Трагедия в Солнечном: несчастный случай?

Шрифт

Многие родители не знают, чем увлекаются их дети.

В сентябре в Солнечном произошла трагедия – из окна подъезда между 7 и 8 этажами выпал 10-летний мальчик. Он направлялся на занятия в 25 гимназию. В тот же день классный руководитель и директор гимназии сообщили журналистам, что четвероклассник упал, делая необычное селфи. И в тот же день знакомые ученика сообщили, что трагедия не случайна – якобы накануне некая девочка грубо с ним обошлась. На одной из своих страниц в социальных сетях мальчик изменил статус на «Прости меня, если сможешь» и разослал скриншот знакомым. Проверка регионального СУ СК по факту гибели 4-классника на момент подготовки этого материала продолжалась, поэтому следователи не могли однозначно заключить, что это было – суицид или несчастный случай. В пользу второй версии говорит здравый смысл – конфликтов в семье у мальчика не было, сама семья благополучная, мальчик был открыт для окружающих, легко шел на контакт и находил новых друзей. В пользу первой версии говорит все остальное.

Подписывайтесь, ставьте лайки

Мальчик увлекался интернетом. Он вел не меньше трех страниц во «ВКонтакте» и даже канал на «Ютубе», где периодически публиковал видеоролики со своим участием – от пары минут до часа. Этими видеороликами он подражал старшим интернет-товарищам, которые для тысяч школьников стали иконами. Мальчик включал камеру и что-то делал, рассказывал, считал лайки и подписчиков. Взрослые или другие люди на всех этих видео появлялись несколько раз, остальное время мальчик, когда возвращался из школы, судя по роликам, оставался сам с собой и с интернетом. Вот он разговаривает с мамой по телефону и отпрашивается гулять. Вот отвечает на звонок и говорит, что все в порядке. А вот играет с котом или смотрит другие ролики в сети и комментирует их. И просит ставить лайки и подписываться на его канал. Таких подписчиков у него было 22 человека, а видео – 25 штук.

Но, судя по активности на «Ютубе», гораздо больше времени он проводил во «ВКонтакте». Особенно в группах, посвященных персонажам игры - многосерийного ужастика – «Пять ночей с Фредди» и комиксов по ней. Там есть персонаж «Марионетка». Это кукла, в которой, по сюжету, живет либо душа убитого ребенка, либо душа матери этого ребенка – фанаты серии ведут на этот счет горячие споры. Задача «Марионетки» - переселять в тела кукол души убитых детей, чтобы таким образом их частично воскресить. 10-летнему иркутянину этот персонаж нравился больше других. Вместо лица у «Марионетки» маска без глаз и с фиолетовыми полосами под глазницами, символизирующими слезы. Такими же фиолетовыми полосами слез 4-классник разукрасил свою фотографию в социальной сети.

В самой группе, посвященной игре и комиксам по ее мотивам (одной из многочисленных групп), публиковались ролики, в которых в игровой форме рассказывалось, что дети после смерти попадают в другой интересный игрушечный мир, а потом перерождаются. Группы открыты для всех участников, и в них очень много школьников.

Никто не знал, чем увлекались дети

«В прошлом году на родительском собрании встал вопрос о том, в каких группах «ВКонтате» состоят наши дети, - рассказала мама одного из бывших учеников 25 гимназии «ИркСибу». – Внимание на странную активность своего ребенка в соцсети обратила мама нашего одноклассника. Она выяснила, что ребенок состоит в группе, где обсуждают все, что связано с самоубийствами. При этом доступ в группу закрыт, обычный пользователь не сможет прочесть, что там пишут». Когда родители начали проверять компьютеры учеников, выяснилось, что явление распространено. В связи с произошедшей трагедией, есть повод думать, что до последнего момента ни учителя, ни родители ситуацию не контролировали – они просто не знали, что происходит. «Сейчас, когда озвучиваются разные версии гибели 4-классника, стало ясно – в учебном заведении нет понимания, как распознать и выявить нездоровые интересы ученика», - заключает собеседница.

