Жители Ольхонского района жалуются на абсурдность Закона «Об охране озера Байкал»

Шрифт

Михаил Щапов инициирует внесение в него актуальных поправок.

Главы поселений Ольхонского района обратились к депутату Государственной Думы Михаилу Щапову с просьбой внести поправки в закон о Байкале, которые бы уточнили понятие «территория, занимаемая объектом Всемирного наследия». Также представители муниципалитетов просят конкретизировать список запрещенных видов деятельности в границах Центральной экологической зоны, исключив из него жилищное строительство в границах населенных пунктов, сообщает пресс-служба депутата.

Правовая коллизия такова, что сегодня десятки людей страдают от терминологического спора ведомств. Консультант комитета по управлению муниципальным имуществом и планированию территорий администрации Ольхонского района Виталий Матвеев отмечает, что понятие «территория, занимаемая объектом Всемирного наследия» (и статью 27 Земельного кодекса РФ) ссылаются природоохранная прокуратура и прокуратура района. Они оспаривают законность предоставления земель в собственность гражданам. На него же ссылаются и регистрирующие органы, отказывая в регистрации права собственности на земельный участок. В судах на сегодняшний день находится около десятка исков.  Между тем, ни один законодательный акт не дает определения этому понятию.

«Сейчас складывается практика, приравнивающая территорию Центральной экологической зоны Байкальской природной территории, как «территории, занимаемой объектом Всемирного природного наследия». На наш взгляд, это понимание является ошибочным. В любом случае, оно требует четкого юридического толкования и закрепления в федеральном законе «Об охране озера Байкал», - заявил Виталий Матвеев.

Ситуация усугубляется тем, что широкая трактовка понятия не позволяет местным властям исполнять свои прямые обязанности, а граждане не могут получить земельные участки в собственность.

«Доходит до абсурда: у некоторых глав на руках взаимоисключающие представления прокуратуры – одно с требованием предоставить землю в собственность во исполнение федерального закона, другое – о запрете передачи этой же земли в собственность», - отметил Михаил Щапов, говоря о жалобах жителей Ольхонского района, которые обращаются к депутату на личных приемах.

Расширительное толкование органами прокуратуры перечня запрещенных видов деятельности в ЦЭЗ БПТ привело к параличу жилищного и социального строительства в прибайкальских поселках. При этом, как отмечают в администрации Ольхонского района, в их распоряжении есть ответ Минприроды РФ на запрос жителя Иркутской области, в котором говорится, что запрет на строительство жилых объектов в границах населенных пунктов не распространяется. 

«Необходимо четко прописать эту норму, чтобы впредь избегать вольных трактовок», - считает мэр Ольхонского района Андрей Тыхеев.

Михаил Щапов сообщил, что инициирует обсуждение для внесения поправок в Закон.

«Ситуация с землей в Ольхонском районе доведена до абсурда, так продолжаться не должно. Людей методично урезали в элементарных правах. «Наслоение» запретов, предусмотренных различными правовыми актами, привело к тому, что на этой земле ее жителям нельзя практически ничего – ни построить дом, ни унаследовать участок, ни заняться сельским хозяйством. При этом никто не предоставляет альтернативу.  Обращение местных властей мы готовы положить в основу законодательной инициативы, привлекать к ее обсуждению экспертов, общественность, средства массовой информации -  с тем, чтобы получить необходимую поддержку при вынесении поправок в Госдуму», - заявил Щапов.

Справка:
Центральная экологическая зона Байкальской природоохранной территории имеет площадь около 90 000 кв. км и включает в себя озеро Байкал и прилегающие территории.В Центральную экологическую зону попал 141 населенный пункт, насчитывающий 122 тысячи жителей.

По материалам пресс-службы Михаила Щапова, фото с сайта drive2.ru