Транспортное происшествие на воде произошло в Иркутске 10 июля (в пятницу) в районе острова Бабр на Ангаре. Погиб человек. Скромное сообщение об этом появилось на информационных лентах многих СМИ спустя пару дней. Но за короткой информацией оказалась спрятана целая история о том, как в Иркутской области «отжимают» процветающий бизнес.
Маломерное судно «SAREPTA» с тремя людьми на борту на бешеной скорости влетело в резиновую моторную лодку с 9-ю пассажирами. По инерции «SAREPTA» подскочила над лодкой, как над трамплином, снеся трех взрослых мужчин и одного ребенка в воду. По словам пассажиров моторки, члены экипажа скоростного катера сделали несколько кругов вокруг пострадавших и удалились, даже не попытавшись помочь.
Один из упавших с моторной лодки в реку, пожилой мужчина, не вынес стресса и скончался на берегу. Двое мужчин получили сильные удары в спину: один сломал 2 ребра, второй отбил почки. Позже выяснится, что трое гонщиков из налетевшего «SAREPTA», по мнению пострадавших пассажиров, были сильно пьяны, однако ни об этом, ни о значительном превышении скорости этой лодки в официальных сводках нет ни слова.
Крупная рыба
«По версии следствия, 10 июля 2015 года около 22 часов 30 минут по местному времени в городе Иркутске на реке Ангаре произошло столкновение лодки «SAREPTA», на борту которой находились владелец и 2 пассажира, с резиновой моторной лодкой, на которой одной из иркутских компаний, осуществляющей деятельность в сфере рыбоводства, на правый берег Ангары перевозились 9 пассажиров, в том числе 3 детей. «…» По предварительным данным, причиной произошедшего стало необеспечение требований безопасности при перевозке пассажиров и нарушение правил эксплуатации водного транспорта», - сообщает пресс-служба Восточно-Сибирской следственное управление на транспорте Следственного комитета РФ. Как мы видим, ни слова о несоблюдении скоростного режима и нетрезвом состоянии водителя и пассажиров «SAREPTA». И самое главное, при подробном описании деятельности владельцев лодки с 9-ю пассажирами, не указан род занятий водителя и пассажиров наехавшего судна. А ведь один из них тоже имеет отношение к сфере рыболовства и, причем самое непосредственное – на борту был замечен замначальника Иркутского территориального отдела контроля, надзора и рыбоохраны Ангаро-Байкальского территориального управления федерального агентства по рыболовству.
Эти скрытые от общественности подробности «ИркСибу» удалось узнать у генерального директора той самой иркутской компании, хозяйства «Иркутская форель», Виталия Андриянова. Он находился на лодке во время происшествия: «Видимость была прекрасная, в 9:25 вечера мы возвращались после работы с острова Бабр, где разводим и продаем форель, - рассказывает Андриянов. - С нами находилась семья из 9 человек. Водитель заметил летящую на нас лодку, и мы попытались от нее увернуться, но не смогли. Позже с полицией мы нашли всех трех людей с той лодки, все они были очень сильно пьяные, видимо, хорошо отдыхали рядом - на квадратах. Замначальника Иркутского территориального отдела контроля, надзора и рыбоохраны Ангаро-Байкальского территориального управления федерального агентства по рыболовству, которого я узнал еще на воде кричал, что мы ничего не докажем. Водителя катера обнаружили с раскроенным лицом – видимо, он ударился о стекло. Он тоже вел себя очень нагло, был недоволен, что его «напрягают», советовал нам «идти искать утопленничков». Конечно, все наши пассажиры, видя это, были возмущены. Но, насколько нам известно, пьяное состояние мужчин с «SAREPTA» сотрудники правоохранительных органов даже не зафиксировали».
