Почему экономисты и правительство против поспешного принятия предложенных мэрией Иркутска законопроектов.
Мэрия Иркутска выступила с инициативой оставить в бюджете областного центра 50% взимаемого на территории муниципалитета транспортного налога, а также увеличить на 3% долю налога на доходы физических лиц, которая остается в городской казне. Также городская администрация предложила с 2017 года, а не с 2018 оставлять в бюджете Иркутска 25% единого социального налога на доходы юрлиц, взимаемого по упрощенной системе. В совокупности эти меры могут дополнительно дать городу около полутора миллиардов рублей в год. Полученные средства мэрия планирует вложить в ремонт дорог и социальную сферу — строительство школ и детских садов, повышение зарплаты бюджетникам. Аргументация проста — Иркутск как областной центр может и должен получать больше денег. Инициативу поддержала Ассоциация мэров муниципальных образований Иркутской области и многие депутаты Заксобрания.
Однако эксперты, включая представителей регионального правительства, считают, что законодательная инициатива преждевременна. В случае принятия проектов элементарно можно не успеть представить бюджет области в оговоренный законом срок. Кроме того, по предлагаемым проектам больше всех от новшества выиграет Иркутск, тогда как остальные города и территории могут почувствовать себя обделенными.
График предоставлен Байкальской международной бизнес-школой ИГУ
Экономисты против
Байкальская международная бизнес-школа ИГУ дала экспертное заключение законопроектов о передаче с 1 января 2017 года в бюджеты городских округов дополнительных налоговых доходов. По мнению эксперта — замдиректора БМБШ ИГУ, доктора экономических наук Надежды Грошевой — инициатива несвоевременна.
«Законопроекты внесены достаточно поздно, а их принятие влечет за собой изменения в областной бюджет. Законодательством установлен срок внесения проекта закона «Об областном бюджете на 2017 год и плановый период 2018-2019 гг.» - 14 ноября, - отмечает Грошева. - Следовательно, переформирование основных параметров областного бюджета на 2017 год в такой сжатый срок практически невозможно просчитать и обосновать, что может привести к срыву сроков принятия закона «Об областном бюджете». Можно рекомендовать рассмотрение проектов законов мэрии в первой половине 2017 года в рамках формирования бюджета на 2018 и последующие годы».
Эксперт отмечает, что принятие проектов может благотворно сказаться на некоторых территориях, однако консолидированный бюджет области пострадает и, соответственно, другие территории тоже. «Перераспределение доходных источников в пользу группы муниципальных образований будет, несомненно, полезно для данных муниципальных образований, однако потеря доходной составляющей регионального бюджета должна будет компенсироваться сокращением определенных статей расходов, в том числе направляемых на поддержку МО», - говорит доктор наук. Она обращает внимание на то, что законопроекты в представленном виде не предусматривают изменение нормативов отчислений для муниципальных районов, ставя их в неравные условия с городами. По мнению сотрудников БМБШ, должен действовать единый подход к формированию доходной базы бюджетов муниципальных образований. А в случае распространения предложенных законодательных инициатив на муниципальные районы выпадающие доходы областного бюджета могут составить 2.4 миллиарда рублей.
График предоставлен Байкальской международной бизнес-школой ИГУ
«За счет чего придется компенсировать выпадающие доходы регионального бюджета? - рассуждает представитель регионального правительства. - Прежде всего, конечно, за счет уменьшения межбюджетных трансфертов из областного бюджета местным бюджетам на выполнение муниципальных полномочий. Они в свою очередь связаны со строительством и капитальным ремонтом объектов соцкультбыта и сетей муниципальных автодорог, образованием, субсидиями на бюджетную сбалансированность тем муниципальным образованиям, которые получают эти субсидии из областного бюджета».
Политический аспект
В случае принятия проектов депутатами Заксобрания, выпадающие доходы областного бюджета по «упрощенке» составят в 2017 году 840 млн рублей, по НДФЛ – 880 млн рублей (всего 1 млрд 720 млн рублей). Из них Иркутску достанется 1 млрд 45 млн рублей (538 млн по «упрощенке» и 507 млн по НДФЛ). При этом на все остальные городские округа (Ангарск, Братск, Усть-Илимск, Усолье Сибирское, Черемхово, Саянск, Тулун, Зиму и Свирск) остается всего 675 миллионов. «В представленном виде законопроекты не предусматривают изменение нормативов отчислений для муниципальных районов, ставя в неравные условия городские округа и муниципальные районы. А это уже политический аспект, ведущий к расколу внутри Ассоциации мэров», - считают в Сером доме.
Собеседник агентства также отмечает, что по динамике поступлений НДФЛ в муниципальные образования за девять месяцев текущего года Иркутск занимает 28 место, показывая 105,1%, а, например, Свирск — 149,4%. При этом по двум иркутским законопроектам Свирску перепадет всего семь миллионов рублей против 500 миллионов Иркутску.
В правительстве подчеркивают, что не против этих законотворческих инициатив мэрии, но против того, чтобы проекты принимались сейчас. «Если сегодня принять проекты, мы почти гарантированно не сможем вовремя представить областной бюджет, - заключают в Сером доме. - И не нужно забывать, что малые города области и районы после внедрения предлагаемых норм в текущем виде потеряют значительно больше, чем приобретут».
ИА «ИркСиб».