"Золотые" детсады требуют ремонта

Шрифт

Через год с небольшим детскому саду в Эхирит-Булагатском районе – одному из самых дорогих в стране - требуется ремонт.

Почему через год с небольшим покрылись трещинами, подтеками стены и потолки детского сада в селе Алужино Эхирит-Булагатского района – одном из самых дорогих дошкольных учреждений в стране? Отчего в нем постелили ядовито пахнущий линолеум, а на территории до сих пор нет озеленения? Не повторится ли «алужинский» сценарий в других детсадах Приангарья, обошедшихся в 2014 году бюджету по 75 миллионов рублей каждый?

Это не исключено, если учесть два момента. Во-первых, все три детских сада построены одним подрядчиком – ООО «Ардос», который брал на субподряд другие фирмы. Директором, согласно открытым источникам, является Ваграм Шавоян. Но в некоторых СМИ руководителем фирмы "Ардос" значится Эдуард Мелконян. Во-вторых, на всех объектах применялся не только идентичный метод быстрого строительства из сэндвич-панелей, но и новая модель финансовых расчетов. Детские сады «Ардос» строил под выкуп, то есть фирма Мелконяна полностью брала расходы на себя, получая деньги за готовый объект.

Власти были убеждены, что такой подход позволит быстро решить проблему с нехваткой детских садов в сельских территориях. Увы, не получилось. С первым же садом в Алужино опоздали почти на 4 месяца. Работы на объекте, начавшиеся 3 июня 2013 года, обещали закончить через пять месяцев – в ноябре. Но красную ленточку перерезали только в феврале 2014 года. Очевидно, что это случилось потому, что в это же время фирма Эдуарда Мамиконовича занималась двумя другими «золотыми» садами – в селах Нукуты и Лузгино. О том, могла ли гонка за сроками сказаться на качестве сада в Алужино, естественно, никто не думал.

– Мы применяем новые технологии, что позволяет качественно и в срок возводить социальные объекты. Основная задача – вовремя залить фундамент, установить панели. Внутреннюю отделку можно вести в любое время года. Эту технологию мы будем развивать и применять при возведении детских садов, школ, спортивных объектов, объектов здравоохранения. Те организации, что уже научились строить по этой технологии, будем поддерживать, – докладывал на открытии сада беглый ныне министр строительства Михаил Литвин.

Не вдаваясь, почему вдруг для бывшего чиновника Литвина задержка в 4 месяца означала «в срок», заострим внимание на слове «качественно». Ведь в сущности даже ожидание можно простить, если стройка того стоила. Увы, Алужинский сад не относится к таким случаям. Эйфория, летавшая по коридорам учреждения после открытия, очень скоро прошла. Начались ежедневные будни. О них нам рассказала одна из сотрудниц сада. Поскольку всему коллективу сверху была дана директива не общаться с журналистами, оставим ее комментарии анонимными.

– Первое время мелкие промахи мы связывали с тем, что здание новое, только что запущено, ведь, как и при любом новоселье, могут быть недочеты. Где-то что-то подтекало – бегали вытирали, подставляли емкости. Но странный запах, смутивший нас всех в самом начале, никуда не девался, и становилось понятно, что это не следы ремонта. Видимо, со временем мы уже настолько привыкли к нему, что перестали его замечать, но наши посетители сразу на него реагировали.

Когда спустя полгода запах никуда не исчез, родители и персонал решили разбираться.

Елена, мама ребенка, посещающего детский сад в Алужино:

– Мы попали в детский сад не сразу при открытии, а позже – в сентябре. Перед тем как отвести туда ребенка, я попросила сотрудников провести для меня экскурсию, обошла все здание. Первое, на что обратила внимание при входе, это навязчивый запах. Оказалось, что с этой проблемой администрация садика уже не раз обращалась к подрядчику, оформляла заявки, но никто не торопился шевелиться. Только после многочисленных звонков на нашу общую жалобу, наконец, обратили внимание. Решили, что запах идет от линолеума, и его обновили. Запах ослаб, но не исчез до конца.

