Сергей Сокол: Потенциал области огромен, все ресурсы есть – бери и делай

Шрифт

Советник гендиректора «Ростеха» рассказал о первых итогах поездок по Приангарью.

Советник генерального директора госкорпорации «Ростех» Сергей Сокол уже объехал треть Приангарья. Он не скрывает, что госкомпания рассматривает ряд крупных инвестпроектов, которые могла бы реализовать на территории области, но для этого необходимо глубоко изучить ситуацию изнутри. О первых итогах поездок по западу Приангарья Сергей Сокол рассказал на встрече с журналистами. По его словам, главное, что остается после встреч с людьми в районах – это оптимизм.

«Там огромное число людей, которые настроены на развитие, на то, чтобы работать, постоянно менять свою малую родину к лучшему. И таким людям хочется всячески помогать и поддерживать. И мы, безусловно, будем это делать», - отметил Сергей Сокол.

«ИркСиб» приводит выдержки из ответов советника.

Нужно расшевелить чиновников

Знаете, что объединяет территории, которые я успел посетить? То, что районы живут в значительном отдалении от Иркутска – я имею в виду не расстояния и километры, а взаимодействие по административным вопросам, управленческим. Главы поселений и районов рассказывают, что у них нет прочной связи с областной властью. Это касается множества аспектов – от финансирования краткосрочных и долгосрочных программ до вопросов конкретных отраслей, например, образования. Они очень радуются, когда входят в какие-нибудь рейтинги. Одна директор рассказала, что ее школа попала в первую двадцатку областного рейтинга на капремонт. Я спросил, а что это означает – когда будут ремонтировать? Она не знала – может, завтра, может, через год. И она не смогла сказать, почему в первой двадцатке, а не в десятке или тридцатке. Очень часто на местах отмечаются проблемы с коммуникациями. Многие главы территорий не принимают множество необходимых решений просто потому, что не знают, как. Их нужно многому учить.

Собственно, задача областной власти наладить эту системную координацию между всеми элементами управленческой системы в регионе. Увы, в этом плане серьезные проблемы. Здесь нужны принципиально иные подходы. Сегодня надо активно включаться во все бюджетные процессы, искать, добиваться, а потом эффективно и оперативно распределять на местах эти средства. В этом залог поступательного развития области.

Это, на мой взгляд, касается не только построения коммуникаций внутри области. Во взаимодействии с федерацией у Приангарья примерно та же ситуация. Недавно общался с одним из заместителей руководителя федерального Росавтодора. Он приводит такой пример: существуют три разных формата регионов. Первые – это активные. Как Татарстан. Они составом человек в 10-15 из депутатов, общественности, специалистов, приезжают в приемную, располагаются там, и не уходят, пока не получат то, за чем приехали. Их министры ходят тенью по коридорам. Говорят: «Не могу вернуться, пока не решу вопрос, иначе уволят». Таких регионов в стране мало, но они есть. Есть недобросовестные регионы. Это те, которые как-то обосновывают необходимость получить дополнительные деньги, правами и неправдами получают их, но тратят как попало и расходуют непонятно на что. И есть спящие субъекты вроде Иркутской области, от которой редко приезжают и мало и ненастойчиво просят. Могут получить больше, но не получают. И вроде всех все устраивает.

Надо быть по-сибирски жестче, настойчивее и по-современному технологичнее. Не надо выступать в роли просителей, которые время от времени появляются в Москве. Область должна предлагать масштабные проекты, которые будут содействовать развитию максимально большому количеству территорий и отраслей. В этом отношении область должна работать не только с бюджетными источниками, но активнее взаимодействовать с госкорпорациями, с крупным бизнесом.

Главные задачи Заксобрания

Поездки по западу области удивили тем, что там люди живут по красноярскому времени. Они ездят в красноярский аэропорт, чтобы улететь в Москву, ездят в кино в Канск. Даже за продуктами ездят в Красноярский край, потому что получается дешевле. При этом я не могу сказать, что у соседей все очень хорошо. То, что люди отсюда уезжают туда, говорит только о том, что нам нужно на территории и в Иркутске создать такие условия, чтобы было желание остаться или перебраться сюда, а не туда. И ресурсы для этого у области есть. Но самое интересное – это даже не Красноярск. Знаете, куда молодые люди уезжают из Тулуна? В Бурятию. Мне кажется, это уже звоночек к принятию срочных мер.

Причина мне видится в том, что работа правительства пока видна не на всех территориях. О том, как это происходит, уже сказано. И в этом свете, мне кажется видится, что основная задача Законодательного собрания – это активно включиться в процесс налаживания взаимодействия всех уровней власти, повышения качества управленческих процессов, изменения места и роли области в системе общефедеральных отношений.

