«На грани выживания» - так можно сегодня описать ситуацию с фондами муниципальных образовательных учреждений Иркутской области.
С нового 2015 года бюджеты многих школ, гимназий, детских садов и учреждений дополнительного образования сократились чуть ли не вполовину. Причина – новые методики расчета нормативов на обеспечение государственных гарантий в получении бесплатного образования.
«Мы не урежем ни одной социальной программы. Не допустим снижения зарплат, сокращений учителей, врачей, работников культуры!»
Губернатор Иркутской области Сергей Ерощенко в ходе ежегодного послания.
12 февраля 2015 года
По законам кризисного времени
- На основании этих методик происходит расчет субвенции из областного бюджета, которые выделяются муниципалитетам на образование, - объясняет председатель областной организации профсоюза образования Валентина Федосеева. – Потом муниципалитеты распределяют полученные деньги между своими муниципальными образовательными учреждениями.
До этого методики разрабатывались и утверждались на основании Закона Иркутской области от 11 мая 2012 г. № 46-ОЗ. Но 28 ноября 2014 года правительство Иркутской области утвердило постановление № № 603-пп "О методиках расчета нормативов обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных и общеобразовательных организациях в Иркутской области, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях в Иркутской области, обеспечения дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях" (см. стр. 28). 24 декабря 2014 года был принят и областной закон с аналогичным непроизносимым названием.
Валентина Федосеева подчеркивает: документы даже принимали с нарушениями. На момент принятия Постановления о методиках расчета нормативов, то есть на 28 ноября 2014 года, соответствующих полномочий у правительства области не было – их прописали только в ОЗ, который утвердили 24 декабря. Разработанные методики одобрили очень быстро, не показав их даже объединению профсоюзов образования – хотя до этого такая практика существовала. Чуть позже стало понятно, почему все делалось в условиях спешной секретности.
Едва взглянув на эти нормативные документы, работники сферы образования поняли: для них наступили по-настоящему кризисные времена. Прежде всего новые методики ввели единый принцип формирования нормативов для городских и сельских школ. Несколько лет назад впервые для определения нормативов был применен так называемый «подушевой принцип». То есть финансирование школы напрямую зависело от количества ее учеников – именно на этой цифре и базировались объемы выделенных образовательному учреждению средств. Многим руководителям с самого начала такое подушевое финансирование пришлось не по душе. Но городские школы получали достаточное количество денег из-за большого числа обучающихся, а для маленьких сельских школ действовал специальный поправочный коэффициент. Новые методики все «сельские поправки» отменили – если в школе 40 человек, то на 40 детей школы и получат финансирование, и ни копейкой больше.
Еще больнее по маленьким школам ударило другое новшество - отмена принципа финансирования малокомплектных учебных заведений. Если раньше крошечная сельская школа получала деньги из расчета ее реальных потребностей, то теперь все без добавок, и все как у всех – по подушевому принципу.
Дальше - больше. Из норматива исключен механизм формирования средств на базовую и стимулирующую части, что затруднит распределение средств в фонде оплаты труда. Кроме того, норматив не обеспечивает формирование средств на внеурочную деятельность, на дополнительное образование, на выплату денежного вознаграждения за выполнение функций классного руководителя, не финансируется компенсационная надбавка за работу в сельской местности.
Валентина Федосеева замечает: увы, сокращение бюджетов образовательных учреждений на 5-8 миллионов, а то и вовсе в два раза, стало суровой реальностью. Помимо этого, есть «дорожная карта», которая предусматривает ежегодное увеличение средней заработной платы педагога. Есть, точнее, должны быть отдельные выплаты учителям за успехи учеников, за внеурочную деятельность и прочее, и прочее, и прочее. Именно за счет этих «прочее» государство и пытается поднять рухнувший в недалеком прошлом престиж профессии педагога. Такая политика и работала, и даже приносила первые видимые результаты, но сейчас Иркутская область опять по какой-то причине спешит «окунуться» в образовательную разруху.
По подсчетам директора Ассоциации муниципальных образований Иркутской области Зои Масловской, такая политика приведет к сокращению около 100 педагогических работников. И это на фоне постоянного кадрового голода и острой нехватки педагогов. Особенно на селе.
Не все лучшее детям
- Школу поставили на колени, по-другому не скажешь, - с отчаянием восклицает директор школы в поселке Ключи Марина Антипина. – Выделенных денег хватит ровно на полгода. А дальше – все, средства кончились. Даже отпускные учителям выдать не получится.
По этой маленькой школе, расположенной на севере, в Казачинско-Ленском районе, новые методики «ударили» сильнее всего. Сегодня здесь учатся 142 ребенка, однако все они ходят в разные классы. И обучать их нужно в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами. Это значит большое количество предметов, внеурочной и внеклассной деятельности. А денег на это взять негде. Директор Марина Васильевна разводит руками: ей сокращать из штата некого – все по минимуму. «Под нож» попадают ставки психологов, логопедов, обслуживающего персонала. И если кабинеты можно помыть и самим, то как помогать справиться детям со стрессом от ЕГЭ, в этой школе не знают. Еще есть кабинеты, которые давно требуют ремонта, и пустые лабораторные классы, где уже давно не было нового оборудования.
В школе соседнего поселка Магистральный дела обстоят несколько лучше. Это учебное заведение по поселковым меркам большое: 394 ученика – за счет этого и выживают. Однако педагогам этой школы придется забыть обо всех стимулирующих выплатах. По словам директора Елены Лобковой, удалось сохранить только выплаты за стаж и то кое-как. Теперь учителя, которые на селе и так служат для своих учеников 24 часа в сутки, могут хоть всю ночь проверять тетради или разрабатывать внеклассные мероприятия – они за это не получат ни рубля. Иначе на выплату заработных плат всему коллективу денег просто не хватит.