В это же время некогда светлые чистые стены стали покрываться паутинкой трещин, а после дождей на потолке оставались подтеки. О каждой новой проблеме докладывали подрядчику, тот – субподрядчику, но до Алужино строители не доезжали… Напомним, что претензии персонала игнорировались, несмотря на закрепленную в законе гарантию на 5-летнее обслуживание построенного по госконтракту объекта. 

Кое-какие движения со стороны «Ардоса» начались в ноябре, тогда в сад неожиданно нагрянули с проверкой из Москвы аудиторы Счетной палаты. Госслужащие прибыли в Эхирит-Булагатский район не случайно, они работали по запросу депутата Госдумы Сергея Левченко и 90 его коллег, поставивших под сомнение оправданность сметной стоимости «золотого» детсада. Сады Приангарья из сэндвич-панелей выходили дороже капитальных строений из бетона и кирпича.

– Сотрудники Счетной палаты находились в шоке от обнаруженного, одного только вида трещин на стенах им хватило. Тогда было объявлено, что учебный процесс не будет прерываться и все работы по внутренней отделке начнутся летом, в июне, – рассказывает сотрудница детсада.

Предполагалось, что до июня, весной, у «Ардоса» руки дойдут хотя бы до обустройства территории. Но и тут ожидания не оправдались. Вместо полноценного озеленения с высадкой травы, цветов появилось несколько хлипких саженцев. Вместо аккуратного ограждения – неотшлифованный до конца заборчик с выходящими наружу гвоздями.

Елена, родитель:

– У меня двое детей, старший ребенок ходил в другой детский сад, есть с чем сравнить. Поэтому хочу сказать, что мало где к детям относятся так, как в Алужинском саду. Придешь, бывало, а твой ребенок у нянечки на руках, она ходит с ним, несмотря на то что малыш уже давно не пушинка. Никогда не слышала, чтобы воспитатели повышали голос на детей, даже когда наведывалась за ребенком неожиданно. Коллектив всегда чем-то занят, старается украсить родной сад, и мы, родители, всегда рады помочь им.

Думается, что именно любовь к детям, забота об их будущем не помешала сотрудникам сада показать журналистам свой сад и озвучить имеющиеся проблемы. В день защиты детей 1 июня на сайте радиостанции «Эхо Москвы» был размещен материал «Золотые детсады» в Приангарье не продержались и года», сопровожденный видеосюжетом.

Садик на тот момент уже был закрыт почти неделю, а из «Ардоса» так никто и не наведывался, а значит осенью, когда детишки вернутся, со всеми недоделками один на один остались бы они, хрупкие женщины, да сторож с кочегаром. 

Как нам стало известно, на следующий же день после публикации материалов, 2 июня и.о. заведующей детским садом вызвали в местную администрацию. О чем именно говорили с руководителем, осталось тайной, но никто не скрывал, что разговор был серьезный. Женщину отчитали за появление журналистского материала и даже пригрозили увольнением. А днем позже, 3 июня, отреагировали на ситуацию и местные СМИ. Правда, в сюжете ГТРК «Иркутск» не говорилось прямо об Алужинском саде, речь шла о комиссии областного минстроя, посетившей 29 учреждений. Следом за чиновниками появились в саду и рабочие, в почти новом здании они начали едва ли не капитальный ремонт – полы вскрыты, трещины замазываются, на улице меняют забор.

Поразительно, что на фоне появления разоблачающего сюжета подрядчики не нашли ничего лучше, чем обвинить во всем персонал детского сада. По словам представителя фирмы, из Усть-Ордынского округа «иногда к моменту сдачи объекта он не был обеспечен специалистами. Или работники тех детсадов, которые укомплектованы, не были способны управлять современным оборудованием».

Удивляет и то, что областное правительство из сложившейся ситуации не сделало никаких выводов. Подрядчиков не раскритиковали перед телекамерами, хоть они и сидели с поникшими, виноватыми лицами. Министр строительства и дорожного хозяйства Приангарья Марина Садовская отделалась лишь дежурным комментарием:

– По каждому объекту составлены замечания в виде актов, они будут доведены до муниципальных образований и подрядных организаций, – спокойно сказала она.

