Почему разговоры о новом иркутском аэропорте остаются разговорами?
ИркСиб вспомнил истории всех трех иркутских аэропортов: действующего и тех, что так и остаются на бумаге.
Аэропорт первый: который мучает весь город
Впервые регулярное авиасообщение у Иркутска появилось еще 90 лет назад: в далеком 1925 году, когда в Иркутске сели 6 самолётов – участников грандиозного перелёта Москва — Иркутск — Улан-Батор — Пекин. В те годы аэродром находился неподалеку от деревни Боково, он был крошечным: всего 500 на 600 шагов. Но в июне 1928 года из Иркутска уже совершались регулярные рейсы в Якутию. А в августе того же года в столице Восточной Сибири приземлился первый почтовый самолет – с этого момента начинает свою работу и гидроаэропорт, оборудованный прямо на Ангаре, в районе улицы Франк-Каменецкого.
Через пять лет – летом 1933 года – из-за неудобного расположения аэростанции Боково, которая буквально утопала в болоте, все постройки будущего аэропорта решили перенести. После долгих раздумий выбрали площадку возле Красных казарм. Здесь и заработал первый большой иркутский аэропорт.
В декабре 1954-го он получил статус международного, а 15 сентября 1956 года в Иркутске впервые сел реактивный Ту-104, выполняющий технический рейс из Пекина. В этот день была открыта первая в СССР пассажирская авиалиния Москва – Иркутск на реактивном самолете Ту-104. С тех пор «международный аэропорт Иркутск» стремительно развивался.
В 2007 году пассажиропоток превысил миллионный показатель, а с 2010-го меньше миллиона пассажиров он больше не обслуживал. В 2011 году аэропорт преобразовали в акционерное общество, 100% акций остались в собственности государства. Сегодняшний аэропорт – один из крупнейших в азиатской части России. В 2014-м аэропорт обслужил свыше 1,7 миллиона человек и вошел в число лучших аэропортов России.
И так сложилось, что чем активнее развивался аэропорт, тем активнее иркутяне требовали его переноса. 40 лет экологи и общественники в один голос заявляют: аэропорт в границах населенного пункта – это всегда большой риск. И не без оснований – вся страна знает, что здесь самолеты падают часто.
Поздняково: слишком дорого и слишком сложно
В 2006 году вопрос безопасности иркутского аэропорта активно обсуждался в рамках Байкальского экономического форума. Специальный гость мероприятия, член Совета Федерации РФ Валентин Межевич заявил жестко: аэропорт переносить нужно. Вот только как это собирались делать, осталось за кадром.
В 2008 году, когда вся страна отмечала печальную годовщину – десятилетие со дня страшной трагедии в Иркутске-2, власти все же услышали протесты активистов. Проект переноса аэропорта за пределы Иркутска получил «зеленый свет». За его разработку активно принялись москвичи – институт «Аэропроект», на счету которого самые крупные и успешно развивающиеся аэропорты по всей России. Над местом размещения нового комплекса проектировщики думали долго и в итоге решили остановиться на деревне Позднякова – в 25 километрах от областного центра. Проект получил название «Иркутск-Новый». Макет, разработанный проектировщиками, включал грандиозные новшества: ВПП класса «А» длиной 4,2 километра, большой международный терминал, новый аэропорт хотели «утопить» в инфраструктуре: гостиницах, магазинах, залах длительного ожидания, диспетчерской. Строительство тогда оценивалось в 50 миллиардов рублей.
Но внезапно амбициозный проект «споткнулся» о ракетную часть Минобороны РФ, расположенную в непосредственной близости от выбранной площадки. Это означало, что на любое действие гражданских требовалось согласование военных.
Начались долгие и вялотекущие переговоры областного правительства и Минобороны РФ. Уговаривали военных очень долго. В качестве альтернативы даже стали рассматривать запасной вариант – перенос стройки в Усть-Ордынский округ: да, далеко, но зато горизонт чист. Этот вариант получил название «Байкал».
В конце 2013 года Минобороны все же дало согласие на Поздняково. Замминистра транспорта РФ Валерий Окулов в октябре заявлял, что на строительство нового иркутского аэропорта в госпрограмме «Развитие транспортной системы России на 2010–2020 годы» предусмотрено 17 миллиардов рублей. А затем деньги кончились. Совсем скоро после очередной «заморозки» аэропорта вариант строительства в Поздняково объявили нерентабельным – уж больно дорогим оказался проект.
