Ученые обнаружили новые места обитания северных оленей в Байкальском заповеднике

Шрифт

Открытие было сделано в рамках экспедиции на Хамар-Дабан.

Фонд «Озеро Байкал» и Байкальский заповедник объявили о завершении экспедиции по изучению и сохранению лесного подвида северного оленя. Ученые прошли более 100 километров по труднодоступным участкам хребта Хамар-Дабан, чтобы собрать данные, которые помогут спасти эту исчезающую популяцию, сообщает «ИркСиб» во вторник, 12 августа, со ссылкой на пресс-службу фонда.

Масштабный проект включал две уникальные экспедиции, первая из которых проходила в июне-июле. Чтобы добраться до мест обитания оленя, ученые преодолели 540 километров по пыльным дорогам, горным рекам, крутым склонам и таежным дебрям.

Далее ученых ждала главная работа: более 100 километров пеших маршрутов по горной тундре за 10 дней. Маршрут пролегал по одному из самых сложных и труднодоступных участков Хамар-Дабана – исследователям нужно было добраться до мест обитания оленей и осторожно, не нарушая спокойствия животных, проследить их маршруты и особенности «быта».

«В нескольких ключевых точках ученые обнаружили свежие следы жизнедеятельности северного оленя. Но самое главное – эти следы обнаружены там, где раньше ученые лишь предполагали обитание оленей. Участники экспедиции рассказывают, что новые, только открытые человеком, места обитания постепенно прорисовывают реальные границы владений этой изолированной группировки оленей», - отметили представители фонда.

По плану экспедиции необходимо было проверить установленную ранее сеть фотоловушек. Эту сеть ставили поэтапно с 2021 года, периодически проверяя и обновляя карты памяти. Сейчас карты памяти, полные записей, извлечены, а кадры проходят скрупулезный анализ. С их помощью ученые надеются точно определить минимальную численность группировки, поскольку вся популяция не передвигается единым стадом, а разбивается на группы.

Уже достоверно известно, что северных оленей в районе Хамар-Дабана не менее 23 особей. Не исключено, что после обработки полученных кадров, окажется, что их численность окажется больше. Также важно понять половозрастной состав группы оленей и оценить реальную угрозу со стороны хищников.

Одной из самых кропотливых задач для ученых стал сбор биологического материала: 35 проб экскрементов северного оленя, собранные в рамках экспедиции, несут в себе огромный пласт информации о состоянии здоровья животных. Образцы направлены в Институт проблем экологии и эволюции им. А.Н. Северцова РАН.

Также на пути маршрута исследователи обновили минеральной подкормкой три искусственных солонца. Эти места притягивают оленей, а также служат удобными точками для наблюдения и установки фотоловушек.

«Эти олени оказались отрезаны от основной популяции алтае-саянского подвида много десятилетий назад, а сегодня являются уязвимой группировкой. Среди возможных причин деградации популяции – отсутствие генетического разнообразия, строительство дорог и инфраструктуры, ведущие к фрагментации ареала обитания животных, лесозаготовки и нелегальные охотничьи базы, лесные пожары и климатические изменения, – говорит руководитель экспедиции Алексей Китаев. – Это маленькая, замкнутая популяция, и каждая потерянная особь – невосполнимая утрата для генофонда. Поэтому подобные экспедиции исключительно важны, особенно, если работа проводится комплексная – когда процесс не прерывается, а данные, полученные в летний период, становятся частью большого зимнего исследования. В этой экспедиции для нас было ключевым продолжить мониторинг: понять, сколько оленей сейчас в группировке, как они себя чувствуют, где держатся. И здесь нам очень помогли технологии: квадрокоптер с тепловизором стал нашими «глазами» в самых труднодоступных снежниках и зарослях, куда не пройти пешком».

К 2026 году ученые намерены начать безопасный отлов и мечение оленей спутниковыми ошейниками. Это позволит отслеживать перемещения животных круглый год, включая загадочные места зимовок. Поэтому в рамках летней экспедиции ученые обустроили специальные укрытия – скрадки.

«В этот раз условия в целом были обычными для Хамар-Дабана, но нас удивила фенология, – рассказывает Алексей Китаев. – Процессы стартовали намного раньше обычного: снежники сошли быстрее, растения зацвели раньше срока, и даже линька у животных началась не в свой час. Это заметный сдвиг, за которым мы как учёные должны следить очень внимательно».

Зимняя экспедиция стартует уже в ноябре-декабре текущего года. Она должна ответить на главный вопрос: куда исчезают эти животные с наступлением холодов? Ведь фотоловушки не выдерживают байкальских морозов и перестают фиксировать животных, а человеку ничего не известно об условиях, в которых олени проводят зиму, угрозах их безопасности, способности прокормиться и сохранить целостность группы.

«Эти олени – последние представители уникальной группировки, потому каждый новый след этих животных – это шаг к их сохранению, – подчеркивает генеральный директор Фонда «Озеро Байкал» Анастасия Цветкова. – Зимняя экспедиция станет решающей в понимании того, как помочь выжить этим невероятным животным. Конечно, быть причастным к такой работе – исключительно важно, и этот трепет перед новыми вызовами ощущает каждый в команде нашего Фонда. Мы очень рады поддержать Байкальский заповедник и его удивительных, смелых, самоотверженных учёных, готовых к новым открытиям».

ИА «ИркСиб», фото предоставлено фондом «Озеро Байкал».