В гимназии, однако, уверены, что держат высокие стандарты мониторинга психологического состояния детей. «У нас ведется социальное психолого-педагогическое сопровождение учащихся с первого по одиннадцатый класс, - рассказал «ИркСибу» директор Гимназии №25 Владимир Безденежных. – В социально-психологической службе три социальных педагога, четыре психолога, три организатора, руководит службой кандидат наук, доцент пединститута. Они оказывают помощь ребятам, психологическую поддержку, организуют тренинги, работают с классными руководителями, родителями и учителями-предметниками. У нас проходят заседания советов, где мы смотрим не только психологическое, но и физическое здоровье детей тоже». Директор отмечает, что все опасные увлечения учащихся вовремя распознаются и оперативно пресекаются. Кроме того, некоторые дети сами приходят за помощью. «Проблемы у детей возникают самые разнообразные, - продолжает Безденежных. – Или это какие-то проблемы с успеваемостью и загруженностью, или проблемы в социуме - наркотики, табакокурение, руфинг, паркур и прочее. Мы эти проблемы сами выявляем, проводим еженедельные тематические линейки с пятого по одиннадцатый класс. Есть у нас психолог, который отвечает за права детей. Он работает с детьми и родителями, если такие проблемы возникают».

Когда ребенок резко стал «другим»

Кандидат психологических наук, руководитель проекта развития эмоционального интеллекта и социальной компетентности ребенка EIKIDS Татьяна Киселева отмечает несколько основных моментов, которые могут подтолкнуть ребенка к страшному поступку. «Во-первых, это семейные проблемы – эмоциональная изоляция в семье, - говорит Киселева, – сюда входят непонимание, равнодушие к эмоциональному миру подростков со стороны членов семьи: никто не интересуется, что волнует подростка, о чём он переживает, чем живёт. Во-вторых, проблемы с адаптацией в среде сверстников (дефициты развития эмоционального интеллекта: ребенок не умеет устанавливать отношения, отстаивать свои границы, отсутствуют навыки бесконфликтного общения, в связи с этим может оказаться в роли козла отпущения, изгоя или того, кем помыкают. Третье – это индивидуальные особенности подростка, связанные со слабым развитием эмоционального интеллекта. Фактор риска здесь – это плохое управление своими эмоциями, импульсивность, вспыльчивость, обидчивость, агрессия, грубость, склонность к депрессиям».

Педагог-психолог высшей категории, психолог-методист центра развития эмоционального интеллекта и социальной компетентности ребенка EIKIDS Юлия Архипова отмечает, что у желания ребенка «самоустраниться» есть внешние признаки, на которые обязаны обратить внимание и родители, и учителя. «Если ребенок начинает задумываться о суициде, явно видно, что подростка как будто подменили, он стал «другим», - рассказала Архипова «ИркСибу». – Это тревожный знак, если раньше он был разговорчивый, открытый, а стал вялый, замкнутый. Изменилось настроение – был жизнерадостный, стал подавленный, хмурый. Появилась повышенная раздражительность, апатия…  Возможно и наоборот – был спокойный, стал нарочито весёлый, «громкий», суетливый без видимых на то причин. Любые резкие изменения в проявлениях эмоций и в поведении должны насторожить».

Вместо заключения

Когда родители одного из близких друзей погибшего 4-классника сообщили сыну о трагедии, тот только загадочно улыбнулся и сказал «понятно». И никаких эмоций больше не проявил. Родители не стали выяснять, почему инцидент даже не удивил их ребенка – они решили, что мальчик пока просто не осознал факт гибели друга.

Точку в вопросе «что же произошло в Солнечном?» с 10-летним мальчиком, поставят следователи регионального СК. На доследственную проверку им отведен месяц.

ИА «ИркСиб», фото freepik.com.