- У нас еще одна проблема есть, - говорит Елена Леонидовна Лобкова, - нам отменили сельские 25 %, которые выплачивали всем бюджетникам села на основании постановления еще 90-х годов. Сказали, что мы не село, а бывшая станция. Теперь вот оспариваем это решение.
Гимназия больше не гимназия?
Новые методики предусматривают «уравниловку» не только в части сельских и городских школ, они еще предусматривают одинаковое финансирование для обычных школ и тех учебных заведений, которые имеют статус гимназий и лицеев. А ведь здесь совершенно другая, отличная программа обучения.
- Как мы теперь будем называться гимназией, я и не знаю, - со вздохом говорит заслуженный учитель РФ, директор знаменитой на весь регион ангарской гимназии № 1 Людмила Раевская. – С таким бюджетом я сейчас должна закрыть все кружки, секции, бассейн, убрать психологов.
Учитель с полувековым стажем не знает, как в этом году она будет исполнять все требования, предусмотренные ФГОС. В гимназии 896 ребят, которые должны получать углубленные знания по самым разным дисциплинам, три здания, которые нужно содержать. Плюс – заслуженные педагогические работники, которым нужно платить все положенные надбавки. Нужно что-то урезать и сокращать, а с чего начинать - не понятно, да и руки не поднимаются. Ведь это значит порушить всю уникальную систему преподавания, которую учителя разрабатывали годами.
Потеря для региона серьезная, а многие сельские школы, по опасению Валентины Федосеевой, и вовсе оказались под угрозой закрытия. Например, дамоклов меч навис над малокомплектной школой в деревне Карам все того же Казачинско-Ленского района, поговаривали и о закрытии и школы в Ключах.
- Когда приезжала проверка из министерства в прошлом году, они рассматривали вариант закрытия нашей школы, - говорит Марина Антипина, - чтобы дети ездили в другой населенный пункт. Недавно ребенок насмерть замерз, пытаясь осилить долгую дорогу в школу. Неужели эта экономия того стоила, и зачем мы экономим на детях?
Бюджет маслом
На языке чиновников все эти урезания-сокращения-уменьшения называются четким словом «оптимизация». В условиях набирающего обороты кризиса – штука необходимая.
- Мы вот сейчас создаем единую бухгалтерию образовательных учреждений, - рассказывает про «антикризисный план» заведующий отделом образования администрации Казачинско-Ленского района Сергей Игнатко. – Таким образом сократим 6 ставок бухгалтеров и сэкономим 2-3 миллиона рублей к 2016 году. Делать-то нечего.
Чиновник и сам удивляется тем астрономическим суммам, которыми сегодня исчисляется нехватка средств для школ в их районе. С таким же удивлением Сергей Владимирович рассказывает об итогах поездки в министерство для того, чтобы «отстоять» финансирование по факту для школы в Караме. Финансировать-то по факту разрешили, вот только денег не добавили. Сказали: вашему муниципальному образованию выдели столько-то средств, вот из этого количества и финансируйте, как сами захотите.
Еще одна беда – доплаты до МРОТ обслуживающему персоналу и все сельские выплаты, их новые методики в субвенции не заложили. У министерства образования на этот счет одна политика: докажите, что вам эти выплаты и доплаты положены. И доказывать нужно через суд, только тогда министерство получит веское основание выделить еще немного денег. Если доказать не получится, то извините – а кому сейчас легко?
- После принятия постановления и еще до момента принятия нового закона мы пытались объяснить, к каким последствиям это может привести, - уточняет Валентина Федосеева. – Но нас не услышали.
Профком образования честно пытался оспорить новые методики расчета норматива в суде, но дело не дошло даже до рассмотрения жалобы по существу. Обращение «застопорили» за счет отписки, что по нормам ГПК профкомы не имеют право выступать в защиту неопределенного круга лиц. В ближайшее время Валентина Федосеева хочет вынести рассмотрение этого вопроса на заседание трехсторонней комиссии Иркутской области. Если потребуется – то профком готов добиваться отмены методик и на уровне федеральной трехсторонней комиссии.
Главное, чтобы в отчетах было красиво
Сегодня даже разработчики новых методик признают, что получившийся документ, мягко говоря, оказался недоработанным. Начальник управления бюджетного планирования министерства образования Маргарита Захарова заявила, что предложенные нормативы – это только базовые цифры, которые будут уточняться в течение следующего года. При этом она подчеркнула - уже сейчас понятно, что заложенных средств не хватит на весь следующий год, соответствующее обращение в минфин по корректировке цифр уже готовится. Но процедура внесения изменений в бюджет – вещь долгая и утомительная.
Разумеется, возникает резонный вопрос: зачем тогда все это было нужно? Для чего нужно было в спешке и без согласования принимать все эти методики, лишив тем самым покоя тысячи педагогов Иркутской области? У Валентины Федосеевой на это вопрос есть один ответ: региональному правительству важнее было «нарисовать красивый бюджет», чем учесть реальное положение дел.
Бюджет, конечно, получился загляденье: и с небольшим дефицитом, и социально-ориентированный. И пусть «правильная ориентация» оказалась мифом, главное – попасть в список «хороших регионов». Даже если от такого решения иркутского губернатора на колени рухнула вся система образования области.
P.S. На сайте Министерства образования Иркутской области размещена форма обращения на "горячую линию" по вопросам начисления, уровня и выплат заработной платы работникам образования. Кроме того, в будние дни с 09:00 до 18:00 "горячая линия" открыта по телефону: 8 (3952) 33-13-89.
В сельской школе. Художник Владимир Маковский