Что ж, возможно, в кабинете министра разговор шел в ином тоне, и публичного порицания решили избежать, ведь тень от некачественного строительства самых дорогих в России садов тотчас же упала бы на само правительство. Именно его конкурсные комиссии с завидным постоянством выбирают одних и тех же подрядчиков. Взять тот же «Ардос»: кроме трех детских садов по 75 миллионов рублей каждый, за последние 2 года фирма Мелконяна занялась возведением поликлиники и детского сада в Луговом, школы в Заларинском районе, физкультурно-оздоровительных комплексов и других объектов. 

Пытаясь понять, стал ли Алужинский сад в послужном списке «Ардоса» исключительным случаем, 4 июня съемочная группа Общественного телевидения России с представителями других СМИ, а также депутатом Госдумы Евгением Рульковым отправилась в село Лузгино Осинского района. Там в августе 2014 года «Ардос» сдал точно такой же, как в Алужино, детский сад, одинаковый по вместимости и цене. Но на этот раз депутату и журналистам позволили лишь пройти в коридор дошкольного учреждения. Внятно объяснить, почему нельзя осмотреть весь детсад, работники не смогли, ссылаясь на указания заведующей. Сама руководитель садика, сообщившая своему бухгалтеру, что вот-вот подъедет, на работу так и не явилась. Но сразу же после появления нежданных гостей одна за другой к детсаду подъехали две машины и мотоциклист. По словам первого прибывшего молодого человека, все эти люди – сторожа, их трое на один маленький неработающий сад. 

Почему «золотой» сад скрыли от взгляда посторонних? Но даже беглый осмотр прилегающей территории дает возможность делать выводы. Главный вопрос касается земельного участка, выбранного для строительства. Рядом с улицей Котовского болотистая местность, это видно невооруженным глазом, в пятидесяти метрах, через дорогу, бежит речка. Даже для далеких от строительства людей очевидно, что со временем это может подействовать на фундамент. Местные жители до сих пор не могут понять логики строителей.

Продавец продуктового магазина в селе Лузгино:

– Каждый год территорию, на которой сейчас стоит садик, затапливало. Мы все удивлялись, зачем его там строят. Правда, этой весной такого не произошло, скорее всего, потому, что воду специально откачивали, приезжала техника. Только одно мне не понятно, зачем строили в таком проблемном месте, если предлагался другой вариант…

Недоумение местной жительницы идет вразрез обещанию врио губернатора области. Сергей Ерощенко в «Комсомольской правде» пообещал не строить садики на болотах:

– Я не понимаю, почему бы не выделять под детские садики самые лучшие участки? Разве вы стали бы строить себе дома на болоте? И если бы ваши дома отключили от электроснабжения, стали бы вы ждать несколько месяцев или начали бы решать этот вопрос незамедлительно? Полагаю, ответы очевидны. А значит, и садики нужно строить как будто для себя самих. В случае же возникновения каких-то проволочек необходимо бить во все колокола и сразу же обращаться лично ко мне.

Интересно, бил ли в колокола Эдуард Мелконян или он посчитал болото в Лузгино маленькой лужицей? Также нельзя не отреагировать еще на один факт, вскрывшийся в Осинском районе. Выяснилось, что в селе до сих пор действует большой детский сад советского периода постройки, его вместимость в 3 раза больше нового учреждения, он находится неподалеку от своего младшего брата. Много лет в саду не проводился капитальный ремонт. Но если бы его провели и поставили к зданию пристрой, то, возможно, и отпала бы необходимость зимой на скорую руку строить дорогущий сад. 

Мария Иванова, предприниматель из села Оса: 

– Заведующая неоднократно обращалась ко мне, просила финансово помочь – крыша у старого садика протекала, ее нужно было обновлять, менять проводку, трубы. В общем, работы много.

В действительности все это выглядит довольно странным – на фоне сдающихся один за другим новых детских садов в Осе и Лузгино и спокойным выделением 75 миллионов для появления 49 дошкольных мест власти не могут изыскать средства для обеспечения безопасности 150 детей в старом детском саду. При четком осознании, что новые детские сады по рекордной стоимости будут находиться под особым контролем депутатов и журналистов, подрядчики не исправляют даже элементарные недостатки. В итоге во время проверок и совещаний все идет по классическому сценарию – ищутся виноватые, а в нашем случае персонал. Но никак не подрядчик и не заказчики из Серого дома.