Сергей Сокол: У депутатов и глав МО много вопросов к проекту областного бюджета на 2020 год

Шрифт

В документе обнаружили массу неучтенных моментов, которые обсудят во втором чтении.

Бюджет Иркутской области на 2020 и плановый период 2021-22 годов обсудили на очередной сессии Законодательного Собрания региона. Она состоялась в среду, 20 ноября, под руководством председателя областного парламента Сергея Сокола. Как сообщила министр финансов Иркутской области Наталия Бояринова, согласно проекту бюджета, расходы региона в 2020 году составят 184,5 миллиарда рублей, а доходы — 176,1 миллиарда. Таким образом дефицит бюджета запланирован на уровне 8,4 миллиарда рублей или 5,7%. Госдолг составит 28,5 миллиарда рублей.

Председатель контрольно-счетной палаты региона Ирина Морохоева добавила, что бюджет в основном формируется из собственных доходов Иркутской области. Региональные средства составляют 86% от всех доходов. 98% расходов бюджета приходится на 21 государственную программу, на реализацию нацпроектов планируется направить 28 миллиардов рублей.

При этом из-за роста собственных доходов областного бюджета, региону в 2020 году сократят на 3,8 миллиарда рублей дотацию из федерального бюджета. Более того, в 2022 году дотация на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности Приангарью вообще не предусмотрена. Однако это не отменяет целевые субсидии. Их объем на ближайшие три года пока окончательно не утвержден. Эти средства будут включать в областной бюджет по мере распределения. 

Развитие без ориентиров

Одной из главных тем обсуждения стало социально-экономическое развитие региона. В частности, до сих пор не принята стратегия развития Иркутской области. Без этого базового документа снижается эффективность работы по государственным программам. Парламентарии сошлись во мнении, что стратегию необходимо принять в 2020 году. Однако, для этого правительству необходимо подготовить ее в надлежащем виде. 

«Стратегия социально-экономического развития региона принята быть не может уже только потому, что, как минимум, два района, которые я представляю, вообще никак не будут развиваться согласно этой стратегии. У них в этой стратегии будущего просто нет. Например, в стратегии написано, что основой развития одного из районов является предприятие, которое закрылось и сократило 400 работников», — сказала председатель комитета по бюджету, ценообразованию, финансово-экономическому и налоговому законодательству Наталья Дикусарова.

Депутат областного парламента Антон Романов предложил обсудить, насколько устойчивы показатели доходов областного бюджета. Во многом, налоговые поступления зависят от прибыли сырьевых компаний, работающих на территории региона. В случае снижения цен на продукцию нефтегазового сектора, объем доходов областной казны может резко упасть. Также доходы бюджета напрямую связаны с НДФЛ, который зависит от размера заработной платы населения. Между тем уровень жизни людей стабильно снижается.

Антон Романов: Необходимо создать механизм инвестирования в конкретные отрасли производства и инфраструктуры.

«Мы часто слышим бодрые отчеты о том, что экономика развивается, социальная сфера благополучна и так далее. Но на самом деле ситуация продолжает ухудшаться — падают реальные доходы населения, обязательные платежи увеличиваются, растет закредитованность населения и бизнеса, рост доходов бюджета не отражается на благосостоянии населения, — подчеркнул Антон Романов. — У нас не развивается высокотехнологичное производство. В результате экономика остается сырьевой. Это путь в никуда. Из-за отсутствия стратегии социально-экономического развития действия правительства выглядят хаотично. Я предлагаю отойти от этой порочной практики и в качестве первого шага 2% бюджета выделять ежегодно для развития экономически обоснованных и социально необходимых проектов развития области. Для этого необходимо создать механизм инвестирования в конкретные отрасли производства и инфраструктуры». 

Нищие муниципалитеты

Еще одну немаловажную проблему озвучила Наталья Дикусарова. Она отметила, что положение муниципальных образований в Иркутской области ухудшается, им катастрофически не хватает финансирования. Это показывает переход МО в более низкие группы дотационности. Всего этих групп четыре. Муниципалитеты четвертой группы находятся в самом бедственном положении. 

«Если в 2019 году в регионе было 40 с лишним муниципальных образований в четвертой группе дотационности, то в следующем году в этой группе будет уже более 200 муниципальных образований. Кроме того, в эту группу дотационности попал один район. Несколько крупных муниципальных образований перешли из первой группы во вторую», — подчеркнула парламентарий. 

Она добавила, что очень много вопросов вызывают субсидии муниципальным образованиям. Их объем для многих территорий означает отсутствие какого-либо развития — проектирования и строительства социальных объектов, инфраструктуры и так далее. Нужны механизмы решения проблемы сбалансированности местных бюджетов.

Наталья Дикусарова: Поправки в бюджет — это работа депутатов, а не правительства.

«Правительство говорит, что будет что-то там включать во время поправок. Я напомню коллегам из правительства, что поправки — это депутатская работа. Почему во втором чтении этим ресурсом опять правительство будет затыкать текущие дыры? Коллеги, вы работали над бюджетом полгода. Какие поправки?» — обратилась Наталья Дикусарова к представителям областного правительства.

Основная работа впереди

Сергей Сокол подытожил, что бюджет остается социально ориентированным, однако к нему немало вопросов, которые предстоит решить в ходе дальнейшей кропотливой работы. Доводить до ума главный финансовый документ региона будут во втором чтении.

«Более 70% расходов будет направлено на обеспечение в полном объеме всех социальных выплат и гарантий. Наряду с этим к проекту областного бюджета у депутатов и глав муниципальных образований есть много вопросов и предложений. Часть из них касается капитального ремонта и строительства социальных объектов, недостаточного финансирования муниципалитетов по целевым расходам, — отметил спикер. — Главное — найти баланс и учесть интересы различных муниципалитетов, как небольших, так и крупных, в том числе Иркутска, Братска Ангарска и других. Мы также должны обратить особое внимание на финансирование мероприятий по охране лесов и населенных пунктов от пожаров, наводнений, развитие здравоохранения и другие значимые темы».

Депутаты областного парламента единогласно приняли бюджет на будующий год и плановые 21-22 года в первом чтении. Второе чтение главного финансового документа региона состоится в начале декабря. 

ИА «ИркСиб».