Первый "крайний" уже нашелся, и он не имеет отношения к "ВСРП" или "Истленду".
Например, на популярном сайте «Бабр.ру» виноватым выставляют Валерия Савинова и возглавляемую им администрацию Байкало-Ангарского бассейна внутренних водных путей, которая, по мнению журналистов, погрязла в коррупции. Совершенно очевидно, что это делается с единственной целью – заболтать аудиторию, чтобы она не задалась справедливым вопросом «А врио губернатора ответит за то, что сгорел принадлежащий его семье теплоход, с которого 122 человека спаслись только чудом?».
«Спасение пассажиров теплохода - это полностью заслуга самих пассажиров, а также помощника капитана Маслова и капитана яхты «Принцесса Лео» Александра Ляховчука, - говорит пассажир злополучного рейса Леонид. - По сути, нас спасла яхта, ее капитан первым подошел к «Баргузину» и вывез детей и женщин. Жилетов на «Баргузине» хватало всем, но людям никто из команды корабля не объяснили, как ими пользоваться. Когда уже экипаж яхты отбуксировал спасательные плоты на берег, через 10-15 минут подошел корабль «Александр Великий». На нем нас уже отогревали».
О том, что работа экипажа была далека от идеала поведения в чрезвычайной ситуации, рассказал и другой пассажир Андрей на пресс-конференции, организованной «ВСРП» в связи с утратой теплохода. «О какой слаженной работе экипажа судна можно говорить, если капитан корабля закрылся в рубке и бездействовал?! – приводит слова Андрея ИА «Альтаир». - На теплоходе не работала рация, капитан даже помощь не мог вызвать и подать сигнал бедствия, пассажирам пришлось самим по сотовым телефонам звонить всем, кто мог бы им помочь».
Как отметил Андрей, самое страшное было то, что на судне уцелевшими остались только четыре шлюпки, вместимостью 20 человек каждая. И вот когда их надували и сбрасывали в воду, то они переворачивались вверх дном. Поэтому помощнику капитана приходилось прыгать в воду и переворачивать их обратно, но в них все равно оставалась вода.
«ИркСибу» же удалось выяснить, что «Баргузин-2» уже ломался за несколько дней до того, как сгорел. Это обстоятельство противоречит пресс-релизу «ВСРП», которое утверждает, будто корабль прошел все мыслимые и немыслимые проверки перед началом навигации. Как эти проверки проходили?! «28 июля, во вторник, из Иркутска до Северобайкальска должна была отправиться «Комета», но она сломалась, - рассказал «ИркСибу» клиент «ВСРП».- Нам предложили либо сдать билет, либо идти на «Баргузине-2», но на 7 часов дольше. Мы выбрали второй вариант. В итоге теплоход сломался на Ольхоне. Что с ним случилось, нам не сказали. С Ольхона многим пришлось вернуться в Иркутск и ехать в Северобайкальск автобусами».
То есть и команда, и капитан знали, что плавсредство нуждается в ремонте. Безусловно, знали об этом и в «ВСРП». Но в разгар сезона уводить с маршрута корабль, способный взять на борт до 120 пассажиров, – противоречит логике менеджеров холдинга «Истлэнд», который принадлежит семье Ерощенко. 120 человек, чудом спасшихся с корабля «ВСРП, стоят куда дешевле, чем несколько дней простоя теплохода для устранения неполадок.
Еще один момент – на теплоходе должна быть установлена эффективная система пожаротушения. Но и она дала сбой. "Когда было обнаружено задымление, капитан сразу же включил систему пожаротушения. Она буквально на минуту заглушила возгорание. Потом началось все заново, с еще большей силой", – цитирует исполнительного директора ВСРП Виталия Кельманова ИА «IrkutskMedia».
После возгорания корабль был полностью обесточен, рация тоже не работала. Капитан связался с диспетчерской службой по сотовому телефону. Мужчина успел сообщить координаты бедствия. После этого связь прервалась.
Напомним, «ВСРП» официально заявляет, что все проверки перед навигацией теплоход прошел. С отказывающей системой пожаротушения, с отличающимися рациями, с поломками на Ольхоне, с недостаточным количеством плотов при ЧП. Кроме того, не только «Баргузин-2» сгорел, но и «Комета», которая должна была доставить людей из Иркутска в Северобайкальск несколькими днями ранее, сломалась. И ведь она, наверняка, прошла все необходимые проверки. Можно ли было заранее выявить все недостатки и написать заключение о надежности судна? Можно, но только в единственном случае – когда не совсем исправные теплоходы принадлежат семье исполняющего обязанности главы региона. На проверяющих могут просто надавить, чтобы они подписали нужные бумаги. Риски для жизни будущих пассажиров при этом учитывать не обязательно.
«ИркСиб» связался с Александром Ляховчуком, чтобы узнать, поблагодарили ли его сотрудники «ВСРП» и МЧС за то, что он спас более 120 человек. «От МЧС звонка не было, - ответил Александр Арсентьевич. – А «ВСРП» поблагодарило. Сергей Владимирович сам мне позвонил, сказал спасибо за спасенных людей, он в тот вечер очень волновался». Волнение врио губернатора понятно. Еще бы не волноваться, когда случайный кораблик 1991 года постройки может утянуть с собой на дно все шансы и надежды успешного предпринимателя стать губернатором.
Фото пресс-службы ГУ МЧС РФ по Иркутской области.