Сирот Иркутской области заселили в разрушающуюся новостройку

Шрифт

Август 2014 года должен был стать самым счастливым для большой семьи из Хомутово. После 8 лет ожидания отец семейства, имеющий статус сироты, получил «однушку» в доме по улице Чапаева в Хомутово. Многолетние скитания по съемным квартирам с тремя детьми должны были закончиться, но беззаботной жизни не случилось.

Затопило в первый день 

- Счастье от полученных ключей у нас длилось ровно один день - как сейчас помню эту торжественную церемонию. Тогда все хором говорили нам, что жилье хорошее, живите на здоровье… Но уже на следующий день пошли первые тревожные звоночки. Некоторые квартиры затопило. То есть в день вручения ключей все в своих квартирах как обычно пробовали включать воду, проверяли, а в кране было пусто. Ну и кто-то забыл закрутить вентиль обратно. Результат - потопы, - рассказывает новоселка Мария. Она не называет своей фамилии, потому что муж, получивший квартиру, госслужащий. Супруга опасается, что рассказ о новом жилье может испортить карьеру отца семейства.

Оказалось, что не только с подачей воды в злополучном доме не заладилось сразу, была и другая проблема поважнее.

- Мы заехали в августе, тогда было очень тепло, про отопление мы даже не думали. Ждали его 15 сентября, - продолжает Мария. - Но ни 15 сентября, ни 15 октября его еще не было. Отопление подключили только в первой декаде ноября. Хотя, что подключили, что нет – не было разницы, батареи оказались чуть теплыми. Как-то с нашим сантехником я спускалась в подвал, чтобы посмотреть, почему мы мерзнем. На счетчике было хорошо видно, что в наш дом для обогрева поступает вода, температура которой 45 градусов. Что может обогреть батарея с 45 градусами, когда на улице -30? Мерзнем до сих пор, приходится постоянно включать обогреватели. 

А потом провалился пол…

Проблема, которую описывает Мария, на сегодняшний день главная, но, к сожалению, далеко не единственная. Обитатели нового и качественного жилья для сирот не понимают, как региональная власть могла одобрить такое проектирование, такое строительство, а затем пошла на выкуп квартир. И в итоге гордо отчиталась перед общественностью о выполненных социальных обязательствах перед переселенцами. Дело в том, что дома начали рушиться изнутри уже в год сдачи.

- Обычно вентиляцию изолируют прочными материалами, а у нас шахту сделали из гипсокартона. Из-за влаги он намок и попросту провалился, образовалась дыра. Окна, видимо, для галочки вставили. Их даже нормально не пропенили - остались дыры, поэтому из окон дует. 

Но если эти неудобства жильцы могут устранить самостоятельно, хоть и вложив немалую сумму в ремонт только что построенного дома, то есть вещи, с которыми сами они не справятся. Жилье по соцпрограмме оказалось настолько отвратительного качества, что теперь обитатели дома боятся за безопасность своих детей. В коридоре нового здания пока только в одном месте провалился пол - дыра ведет в подвал. Нет никакой гарантии, что провалы не случатся где-то еще. 

Утопают в мусоре

Слушая истории переселенцев, создается ощущение, что от них просто отмахнулись. Лишь бы не мозолили власти глаза и не портили статистику. Провалившимся полом и чуть теплыми батареями беды не заканчиваются. Жильцы дома по улице Чапаева утопают в мусоре. Не потому, что хотят жить как в свинарнике, а потому, что его никто не вывозит.

- Сейчас мы ждем новую управляющую компанию, прежняя – «Уютный дом» - отказалась от нас из-за долгов, которые мы якобы накопили. И это при том, что долги и баснословные счета взялись откуда ни возьмись. К примеру, за один только месяц нам пришла квитанция на 5 тысяч рублей. В ней было все – уборка двора, подъезда, косметический ремонт… Хотя ничего перечисленного не было сделано. Мы уже давно вывозим свой мусор самостоятельно, на своей машине, скидываемся с соседями, - поделилась хозяйка квартиры.

Проблему с вывозом мусора в администрации Хомутово разделяют. Владимир Шелепов, первый заместитель главы Хомутовского района:

- Данная семья и все другие жители дома обращались к нам неоднократно. Но не стоит забывать о том, что уже много лет следить за температурным режимом в доме, чистотой в подъездах и во дворе должна управляющая компания, которую выбирает собственник. Таковым в этом случае является министерство имущественных отношений, по букве закона это их обязанность найти УК. Но поскольку этот дом находится  в нашем муниципальном образовании, мы в стороне не находимся, ищем желающих, а их, к слову, почти нет. Слишком маленький дом, небольшая этажность, что не очень выгодно по экономическим соображениям для компаний. На данный момент поиски новой УК продолжаются.

