Иркутское правительство сказало «спасению» нет?

Шрифт

Внедрение единого номера 112 буксует из-за неспешности чиновников.

Практически каждый водитель сталкивался с ситуацией, когда на безлюдной дороге где-нибудь между Братском и Усть-Илимском глох двигатель или происходило ДТП. Единственным спасением в особо «глухих» местах оставался единый телефон спасения – 112. Но, как показывает отчет Контрольно-счетной палаты Иркутской области, в региональном правительстве из-за нерасторопности, а в некоторых случаях нечистоплотности чиновников, работы по созданию «Системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб на территории Иркутской области по единому номеру 112» идут с явными пробуксовками.

Номер экстренный, но спешки нет

Правительство Российской Федерации своим постановлением № 958 от 21 ноября 2011 года рекомендовало всем субъектам Федерации до 2017 года завершить работы по созданию «Системы-112». Этот российский аналог американской службы «911» должен был объединить все телефоны оперативных служб. Вместо того чтобы набирать 01, 02, 03 или 04, человеку достаточно было вызвать службу «112», и опытные диспетчеры уже примут решение, какую оперативную службу направить к звонящему.

В Иркутской области работы по созданию данной службы официально стартовали спустя почти два года после рекомендаций Правительства РФ. В октябре 2013-го Постановлением регионального правительства № 440-пп в рамках госпрограммы «Обеспечение комплексных мер противодействия чрезвычайным ситуациям природного и техногенного характера» на 2014–2018 годы была принята подпрограмма «Создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб на территории Иркутской области по единому номеру 112». Реализовать ее взялось министерство экономического развития Иркутской области под руководством Руслана Кима.

Как поясняли авторы подпрограммы, ее цель – «улучшение взаимодействия экстренных оперативных служб и создание «Системы-112». По мнению составителей документа, «на территории Иркутской области прием вызовов населения о чрезвычайных ситуациях и происшествиях осуществляют экстренные и оперативные службы в основном по номерам 01, 02, 03, 04, «Антитеррор», в отдельных муниципальных образованиях – по единому номеру 112. В каждом городском округе и муниципальном районе Иркутской области созданы на постоянной основе муниципальные единые дежурно-диспетчерские службы».

Согласно пояснениям к подпрограмме, большая часть данных служб не соответствует необходимым требованиям по причине отсутствия средств связи и автоматизации управления, средств оповещения, регистрации входящих и исходящих звонков, а также центра обработки вызовов.

Исправить ситуацию, по мнению региональных чиновников, должно таки было создание подобного центра и, собственно, организация системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб через единый номер 112.

Скоро сказка сказывается…

Если вы находитесь в Иркутске или в радиусе 150 километров  от него, то, позвонив на единый номер 112, получите ответ оператора. А вот чем дальше от областного центра, тем пользование единым номером спасения становится проблематичнее. И это неудивительно. Судя по отчету Контрольно-счетной палаты Иркутской области, за два года работа по созданию системы обеспечения вызовов по единому номеру 112 сдвинулась ровным счетом на покупку мебели для центра обработки вызовов. Правда, помещение будущего центра еще не совсем готово, вернее, его еще даже не покинули многие бывшие арендаторы: например, ООО «Аналитик», ООО «Байкал туристик», НОУ «Учебный центр «Глобус», а в одной из комнат даже неустановленное частное лицо обнаружили. И все это в помещении, находящемся в областной собственности. Изначально центр планировалось разместить на базе ОАО «Ростелеком» в здании на улице Мира, 94. В июне 2013 года этому предприятию для выполнения «научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ» из областного бюджета было перечислено почти 15 млн рублей. Однако позднее принято решение, что центр расположится на 5-м этаже в принадлежащем министерству имущества Иркутской области помещении по улице Чкалова, 39а. Это то самое скандальное здание, где до сих пор располагается Российский союз молодежи и по которому до сих пор продолжаются судебные разбирательства.

