Впихнем всех!

Шрифт

Все дети Иркутска от трех до пяти лет попали в детские сады. Но как?

"Ура! Свершилось!" – именно с такими мыслями и даже словами очень многие мамочки Иркутска рассматривали страницу мониторинга очереди в детские сады города. Их детки, которым уже исполнилось 3, 4 и даже 5 лет, но которые до этого стояли в очереди на позициях, прямо указывающих на невозможность сего – были-таки зачислены в муниципальные детские садики. А это означало – конец бешеным платежам за частный сад или няню, бабушка может ехать домой, в деревню или остаться и вязать носочки, а мамочка идет на работу. И понеслись бесконечные потоки по поликлиникам – проходить медкомиссию, по магазинам – закупать маечки и трусики. Наш ребенок идет в садик, а мы в очереди были 95-е! Слава губернатору!

Это счастье для сотен иркутских семей (и семей из других городов области) стало возможным лишь после того, как губернатор Сергей Ерощенко лично пообещал Президенту решить проблему с детскими садами в регионе. Это было сделано в тот момент, когда глава региона просил отставки для того, чтобы принять участие в сентябрьских выборах. Собственно, распоряжение Президента было «обеспечить к 2016 году 100% доступность дошкольного образования». В этом свете регион рапортовал о строительстве и сдаче 35 детских садов только в 2014 году. На 2015 год темпы были заявлены попроще – как указала в январе в ежегодном отчете министр образования Иркутской области Елена Осипова, планируется возведение всего 14 зданий детских садов по всему региону. Также, кроме отдельных зданий, возводятся пристрои к уже существующим учреждениям, в которых можно будет разместить еще несколько групп детей. Но, несмотря на то, что новых мест в свежепостроенных садиках было намного меньше, чем детишек в очереди «от 3 до 7 лет», впихнули всех. Слава губернатору!

А когда эйфория от того, что ребенок пошел в садик, у большинства родителей поутихла, начали выясняться совсем не радужные подробности будущего пребывания детей в дошкольных учреждениях. Итак, начнем.

Первое – это количество детишек в группах. До начала исполнения распоряжения губернатора в каждой группе было максимум 27 детей. Сейчас нормы увеличены до 35 малышей при оставшейся прежней площади группы. Тем временем, согласно СанПин 2.4.1.3049-13, действующим на территории Российской Федерации с 30 июля 2013 года, на каждого ребенка старше 3 лет должно полагаться не менее 2 кв. м. площади игровой. Игровая – это основная комната, где дети занимаются, едят и, собственно, играют. При средней площади данного помещения в 50 кв. м. численность детей в группе не должна превышать 25 человек.

«Нам просто снизили нормы, - говорит воспитатель одного из детских садов Иркутска Наталья. – Это внутреннее распоряжение областного министерства образования».

По мне, так и 25 детишек в 50-квадратном помещении – это уже перебор. Особенно, если учесть зону для занятий и питаний – столы же не уберешь с глаз долой на период игр и не расставишь перед каждым приемом пищи. А теперь в эту крошечную площадь добавили еще минимум 8 человек. А строительство пристроев к ряду детских садов уничтожило площадки для прогулок, которые, по тем же санитарным нормам, должны иметь площадь не менее 9 кв. м. на одного ребенка старше 3 лет. Слава губернатору?

Второе – это обеспеченность дошкольных учреждений кадрами. Ни для кого не секрет, что на работу в детский сад неохотно идут люди. Да и немудрено: воспитатель без категории имеет зарплату от 14 тысяч рублей.

«С премиями и надбавками за замену заболевшей коллеги выходит около 20 тысяч, - говорит Наталья. - Конечно, можно повысить категорию и, соответственно, заработок, но для этого нужно выполнить несколько условий: опубликовать статью в профильном издании (за свой счет), организовать комиссию из коллег и начальства, которой похвастаться достижениями (а после хвастовства накормить – за свой счет), устроить несколько открытых занятий (а после них угостить приглашенных – за свой счет), а также нарисовать, слепить и склеить тьму пособий. Не буду упоминать, на чьи средства должны покупаться материалы для этого…».

При этом наше министерство образования задумало свою реформу кадров в детских садах. Согласно этой реформе, сокращается количество воспитателей, а нагрузка на них (и зарплата – по задумке умников из министерства) слегка увеличивается. Если до реформы на каждую группу полагалось два воспитателя плюс нянечка, то после нее остается три педагога на две группы. Мол, при старом порядке воспитатель был занят только полдня, а при новом будет чуть более загружен, зато зарплату уволенных можно будет поделить между оставшимися (но не всю). Вот только не учли господа, что теперь каждый из оставшихся должен будет вести в два раза больше бумажек – планом, расписаний и разных отчетов. И отвечать не за свои 37 человек, а за 74. Денежное довольствие при этом и в полтора раза не вырастет. Хорошо, хоть нянечек не затронули. Наверное, сообразили, что на 10 тысяч в месяц и так можно найти только мамочек, отчаявшихся от безденежья и готовых на все, чтобы отправить дитя в садик, а самой начать зарабатывать хоть какие-то деньги. А после того, как для детей таких мамочек подходила очередь в детский сад, они со спокойным сердцем увольнялись и отправлялись на поиски более денежной работы. Пока не было распоряжения любыми силами утолкать в дошкольные учреждения всех детей из очереди «от 3 до 7 лет», на место уволившихся тут же прибегали новые желающие. Сейчас с нахождением персонала на такую должность будут большие проблемы.

Третья проблема – это качество вновь возведенных детских садов. Мы уже писали о том, как «поплыл» один из самых дорогих детских садов в стране в Эхирит-Булагатском районе области. Какая судьба ждет вновь возведенные здания – несложно предугадать. Куда при капитальном ремонте этих зданий будут переведены детишки, об обеспеченности которых местами в детских дошкольных учреждениях так радостно рапортуют областные чиновники во главе с господином, затеявшим столь масштабную пиар-акцию – об этом умалчивается.

Сейчас вновь принятые в детский сад малыши проходят период адаптации. Но «наверх» уже рапортовали об исполнении президентских указов. «Президент думает о народе, мы поддерживаем Президента и делаем все для того, чтобы…» - эта мысль красной канвой проходит через все отчеты и предвыборные выступления. О том, какой ценой это делается – никто не говорит.

Алла Ижевская, специально для «ИркСиба». Фото с сайта sverigesradio.se