У жителей Новолисихи заканчивается терпение

Шрифт

Отсутствие вразумительной, а главное, открытой политики областного правительства в отношении расширения аэропорта порождает все больше протестных настроений. Жители Ушаковского муниципального образования, уставшие от постоянного ухода властей от ответов на конкретные вопросы, 13 марта в сквере имени Кирова провели пикет против строительства аэропорта на их территории. Но теперь к проблеме возможной прокладки новой взлетно-посадочной полосы по земле Мемориала памяти жертв политических репрессий добавилась другая – возможное изъятие земель. Жители нескольких населенных пунктов Иркутского района опасаются, что их вынудят уехать с обжитых мест.

 

Проблемы у жителей Ушаковского МО начались в январе этого года, когда Сергей Ерощенко объявил о планах развернуть  взлетно-посадочную полосу иркутского аэропорта на 33 градуса и когда речь зашла о «цивилизованном переносе» Мемориала, в землях которого захоронены не мене 15 000 человек – жертв Большого террора. Ситуация усугубилась еще сильнее, когда утвержденный генеральный план развития Ушаковского муниципального образования, прошедший большинство утверждений и согласований, внезапно отозвали и предоставили новый – отрисованный с учетом развития аэропортового комплекса. Этот новый план и вынесли на общественные слушания. При ближайшем рассмотрении выяснилось, что тот план, который представляли жителям на слушаниях и тот, что опубликован на официальном сайте Ушаковского МО, не один и тот же. На одном из них отсутствуют земельные участки, которые не просто имеют собственников, но и на которых живут семьи – всего около ста человек. Их просто стерли с карты.  

Жители Ушаковского МО начали возмущаться тому, что никто с ними никакие планы не обсуждал. Людей просто поставили перед фактом – территория будет развиваться так, как посчитает нужным развивать ее областное руководство. Стало понятно, что если понадобится Серому дому, то и Мемориал перенесут, и земли изымут.

Представители Серого дома на редких встречах с местными жителями на все вопросы о грядущих территориальных изменениях отвечали коротко – никаких планов по переносу мемориала нет, проекта аэропорта еще нет, возмущение беспочвенны и вообще это провокация. Странно, что главный архитектор области, которому, похоже, Серый дом поручил отбивать все нападки непонимающих, что происходит, жителей Иркутского района, не знает ни о планах разворота взлетки на 33 градуса, объявленных губернатором в СМИ, ни о предложениях перенести мемориал, высказанных губернатором публично там же – в СМИ. 

Пикет

Первый пикет жители деревни Новолисиха, которая может больше других пострадать при расширении аэропорта, был запланирован на 3 марта. Он был согласован со всеми разрешительными органами. Однако в последний момент разрешение на его проведение отменили якобы в связи с убийством в Москве Бориса Немцова. Как связаны с этим два события – преступление против оппозиционера в столице и проведение пикета обеспокоенных жителей Иркутского района, было не ясно. Тем не менее активисты получили другое разрешение – пикет прошел спустя 10 дней. 

Свое недовольство пришли выразить около 100 человек. Всех их волновал один вопрос: «Что будет с людьми и с Мемориалом, находящимися в черте строительства новой взлетно-посадочной полосы иркутского аэропорта?».

На пикете люди также подвергли сомнению результативность встречи главы области Сергея Ерощенко с общественностью и депутатами думы Ушаковского муниципалитета, на которой обсуждалась ситуация по взлетно-посадочной полосе. Участники той встречи со стороны общественности были возмущены позицией руководства региона, в том числе той, как власть надменно вела с ними дискуссию. 

Жительница Новолисихи Наталья, пришедшая на пикет, долго возмущалась самой постановке вопроса о переносе мемориала и части населенных пунктов без разрешения людей, живущих там. 

-- Надо сначала выслушать людей, а потом принимать решение, -- заявила участница пикета.

"Мы против новой ВПП. Потому что она нарушает нашу нормальную жизнь, экологическую обстановку нашего района. И вообще это ненормально, когда в центре города находится аэропорт. Плюс, конечно, самое главное, что там затрагивается территория Мемориала. Это вообще кощунство", – говорит Надежда, житель поселка Новолисиха.

"Представьте себе, завтра скажут, собирайся и уезжай. Куда уезжать? Ну ладно, мы на кладбище уедем. А внуки куда уедут?", – говорит Валентина Хороших. Женщина переживает, что при расширении аэропорта в зону отчуждения попадут земли и дома нескольких поселков Иркутского района – Новолисихи, Миловидов, Пивоварихи и других. 

По мнению участников, несмотря на то, что к ним вышел главный архитектор области Алексей Буйнов, никакого вразумительного ответа собравшиеся в очередной раз не получили. Архитектор постоянно пытался увести разговор в сторону, говоря, что на данный момент ничего нигде не строится. Пикетчики об этом знают, но уверены, что проблемы нужно решать сейчас, а не тогда, когда реконструкция уже начнется. 

Решения принимаются без участия народа

То, что общественники вынуждены добиваться каких-нибудь вразумительных объяснений от областных властей, стало уже нормой. На прошлой неделе активистка общественной организации «Иркутский исторический некрополь» Нина Вечер смогла попасть на прием к губернатору Сергею Ерощенко. Она также осталась разочарованной – ничего конкретного, кроме обвинений в свой адрес, женщина не получила.