Все схвачено
Бить тревогу и подозревать, что дело не будет чистым, организация начала после того, как уже в понедельник, 13 июля, на исполнительного директора, а по совместительству и водителя лодки, Виктора Рахвалова было выписано Постановление о возбуждении уголовного дела. «Сейчас у моего адвоката находится Постановление, составленное по признакам преступления пункта «в» части 2 статьи 238 УК РФ на мое имя от 13 июля, - рассказывает Виктор. - В пятницу, 24 июля, мы идем его оспаривать в Куйбышевский суд Иркутска». Представленная статья предусматривает наказание за деяния, повлекшие по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью либо смерть человека. Но как таковые услуги перевозки людям никто не оказывал. «По факту ДТП у них на нас ничего нет, - продолжает Виктор. - И они пытаются прижать нас с какой-нибудь другой стороны. Начали изымать у нас документы, пытаться доказать, что мы якобы от лица фирмы организовываем перевоз. Но я частник, у меня есть лодка, рассчитанная на 12 человек. Денег за перевозку я не беру. Домой ехал в нерабочее время и просто довез людей. Тем более, какое вообще имеет отношение платный перевоз к этому происшествию, к тому, что на нас налетели пьяные люди? Видимо, просто та сторона включила личные связи в прокуратуре. Никакой доследственной проверки до возбуждения в отношении меня уголовного дела не было проведено».
Мы попытались выяснить, как видит ситуацию вторая сторона – представители Росрыболовства. Однако на звонок корреспондента «ИркСиба» замначальника Иркутского территориального отдела контроля, надзора и рыбоохраны Ангаро-Байкальского территориального управления федерального агентства по рыболовству ответил, что комментариев давать не будет. Потом он послал корреспондента в пресс-службу следственного управления и бросил трубку.
В пресс-службе Восточно-Сибирского следственного управления на транспорте «ИркСибу» в категоричной форме заявили, что никакого дела на водителя «Иркутской форели» не заводили, что дело возбуждено только в целом по факту столкновения. Когда же мы сообщили старшему помощнику руководителя управления Нине Калюш информацию о тексте Постановления, которое находится в работе, она сказала, что за рамками пресс-релиза ничего больше сообщить не может: «Этот пресс-релиз писался на основе материалов следователя. Больше него ничего сказать не могу. Следователи работают интенсивно, как только что-то новое появится, мы обязательно напишем».
Видимо, странная формулировка, что в столкновении оказалась виновата техника безопасности перевозки, никого не смущает. Умолчание же фактов наезда «SAREPTA» и нахождения пьяных на борту, было объяснено «тайной следствия».
И все-таки осуществлять перевозку людей «Иркутской форели» нельзя, так как маломерным суднам лицензию на это не выдают. Но лодка рассчитана на 12 человек, оборудована спасательными жилетами, и денег в ней с людей никто не брал, а значит, формально никто закон не нарушил. По версии очевидцев, мужчины в «Сарепте» намеренно целились в лодку. С таким же успехом они могли протаранить и берег, зацепив отдыхающих.
Отжимают бизнес?
Но чем же вызвано такое предвзятое отношение к «Иркутской форели» со стороны правоохранительных органов? Почему в такой очевидной для любого наблюдателя ситуации, предприниматели не могут отстоять правду? Ответ знает Виталий Андриянов. Оказывается, противостояние с представителями иркутского территориального отдела Росрыболовства, по его словам, у компании существует давно. Несколько лет подряд руководство иркутского терротдела усиленно пыталось прикрыть фирму, насылая всевозможные проверки на рыбный остров. Откупаться от назойливых чиновников Виталий Андриянов не собирался – все документы у фирмы в порядке и за качество продукции ему не стыдно. Найти управу на местную прокуратуру директору форелевой фермы удалось только через московские органы. «- Здесь, в Иркутске, все сплошь коррумпированное – отмечает Андриянов. - Друг из московской прокуратуры мне уже сказал, что все факты указывают на попытку отжать у нас бизнес. В ближайшее время сказал ждать предложений по взяткам».
Спустя неделю, благодаря широко разошедшейся по социальным сетям записи и освещению ситуации в некоторых СМИ, возник большой резонанс. Вряд ли теперь ход дела удастся развернуть в далекое от истины, но выгодное для узкого круга людей русло. Мы будем следить за развитием событий.
На фото: Виталий Андрианов кормит форель.