Между тем минэкономразвития Иркутской области в конце 2014 года проводит два конкурса на 1 млн 610 тыс. рублей. Из них 620 тыс. идут на закупку мебели для будущего центра, которая до сих пор пылится на складе. А еще почти миллион выделяют на разработку проектно-сметной документации по проведению ремонта в том самом помещении на Чкалова, 39а.

И здесь возникают многочисленные вопросы к вольному расходованию бюджетных средств. Аудиторы КСП Иркутской области так и не сумели выяснить, куда ушло почти 15 млн рублей, которые были перечислены ОАО «Ростелеком», и зачем было покупать мебель на 600 тыс. рублей, если в помещении еще не проведен ремонт! С оплатой контракта на разработку проектно-сметной документации по ремонту помещения получилось еще интереснее. Вся сумма была переведена единовременным платежом 30 декабря 2014 года, однако, фактически экспертиза принята 15 июня 2015 года, или на 115 дней позднее установленного контрактом срока. Налицо явное превышение служебных полномочий со стороны лица, подписавшего акт приемки-передачи работ от минэкономразвития.

Всего на реализацию подпрограммы по созданию системы обеспечения вызова «112» из федерального и областного бюджетов должно быть направлено 115,6 млн рублей. При этом в 2014 году было запланировано к использованию 14,8 млн, но потрачено чуть больше полутора миллионов рублей. А на федеральное финансирование в 2014 году заявка вообще не подавалась. Хотя шансы получить средства были высоки.

Зато отчеты красивые

Министерство экономического развития Иркутской области утверждает, что в рамках работы по созданию системы обеспечения вызова экстренных служб «112» целевые показатели в 2014 году достигнуты на все 100%.

Однако аудиторы КСП говорят о другом: «В ходе проверки установлено, что показатель «Степень готовности ЦЕДДС, ОЦОВ. РЦОВ и УМЦ, указанный в отчете, – 100%, в части степени готовности ОЦОВ (областной центр обработки вызовов), не может быть равен 100%, так как в 2014 году областной центр обработки вызовов не создан. И на момент проверки в части данного показателя не достигнуто 100%, так как предназначенные для основного центра обработки вызовов помещения заняты сторонними организациями. Государственный заказ на проведение работ по капитальному ремонту не размещен».

Еще интереснее то, что центр создается без соответствующего решения и пока существует только на бумаге, хотя на него потратили уже более 17 млн рублей. И планируют потратить еще почти 100 млн.

Удивляют в этой ситуации два момента: на что потрачены перечисленные ОАО «Ростелеком» почти 15 млн рублей, и почему контрольно-счетная палата потребовала только «пристального внимания ответственного исполнителя» и направила министерству экономического развития Иркутской области лишь представление. Ведь налицо факт неэффективного использования бюджетных средств и фактического срыва реализации столь необходимой программы.

В пресс-службе областного МЧС на наш вопрос – как продвигается реализация программы единого номера телефона спасения? – нам пояснили, что все идет по плану. Андрей Шутов, руководитель пресс-службы ГУ МЧС России по Иркутской области: «Номер 112 работает отлично. Из последнего: по этому номеру до нас дозвонились и спаслись 9 человек с Ольхона, 6 человек с Байкала, из лесов дозванивались. Конечно, во многих селах номер действует еще не в полной мере, но мы подтягиваем эти моменты. Просто есть технические сложности, которые не зависят от нас с вами. Единые службы действуют на базе муниципальных образований, а поставить вышки в каждом – возможности нет. Но программа реализуется до 2017 года, это не дело 5-тиминутной готовности. Опять же координатором и надзорным органом здесь выступает областное правительство, а не мы. У них, по нашей информации, все идет в плановом режиме. В Иркутске такая диспетчерская служба организована идеально, она находится по адресу: Карла Маркса, 26а. Там есть все для нормальной деятельности службы. Единственное, что пропагандой номера 112 занимаются почему-то только пожарные и спасатели, хотя многофункциональный диспетчер подключен и к скорой, и к полиции, и газовой службе».