Зато отчеты красивые

Все рассказанное Марией создает ощущение дежавю. Не так давно, в ноябре прошлого года Иркутская область уже прославилась непригодными домами для детей сирот в Аларском, Нукутском районах. Об этом, к примеру, писала «Российская газета».

После этих прецедентов губернатор области в очередной раз заявил, что со строительством жилья для детей-сирот Иркутская область справляется.

- Темпы строительства жилья для сирот набраны хорошие. Сейчас активно строятся дома и в крупных муниципалитетах - Иркутске, Шелехове, началось строительство в Ангарске, заканчивается в Братске, Тайшете. Всего до конца года в регионе будут сданы 900 квартир под специальный жилой фонд для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,- подчеркнул Сергей Ерощенко в конце ноября прошлого года. 

В цитате главы региона делается акцент на объемы и темпы. Совершенно очевидно, что для отчета перед общественностью и перед Москвой о выполнении соцпрограмм качеством можно пренебречь. Возникает вопрос – для чего в таком случае вообще создавать видимость бурной и плодотворной деятельности, если переселенцам можно было выдать в качестве жилья обитые фанерой коробки из-под холодильников -  их хотя бы согреть можно быстрее, чем квартиру. И пол там не провалится.

Другого жилья не будет

- Мы обращались в областное министерство имущественных отношений, - заключает Мария. - Именно этот орган считается собственником нашей квартиры, спрашивали про отопление, управляющую компанию… Там нам ответили, что все вопросы с отоплением находятся в компетенции хомутовской администрации. Именно муниципалитету выделили 12 миллионов рублей на то, чтобы в наших квартирах было тепло. Где эти деньги сейчас и почему они не использовались по прямому назначению, мы не знаем. Наверное, в этом должны разбираться какие-то компетентные органы.

Ну а пока судьба выделенных средств остается неясной, Мария со своей семьей снова пошла по кабинетам министерства с уже совсем другим вопросом - люди захотели отказаться от выделенной квартиры. Потому что в этой жить просто страшно и совсем неуютно:

- Ответ нам дали краткий – если откажетесь, больше ничего не получите. Жилье сиротам выделяется один раз, больше такого не повторится.

Семья Марии такой категоричности удивлена и надеется, что законом предусмотрены нормы, позволяющие все же отказаться от непригодного жилья.

Кто-то лукавит? 

Примечательно, что областная власть выделением такого вот жилья по социальным программам вводит в заблуждение не только жителей области, передавая красивые картинки со счастливыми новоселами с экранов, но и Москву. 27 февраля в Иркутске прошла конференция регионального отделения Общероссийского народного фронта. Главным действующим лицом мероприятия, безусловно, стал сопредседатель Центрального штаба ОНФ, секретарь Общественной палаты РФ, первый вице-президент Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России» Александр Бречалов. Он сказал буквально следующее:

- На «Форуме действий – 2», который прошел 18 ноября 2014 года с участием Владимира Владимировича Путина, выступал руководитель Центра мониторинга исполнения указов президента Николай Николаев. Он говорил об исполнении поручения о переселении людей из ветхого и аварийного жилья.  Иркутская область в этом контексте отличилась со знаком минус. И мы с губернатором говорили на этот счет. Не хочу ни в чей огород бросать камень, тем не менее… У вас сдается жилье, в котором забывают положить утеплитель. А здесь зима холодная. Это конкретный пример того, как работает фронт. Ваши активисты указали нам на эту ситуацию, и после вмешательства ее исправили.

Но на деле же выходит, что не исправили. Или исправили далеко не везде. Или даже не собирались исправлять, а только успокоили московских контроллеров, что все сделано в лучшем виде. А ничего не сделано. Сироты получают холодное жилье с разрушающейся гипсокартонной вентиляцией и проваливающимися полами. И речь здесь не только о сиротах. На прошлой неделе мы писали о том, что с подобными проблемами столкнулись переселенцы из ветхого и аварийного жилья в селе Казачинское. Там люди тоже устали обивать пороги чиновников, чтобы те устранили проблемы, которые несовместимы с понятием комфортного проживания. 

И до сих пор обивают, потому что в Иркутской области, на территории опережающего развития, де юре решая проблему переселенцев, де факто подкидывает нуждающимся людям новые трудности. 

P.S. Цена одного квадратного метра в этом доме заявлена на уровне 33 800 рублей. Квартира Марии - 37 «квадратов». Общая стоимость полученного жилья - около 1 млн 250 тысяч. Программа предоставления жилья детям-сиротам в Иркутской области продолжается.