Депутат Госдумы от Приангарья рассказал о бюджете на 2018 год.
Бюджет Российской Федерации на 2018-2020 годы опирается на ожидаемый рост цены на нефть и является бюджетом стагнации с минимальным уровнем экономического роста. Об этом 11 декабря на встрече с иркутскими журналистами рассказал депутат Государственной думы от Приангарья, член комитета по бюджету и налогам Михаил Щапов. На первый взгляд ситуация благополучна: планируемый объем доходов на 2018 год по сравнению с 2017 годом вырос с 13,5 трлн до 15,2 трлн рублей. Расходы выросли значительно меньше: с 16,2 трлн до 16,5 трлн. Дефицит сократился с 2,7 трлн до 1,27 трлн рублей, сообщает пресс-служба депутата.
«Проблема в том, что бюджет на ближайшие три года принят, исходя из надежд на рост цены на нефть, а не на экономический рост. В качестве базового сценария для бюджета берется прогноз экономического роста в 2% при среднемировых показателях в 3%, — отметил Михаил Щапов. — Но мы прекрасно с вами знаем, что цены на нефть не зависят от решений правительства России. В следующем году они могут вырасти, как надеется правительство, а могут упасть. При этом сокращение расходов обеспечивается в том числе и за счет социальных статей. По сравнению с 2017 годом в следующем трехлетнем бюджете ассигнования на образование сокращаются почти на 100 млрд рублей, на здравоохранение — более чем на 60 млрд рублей. В условиях, когда все развитые страны считают развитие этих направлений основой экономического роста, нам предлагается на них экономить».
По словам парламентария, в трехлетнем бюджете практически нет решений, направленных на быстрое развитие. Расходы на национальную экономику устойчиво сокращаются по отношению к объему ВВП. Если в 2017 году их доля составила 2,8%, то в 2018 — 2,5%, в 2019 — 2,3%, а в 2020 — 2,2 %. В общем объеме расходов федерального бюджета доля раздела «Национальная экономика» также уменьшится: с 15,2 % в 2017 до 14,5% в 2018 и 2019 годах.
«Это значит, что если вдруг не случится чудо и нефть не вырастет до 100 долларов за баррель, то мы так и будем прозябать на уровнях 1-2% роста ВВП в год», — подчеркнул Михаил Щапов.
Депутат также отметил, что в 2018 году Иркутская область получит меньше федеральных дотаций.
«В целом, по нашим подсчетам, объем федеральных поступлений в Иркутскую область сократился с 21 миллиарда в этом году до немногим более 19 миллиардов в 2018. Потери составят более 1,5 миллиарда рублей. Львиная доля придется на снижение дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности — с 7,1 млрд рублей в 2017 году до 5,85 млрд в 2018 году, — сказал Михаил Щапов. — Таким образом Минфин РФ «оценил» рост налоговых поступлений, которого добился регион. Конечно, отчасти это компенсируется теми 714 миллионами рублей, который Иркутская область получила в виде гранта за ускоренные темпы роста налогооблагаемой базы. В регион они поступят, скорее всего только в следующем году. Однако механизмы распределения таких поощрений крайне непрозрачны, на мой взгляд: при том, что наш регион получил одну из самых крупных сумм (средний размер поощрения составил примерно 500 миллионов рублей), Республике Саха-Якутия выделено более двух миллиардов, хотя и население у нее меньше, и успехи не столь впечатляющи».
Парламентарий подчеркнул, что сам по себе такой подход крайне несправедлив, хотя регион сможет наверстать снижение федеральных трансфертов в течение года в ходе пересмотров бюджета, работая с федеральным центром.
На фоне снижения общего объема федеральных дотаций, Приангарье получит больше средств, чем в 2017 году, по ряду направлений. Так, субвенция на осуществление отдельных полномочий в области лесных отношений вырастет в полтора раза: с 0,8 млрд до почти 1,2 млрд рублей. Субсидия на поддержку программ по созданию благоприятной городской среды увеличится с 452 млн до 609 млн рублей. Дотация на повышение зарплаты работников бюджетной сферы вырастет с 962 млн до почти 1,5 млрд рублей.
«Приятно отметить, что в рамках исполнения ФЦП «Охрана озера Байкал» по линии Минприроды РФ запланировано в четыре с половиной раза больше средств, чем в 2017 году (1,1 млрд против 253 млн рублей), по линии Минстроя РФ объем финансирования сопоставим с суммами 2017 года (1,164 млрд против 1,076 млрд рублей)», — заключил Михаил Щапов.
ИА «ИркСиб».