декабря в эфире «Аиста» показали первую часть цикла документальных работ главного редактора журнала «Иркутские кулуары» Андрея Фомина о том наследии, которое оставил региону прежний губернатор Сергей Ерощенко. В первом фильме автор цикла обращает внимание на бедственное экономическое положение Приангарья – о том, как развивающийся регион, который достался Сергею Ерощенко от Дмитрия Мезенцева, всего за три года скатился в долговую яму.  

Андрей Фомин, автор документального проекта «Наследсвто»:

«Идея фильма пришла сама собой как реакция на те безобразия, которые творились в регионе последние три года при Сергее Ерощенко. Мы пытаемся объяснить себе и другим людям, где причина, где следствие, и какими могут быть пути выхода из этой ситуации. Основная задумка была сделать ключевыми экспертами людей различного спектра: специалиста в экономике, политиков разного уровня, высокопрофессионального юриста и политика, который предельно требовательно относится к власти в принципе, и сделать выводы из их мнений. Мне их позиция близка, как журналисту, так как я так же изначально критично отношусь ко всем уровням власти. Фильм состоит из трех частей.

Две последующие части мы планируем выпустить в ближайшие недели. Они так же будут о состоянии дел в Иркутской области и о том, что нужно делать, на наш взгляд, чтобы ликвидировать последствия правления предыдущей команды губернатора. В первой части мы привлекли в качестве дополнительного эксперта депутата ЗС Иркутской области Геннадия Истомина, специалиста по бюджету, чтобы разобраться в вопросе дикого роста государственного долга Иркутской области.

Во-второй – таким профильным экспертом выступит опять Сергей Королев, главный редактор газеты «Байкальская Сибирь». Он плотно занимался областными предприятиями, которые сейчас находятся на грани банкротства, и он глубоко изучал тему детских садов, которая выставляется как бренд команды Ерощенко.

В третьей будет эксперт по теме действий правоохранительных органов. Нам интересно, почему заводить дела на команду Ерощенко пришлось через Москву, и что с этим теперь делать: требовать ли новых расследований деятельности команды Ерощенко, добиваться ли компенсации материального ущерба, нанесенного области... Наши эксперты настроены по-разному и вносят разные предложения на этот счет».

Первую часть трилогии можно посмотреть здесь.

 

Антон Романов, депутат Государственной Думы от Иркутской области:

У нас сегодня стоят, во-первых, проблемы безработицы. Во-вторых, проблемы наполнения бюджета. В-третьих, проблема экономического спада. Проблемы продовольственной и иных видов безопасности. У нас сегодня рассыпается социальная сфера, умирает экономика. У нас отток молодежи, проседает бюджет, не хватает средств на экологические проекты – это наследство Сергея Ерощенко. А ведь когда он только заступил на пост губернатора, сколько надежд было с ним связано, сколько веры было,  как велико было желание помочь. Но только увеличились конфликты, увеличился тот раскол, который был между власть имущими и простым народом.  Проявились новые трещины, а те, что были до этого, стали еще больше, еще глубже.

Оказалось, что Ерощенко привел регион в тупиковый путь, когда не выполняется ни одна из поставленных президентом задач.

Алексей Красноштанов, депутат Законодательного Собрания Иркутской области:

Сегодня главная проблема – это  выплата заработных плат работникам бюджетной сферы.  Долги большие, и все это было известно прежнему губернатору и правительству еще при принятии бюджета на 2015 год. Но губернатор и его команда сознательно обманывали нас (депутатов Заксобрания – прим. ред), говорили, что на заработные платы потребуется меньше. Это был такой системный подход прошлой администрации.

Сегодня мы должны открыто и честно сказать:  в феврале-мае 2015 года Ерощенко и его команда собрали всех крупных  налогоплательщиков региона и попросили выдать часть налога, который в итоге останется в региональном бюджете, авансом. Многие предприятия на это предложение откликнулись. Что происходит теперь? Теперь область должна вернуть 5-7 миллиардов рублей, которые налогоплательщики выдали авансом, а потом сделали перерасчеты в своих декларациях. Ерощенко перед выборами собирал у себя все деньги, какие только возможно.

У нас систематически сокращалось строительство и введение в эксплуатацию жилья. Это привело к  росту спроса и увеличению стоимость квадрата,   соответственно.

Я неоднократно открыто и честно ему говорил: Сергей Владимирович, вот вы начинаете свое утро с дум «Где бы заработать денег?», да думайте вы про это после четырех вечера, а с 8 утра до 16:00, пожалуйста, поработайте на благо региона. Прошу вас, не позорьте власть, делайте хоть что-то для народа.

Он пришел в динамично развивающийся регион, у нас активно развивалось предпринимательство, многие сферы. Мы долго жили в долг, копили долги, жили за счет будущих поколений.  Что он нам оставил? Долг в 28 миллиардов рублей. Больше и сказать, пожалуй, нечего.

Юрий Курин, заслуженный юрист России:

Что мы имеем? Громадно возросший долг области, неосуществление проектов,  про которые говорилось годами, и которые стали своеобразным «яблоком раздора» для Приангарья. Я говорю об иркутском аэропорте – столько про него говорилось, а сделано-то что? Или город Байкальск и БЦБК. Что можно  еще сказать про губернатора Ерощенко? Он себе в актив, пожалуй, может поставить выборы в Законодательное Собрание Иркутской области, выборы многочисленных мэров городов и районов. А больше – ничего.

Михаил Винокуров, доктор экономических наук, экс-ректор БГУЭП:

Помните, у него главный тезис был – индустриализация. Он ведь неоднократно об этом говорил. Все эти разговоры оказались просто пустыми заявлениями. Простой пример: при губернаторстве Ерощенко не было построено ни одного завода.

Еще такой пример: Красноярский край, наши соседи, они ежегодно получают на берегоукрепление – есть такая статья в бюджете РФ – от 6 до 9 миллиардов рублей, у нас в регионе тоже вся территория вечно залита водой – мы получаем не больше полумиллиарда на эти цели.

Мезенцев наладил тесное сотрудничество с центром, к нам стали приезжать министры, если помните. Что еще? Он, Мезенцев, пришел на очень серьезный госдолг, по тем временам он уже считался серьезным – где-то 12-14 миллиардов рублей. Он сумел свести его фактически к нулю. Что сделал Ерощенко? Я не знаю, как можно было накопить такой госдолг. Фактически все эти деньги были просто «прогуляны» - он просто затыкал в бюджете дыры кредитами. 

Увы, он оставил нам только отрицательное наследство. Я вообще считаю, что Ерощенко был самым слабым губернатором за всю  историю региона.

Сергей Беспалов, руководитель регионального отделения партии  «Демократический выбор»:

Ерощенко был везде, где были бюджетные деньги. Там был его бизнес или бизнес его сына или бизнес его друзей. Это была даже не коррупция, это была такая приватизация бюджета. Я всегда говорил, чтобы понять, как себя будет вести на своем посту тот или иной чиновник, нужно посмотреть, какие поправки он будет в первую очередь вносить в бюджет.

Ерощенко начал с поправки на закупку самолетов для своей авиакомпании «Ангара». К сожалению, поговорка потешная «Ты хозяин здесь - не гость, тащи с работы каждый гвоздь» - она оправдалась. 

Это очень сильно бросалось в глаза, это было очень ярко и в какой-то степени, думаю, это был определенный вызов обществу даже.  Многие, кто лично общался с Ерощенко, говорили про него, что он очень искренний такой парень. Он искренне полагал, что кроме него из бюджета взять больше некому. Вот это сочетание искренности и банального желания зарабатывать привело к  тому, к чему привело, собственно.