Андрей Макаров, участник разработки проектов действующего аэропорта Иркутска и «Иркутск-Новый», ныне сотрудник администрации Красноярска:
– Переносить аэропорт за пределы города нужно однозначно. В Красноярске это сделали еще в 1990-е, в Иркутске почему-то до сих пор не могут разобраться с аэропортом такого уровня. Что касается проекта аэропорта в Поздняково, то он действительно был слишком уж дорог в исполнении. Но действовать, искать разные способы нужно, потому что этот аэропорт действительно попросту мешает городу жить.
На прежнем месте: не получилось
Когда действующий глава региона делал первые шаги в качестве губернатора, то сразу обозначил: новый аэропорт в Иркутске будет, и будет он за пределами города.
Именно после назначения Сергея Ерощенко и возникла та идея с «перевозом» аэропорта в Усть-Орду. Но в 2014 году Сергей Владимирович неожиданно заговорил о совершенно новом проекте. Он с восторгом рассказывал о том, какой проект подготовили корейцы из Incheon. Он предусматривал строительство нового терминала (20 миллиардов рублей) и реконструкцию существующего аэропорта (1,1 миллиард рублей). При этом посадочную полосу перенесут ближе к Байкалу. В авиаузел войдут комплекс по обслуживанию самолетов «Боинг», за строительство которого отвечает Ростех, современный центр топливного обеспечения — проект Роснефти. При этом губернатор все упорнее подчеркивал, что государственных денег на реализацию проекта нет, а значит нужно искать инвесторов. Если искать инвесторов, нужно, чтобы аэропорт перешел в собственность региона. И в конце 2014 года историческая передача все же произошла – накануне Нового года президент Путин подписал указ о передаче 100% акций в собственность правительства Иркутской области. Иркутяне такому подарку обрадовались сверх меры, в эйфории даже позабыв, что за каждый внесенный рубль компаний-инвесторов с ними придется расплачиваться акциями, а значит, по сути, стратегически важный объект «улетит» в руки частных компаний. Ерощенко подчеркнул, что инвесторы, собственно, уже найдены, и вся эпопея с переносом аэропорта продлится не более 3-4 лет.
Но опять мимо. Во-первых, под грандиозный корейский проект никаких инвесторов не нашлось. Во-вторых, все стало еще печальнее, когда народ узнал, что от проекта отказались, зато намерились построить новую «взлетку» в Иркутском районе неподалеку от Пивоварихи частично на территории кладбища жертв политических репрессий.
В своем стремлении вынести аэропорт за городскую черту губернатор Ерощенко пересек и черту народного терпения. Последовали акции протеста, митинги, громкие споры на публичных слушаниях по изменению генплана Ушаковского МО. Ситуация усугублялась тем, что специалисты в один голос заявляли – разворот взлетки на текущем месте не решает проблему безопасности полетов, потому что туманы все равно никуда не уйдут. Зимой и в начале весны 2015 года страсти вокруг этой темы кипели нешуточные, историки и общественники жаловались на действие властей региона в Москву. В итоге, похоже, им удалось «достучаться» до высокой власти.
Сегодня правительство Иркутской области говорит о реализации проекта нового аэропорта крайне скупо и осторожно. Никаких рассказов о грандиозных масштабах проекта, только планы на ближайшее время.
– В 2015 году мы будем работать над завершением реконструкции существующей взлетно-посадочной полосы. Она должна отвечать абсолютно всем требованиям эксплуатации современных лайнеров. Вторая задача – развитие аэродромного комплекса, включая систему комплексного технического обслуживания самолетов, новый заправочный комплекс, – сообщал первый зампред правительства Иркутской области Николай Слободчиков.
Значит ли это, что проект аэропорта «по-ерощенски» окажется таким же воздушным замком, как и злополучный «Иркутск-Новый»? Скорее всего, да. Главное во всех этих манипуляциях с общественным мнением и переводом аэропорта в собственность области, по мнению наблюдателей, – это земля. Область получила огромную территорию, распоряжаться которой сможет по своему разумению. Иркутский район – лакомый кусок для любого застройщика загородных коттеджных поселков. Ради этого, отмечают эксперты, и была затеяна вся возня вокруг разворота взлетки, генплана Ушаковского МО и прочего.
А что до аэропорта – куда-нибудь да перенесут. Вопрос этот поднимется не раньше, чем страна выйдет из кризиса. Потому что сейчас вкладываться в грандиозные проекты губернатора никто не желает.