ИРИС: «Красный пояс» России изменил свои контуры

Шрифт

Опубликован аналитический доклад о потенциале оппозиции и уровнях административного воздействия.

Целью нового исследования является анализ электорального потенциала российской системной оппозиции в зависимости от уровня избирательных фальсификаций и электоральных предпочтений в различных регионах страны, сообщают в аннотации к исследованию его авторы. В России существует группа сходных по внешним признакам регионов, в которой вероятность успешного выступления системной оппозиции, и в первую очередь партии КПРФ, значительно превышает среднюю по стране.

«Существуют крупные регионы, которые могут считать неформальными «столицами» нового Красного пояса. Ядро поддержки «Единой России» составляет в них 12-13%, как в Иркутской и Челябинской областях, тогда как ядро поддержки оппозиции достигает 24%, как в Архангельской и 19%, как Ярославской или той же Челябинской области. В этих субъектах значительно и количество неопределившихся респондентов, но на фоне экономических потрясений партии власти сложно будет рассчитывать на склонение колеблющихся в свою сторону, - отмечает исполнительный директор ИРИС Ростислав Мурзагулов. – При этом партии власти не приходится рассчитывать в таких регионах и на административный ресурс».

В исследовании детально оценивается потенциал системной оппозиции в этой группе регионов, а также дается прогнозная оценка голосования на предстоящих выборах в данной группе регионов на основе проведенного Институтом развития избирательной системы РФ (ИРИС) в январе 2016 года опроса 1054 респондентов. Изученный в ходе исследования массив информации свидетельствует о том, что в России существует ярко выраженная группа регионов, являющихся наиболее перспективными для системной оппозиции в контексте предстоящих выборов в Государственную Думу РФ в 2016 г. Вот краткие выводы исследовательской группы:

· Таких субъектов федерации – 25;
· В них проживает более половины избирателей страны;
· Их средний коэффициент административного воздействия на итоги выборов – 0,79; то есть адмресурс способен добавить партии власти к реально полученному результату не более 21% (в среднем по РФ – 34%);
· Ядро сторонников «Единой России» составляет здесь не более 25%;
· Ядро сторонников оппозиции составляет здесь приблизительно18%;
· Здесь значительна численность тех, кто пойдет на выборы, но не относит себя к сторонникам «Единой России» и не называет интервьюерам своих электоральных предпочтений – около 56%. Эти голоса, вероятнее всего, в основном распределятся между оппозиционными партиями; какими именно – зависит от качества проведенных ими кампаний.

Таким образом, результаты данного исследования позволяют констатировать вновь оформившуюся в стране группу регионов, составляющих так называемый «Красный пояс». Этим термином обозначалась в 90-е годы группа регионов, традиционно голосовавшая за КПРФ.

Новый Красный пояс не повторяет контуры «старого», который проходил по сельскохозяйственным областям, а сейчас сместился к промышленным развитым центрам страны, ранее относившимся к числу «демократических регионов». Данное обстоятельство является дополнительным преимуществом для оппозиционных партий, поскольку в крупных городах проведение кампаний является более эффективным, чем в малых и на селе; электорат здесь менее подвержен манипуляциям со стороны действующей власти, население более критично относится к власти и в целом больше интересуется политикой.

ИА «ИркСиб».