Детсады в Олхе и Большом Луге для правительства Иркутской области стали большим достижением, а для жителей поселков остаются мечтой.
Ежедневные «завтраки»
- У нас в Большом Луге и Олхе теперь молодые семьи побаиваются заводить детей, - рассказывает депутат думы Шелеховского района Светлана Соковикова. – Подросшего малыша устроить в детский сад невозможно. И не потому, что очереди, как в Иркутске или других крупных городах. Все гораздо хуже: детских садов просто нет.
Впервые вопрос о необходимости строительства дошкольного учреждения хотя бы в одном из поселков жители подняли в 2012 году. Тогда они с робкой надеждой попросили помощи у только-только приступившего к своим обязанностям губернатора Сергея Ерощенко. Глава региона ответил: «О чем разговор? Конечно, детсадам – быть!» И дальше – пространные упоминания о «социально ориентированной политике правительства региона». Громкие речи, пресс-релизы, торжественные поездки делегаций из высокопоставленных чиновников. При этом особое внимание привлекалось к тому факту, что построенный детский сад в Олхе станет первым в истории поселка, до сей поры дошкольных учреждений в поселке не было.
Шли дни, месяцы и даже годы. Жители Олхи стали постепенно понимать: «первопроходцами» себя чиновники назвать поспешили. Чиновники просили: потерпите, деньги сняли на детсад в Луговом – там переселенцы из зоны затопления, им нужнее.
Во время предвыборной кампании главы Шелеховского района Максима Модина в 2014 году обещания о начале стройки давались каждый день. И каждый день назывались новые сроки. Максим Николаевич, стоя рядом с губернатором, произносил торжественные речи о том, что «строительство детского сада на 98 мест станет поистине знаменательным событием в жизни Олхи. И сдадим мы его до конца 2014 года. Обязательно». Чиновники уезжали, торжественные трибуны, с которых они вещали, разбирались. «Обязательно» превращалось в «наверное», затем в - «может быть», затем – в «когда-нибудь». Жители поселка уже даже перестали удивляться, повторяя друг другу хорошо знакомую поговорку: «Обещанного три года ждут». Родители дошколят выкручивались, как могли: возили детей за десятки километров, бабушки-дедушки-тети-няни, но вечно такое положение дел продолжаться не могло. Когда чаша терпения уже готова была переполниться, строители наконец-то зашевелились – стройка детского сада в Олхе началась в декабре 2014 года.
Из воздушного замка – в долгострой
Начали стройку, как водится, с торжественного объявления: закончим скоро. Жители Олхи только вздохнули: закончите уж когда-нибудь.
Местным жителям, вынужденным чувствовать себя вечными «бедными родственниками» в дошкольных учреждениях Шелехова, новый сад стал казаться какой-то сказкой: светлое здание, рассчитанное на 98 ребят, просторные группы, пищеблок, залы. Здание из деревянных панелей с последующим утеплением. Главное – свой.
На волне энтузиазма в недостроенном детском саду стали формировать группы. Как водится, торжественно и с помпой. На сегодняшний день этих групп уже три.
Подрядчики, подгоняемые минстроем, Модиным и губернатором, спешили со стройкой, как могли. В итоге эта суета снова обернулась русской пословицей – «поспешишь – людей насмешишь». Сад построили, приняли в эксплуатацию, подписали акты, группы скомплектовали. Оказалось - поспешили: здание эксплуатировать невозможно. «Новорожденный» сад, еще ни разу не встретив своих маленьких обитателей, уже «затрещал по швам».
- Нас в детский сад не пускают, хоть и путевки на руках, - говорят родители дошкольников, - да и мы бы туда детей ни за что не повели: система отопления там, говорят, до сих пор не работает. Да и много чего еще не налажено, нам не говорят. Только слухи.
Есть, правда, у родителей и наглядное подтверждение всей этой неразберихи: вход в детский сад сегодня преграждает огромная лужа. Эдакий Байкал местного разлива – ни пройти, ни проехать, разве что вплавь. Благоустройство территории – нулевое.
Теперь детский сад в Олхе грозит превратиться из «воздушного замка» в долгострой.
На главный вопрос «когда», прозвучавший уже из уст журналистов, четкого ответа также не последовало. Заместитель начальника управления образования Шелеховского района Светлана Рязанцева пояснила: «Подрядчик при строительстве допустил оплошности. Устраняем, группы скомплектованы». В управлении градостроительства районной администрации уточнили: «Замечания подрядчиком устранены». Глава Олхи Владислав Кошкин подчеркнул: «Откроем, когда-нибудь. Когда? Это к Модину». Районный мэр Модин на «каверзные вопросы» отвечать отказался, заявив: «Ничего я вам не скажу». При этом про детский садик в релизах правительства говорят как про случившийся факт. Видимо, у областных и муниципальных чиновников есть одна общая черта - отменное воображение.
А президенту доложили
- Я вам даже больше скажу, - грустно улыбается Светлана Соковикова. – На «верх» тоже докладывают об этом. Что детский сад построен и принимает ребятишек. Отличное подтверждение тому – история с «детским садом» в нашем Большом Луге. На сайте правительства я прочитала, что он уже построен.
Если детский сад в Олхе хотя бы худо-бедно, но «смастерили», то, что происходит с Большим Лугом – вообще загадка. Сад «начали строить» одновременно с олхинским и даже уже «завершили». На деле – под него только вырыли котлован. Затем в администрации района объявили: «Деньги перебросили на Луговое. Сидим, ждем».
Возмутившись, депутат Соковикова оформила письмо в приемную президента, приложив для верности десяток фото «новостройки». Обращение долго-долго рассматривали и прислали ответ, что произошла ошибка (имеется в распоряжении редакции). Детского сада действительно нет. Почему - спросят у губернатора и правительства Иркутской области. Пока же региональным властям предписано распространить опровержение информации о завершении детского сада в Большом Луге. Строительство обещали возобновить в апреле 2015 года, то есть со дня на день.
- Все еще усложняется тем, что родители бояться выступать открыто, называть свои имена, требовать своего и обращаться в надзорные органы, - вздыхает Светлана. – Их можно понять, тем более их могу понять я. Когда я стала открыто высказывать свою позицию, мою четырехлетнюю дочь «забыли» одеть перед прогулкой холодной осенью. В результате мы уже 7 месяцев на больничном. Врагу не пожелаю такого. Собираю материалы для уголовного дела.
Действительно, родителям дошколят, услышав очередное «скоро», остается только ответить свое усталое «ждем». Им пообещали, что все будет хорошо. Когда? А вот дату лучше не уточнять.