Нейтринный телескоп на Байкале обнаружил сигнал вспыхнувшего радиоблазара

Впервые два крупнейших нейтринных телескопа зафиксировали сигнал от нейтрино из одного источника.

Два крупнейших нейтринных телескопа – IceCube на Южном полюсе и Baikal-GVD на Байкале – впервые зафиксировали сигнал от нейтрино, родившихся в одном источнике – радиоблазаре PKS 0735+17. Этот объект испытывает мощнейшую вспышку в гамма-диапазоне и видимом излучении за всю историю наблюдений, сообщает издание InScience.News.

14 декабря ученые нейтринной обсерватории IceCube обнаружили трек-кандидат астрофизического нейтрино с оценкой энергии около 172 ТэВ и по направлению прихода этой частицы установили, что она могла родиться в радиоблазаре PKS 0735+17. Через четыре часа нейтрино с оценкой энергии 43 ТэВ от того же радиоблазара зарегистрировал Байкальский нейтринный телескоп.

Как ранее сообщал «ИркСиб», Глубоководный нейтринный телескоп на озере Байкал запустили в марте этого года. Он строился с 2015 года силами международной коллаборации BAIKAL-GVD. В состав соисполнителей проекта вошли Институт ядерных исследований РАН, Иркутский государственный университет, Нижегородский государственный технический университет. В проекте участвуют Институт экспериментальной и прикладной физики Чешского технического университета, факультет математики, физики и информатики Комениус Университета (Словакия), EvoLogiсs Gmbh (Германия), Institute of Nuclear Physics, Polish Academy of Sciences (Польша).

Нейтрино – нейтральные фундаментальные частицы, рождающиеся при распаде мезонов или взаимодействий космических лучей с атомными ядрами и фотонами. Они не имеют заряда и крайне слабо взаимодействуют с веществом. В связи с этим нейтрино очень сложно отследить, но по их энергетическому спектру и направлению прилета ученые могут больше узнать о процессах, которые идут в сверхновых, черных дырах и активных галактиках.

Блазары – активные ядра галактик, содержащие сверхмассивную черную дыру, поглощающую вещество из аккреционного диска и ответственную за генерацию релятивистских джетов (струй плазмы), направленных под малым углом к земному наблюдателю. Это одни из самых энергетически мощных явлений во Вселенной.

ИА «ИркСиб», фото (визуализация радиоблазара) с сайта InScience.News.