Нина Вечер

- Наша встреча с Сергеем Владимировичем началась достаточно ровно, губернатор говорил, что память репрессированных надо чтить, территорию мемориала обустраивать, вспоминал своего деда, захороненного там же - в Пивоварихе. Но позже, когда речь зашла конкретно о вопросах, с которыми мы к нему пришли, начал вести себя достаточно странно. На мою  просьбу не трогать во время расширения аэропорта место массового захоронения, где покоятся тела не менее 15 тысяч человек, был откровенно изумлен. Рассматривая предоставленные мною чертежи, пояснительный текст из генплана Ушаковского МО, подтверждающий намерение властей построить новую взлетную полосу, удивленно спрашивал «Кто вам выдал такие документы? Откуда у вас такая информация?» То есть кипа  документов – от исторических справок до топографических карт и текста из генплана Ушаковского МО  – для губернатора выглядела неубедительно. Я, по его убеждению, подписываю изготовленные безграмотными юристами обращения.  Но на самом деле интересы у нас самые простые – мы хотим, чтобы тысячи невинно убиенных были оставлены в покое, а нам – вечную память.  Ни один, даже самый современный аэропорт, не стоит того, чтобы стирать память о жертвах репрессий.   У меня сложилось стойкое ощущение, что у нас назревает самая настоящая оккупация мертвых. Сергей Владимирович на это сказал, что проект находится еще в разработке.  

Тем не менее организаторы пикета, прошедшего в пятницу, остались отчасти довольны. А именно тем, что собрали такое количество людей. 

Игорь Преловский, организатор пикета:

- Пикетом мы довольны. Пусть власть задумается, что не получится просто так одурачить такое количество людей – нас было около ста человек. А сколько еще выйдет на площадь, если работы начнутся? При расширении аэропорта и строительстве взлетки там надо либо деревню сносить, либо Мемориал. Вот и посмотрим, с кем областная власть выберет бороться - тут либо живые восстанут, либо мертвые.

Провокаторы не успокаиваются

Между тем на пикете рядом с людьми, требующими не строить новую «взлетку» аэропорта в Ушаковском МО, образовалась группа студентов примерно из 15-ти человек, плакаты которых призывали к обратному: «Мемориал - благоустроить, аэропорт - модернизировать!», «Даешь в Иркутске лучший аэропорт в Сибири!».

Активисты с противоположным мнением отмечали, что молодых людей организовала власть. Использовать в политических целях студентов – это уже привычное явление для ситуации вокруг мемориала. На общественных слушаниях по новому генеральному плану Ушаковского МО, которые прошли в Пивоварихе, несколько студентов также просочились в зал, где выкрикивали с мест лозунги о необходимости строительства нового аэропорта. Когда местные жители начали интересоваться у молодых людей, кто они и откуда, студенты замолчали и до конца слушаний сидели тихо. 

-- Студентов используют, как «козлов отпущения». Чему их учат? Некоторые из них стояли как вкопанные, не могли ответить на элементарные вопросы. Я спросил одного из них, знает ли он, хотя бы о каком мемориале идет речь и против чего мы протестуем? В ответ тишина, -- заявил один из участников пикета.

После обращения к полицейским, наблюдавшим за происходящим, неизвестные все-таки покинули место проведения официально разрешенного собрания. 

Примечательно, что некоторые региональные СМИ осветили протестную акцию с совершенно противоположной стороны, сделав акцент на группе студентов. 

Надежда, жительница Новолисихи:

- Наша инициативная группа состоит в основном из тех, кто переехал в поселок в последние 10 лет, построил здесь себе дома. Старожилы надеются, что им дадут новые квартиры, но мы-то знаем, как и что нам «дают». Сегодня на собрании мы будем обсуждать дальнейшие действия – куда идти, кому писать. По результатам пикета могу сказать одно, неприятно, что некоторые информационные порталы очень сильно исказили информацию, написав о неявке организаторов и о том, что пикет проходил за строительство новой ВПП аэропорта. 13 марта был только один санкционированный пикет – против этого строительства.

Игорь Преловский:

- Уведомления о проведении пикета были разосланы во все телекомпании Иркутска, но показали нас только на ОТР. Мы благодарны телекомпании за то, что нас не проигнорировали, но ведь смотреть его передачи могут только те, у кого есть кабельное телевидение. А людей волнует, как прошла акция протеста. Они звонят нам, спрашивают, как и что разрешилось, но мы пока сами ждем ответа от областного правительства. Пусть нам ответят что-нибудь, кроме «зря волнуетесь».

Кстати, пикетчики не согласны и с тем, что им приписывают ангажированность в проправительственных СМИ. Людям не нравится, что в их уста вкладывают то, чего они не говорили. Больше всего  в этой ситуации их возмущает то, что им вменяют выступления против любого строительства аэропорта. 

Сергей, житель Пивоварихи:

- На пикете мы выразили чаяние народа – аэропорт  должен быть за чертой города. Почему кто-то решил, что мы не хотим новый иркутский аэропорт? Мы его хотим. Но не в центре Иркутска. Главное – это безопасность. Наша безопасность, наших детей, самих летчиков, в конце концов. 

Во второй половине дня 16 марта жители Ушаковского МО должны получить протоколы общественных слушаний по принятию нового генплана. Дальнейшие действия жителей Иркутского района, которые уже теряют остатки терпения, будут зависеть от того, что в протоколы внесено, а что секретари решили опустить. Мы следим за развитием событий.