При этом Иркутская область – регион с огромным потенциалом. Гораздо большим, чем у соседей. Приангарье может обеспечить себя абсолютно всем. Это колоссальное преимущество области перед другими субъектами и в плане жизни людей, и в плане инвестиций. Ведь если инвестор зайдет сюда, его деньги попадут не в черную дыру, а в работу с гарантированной отдачей. Другой вопрос – как привлечь инвестора, кто должен его привлечь, и что это будет за инвестор. В этом плане Заксобрание может сделать многое. Не в компетенции депутатов заключать соглашения и договоры между областью и компаниями, но парламентарии могут и должны помогать своими связями и ресурсами для выстраивания диалога заинтересованных сторон. Депутаты должны сформировать понятные для инвестора правила игры и последовательно контролировать соблюдение этих правил всеми участниками, как исполнительной властью, так и бизнесом. Здесь не может быть никакой политики, оглядки на партийную принадлежность, еще какие-то условности, когда конечная цель любой власти – улучшить качество жизни людей.

Если чиновника оставить один на один с собой, он вряд ли будет делать что-то сверх сил, по крайней мере, я таких никогда не встречал. А если его подталкивать и направлять, то будет. Но без войны. Я это особо подчеркну. Потому что любая война –это неконструктивно. В Иркутской области есть примеры, когда работа важнейшего социального блока стопорится, потому что один уважаемый депутат, входящий в руководство одного комитета, считает, что его основная задача – с утра до вечера пилить министра по делу и без. Он полагает, что тем самым зарабатывает политические дивиденды. Может, что-то и зарабатывает, но от этой активной деятельности ни ему, ни обществу нет реальной пользы. Было бы гораздо эффективнее и лучше всем, если бы он не просто перестал мешать работать, но и подсказал, что нужно сделать, и помог это сделать. Вот задача депутата Заксобрания – стать посредником между теми, кто принимает решения, и теми, кто ждет решения.

Инвесторы – не обязательно гиганты

Когда мы говорим о привлечении инвесторов в область, это не обязательно должны быть какие-то мегапроекты. В Усть-Илимске встретил людей, которые организовали производство иван-чая и его фасовку в красивой упаковке. Отличный товарный вид у продукта, и сам продукт отличный. В Чунском районе видел ребят, которые пробурили скважину, поставили оборудование и теперь разливают минеральную воду, которую продают в Красноярский край. Таким людям надо помогать, это тоже инвестиции, рабочие места и налоги в местный бюджет. Даже в Иркутске тяжело пробиться в бизнесе, а на территории – тем более. Ведь это нужно было вылезти из своего мироуклада отдаленной территории и попытаться реализовать идею. А потом ее не бросить.

Люди, которые хотят и могут это делать, есть везде, но им нужно помогать. Следует заставить местные власти на местах не гнобить старты, а развивать их. Для этого нужно, чтобы вся власть настроилась на вменяемую поддержку, начиная с главы какого-нибудь поселения. Предпринимателям необходимо показывать, что с них не будут трясти копейку по каждому удобному случаю, а будут холить, лелеять и развивать. И уже потом, когда предприятие встанет на ноги и финансово окрепнет, можно начать говорить о социальной ответственности бизнеса.

Есть множество открытых и скрытых рычагов влияния на ситуацию. Можно помогать местным производителям и косвенно. Вот, собралась купная сеть строить очередной супермаркет – ничто не мешает на уровне субъекта провести переговоры с владельцами сети, чтобы в этом новом супермаркете центральная полка была отдана местным товаропроизводителям. Любым товаропроизводителям, но местным. А власть со своей стороны помогла бы скорее оформить все необходимые документы. Это простейшая вещь, но она значительно влияет на инвестклимат всего региона.

У «Ростеха» множество проектов

«Ростех» в свое время и сейчас интересовался разными проектами на территории Иркутской области. Начиная аэропортом, заканчивая сырьевыми проектами. Теперь очень много и высокотехнологичных, больше связанных с аспектами социального обеспечения. Например, мобильные медицинские пункты на базе КАМАЗов, вертолетное обслуживание отдаленных территорий. Есть проекты, которые касаются цифровой экономики, систем общественной безопасности. Например, «Умный город».

Систему уже внедрили в нескольких городах, она серьезно влияет на качество жизни горожан. Причем, ее монтаж и ввод не стоит денег для муниципалитета – проекты реализуются по концессионному соглашению. «Умный город» включает в себя все – от фонарей до автоматизированной системы регулирования светофоров, в зависимости от траффика. А с учетом Иркутских пробок вопрос безусловно требует решения. Два года назад, когда проект внедряли в Москве, я думал, что Собянина за это снесут – дороги перекрывались, пробки были огромные, пыль стояла страшная. Зато сегодня, когда система уже отлажена, москвичи сами гордятся тем, как теперь организовано движение.

Вообще, проектов много. Сегодня Ростех – это не просто «оборонка»: танки, пушки, ракеты и тому подобное. Это огромное количество гражданской продукции, которая ежедневно помогает делать жизнь наших граждан лучше. Это тема для отдельного долгого разговора, который мы с вами проведем совсем скоро.

Люди готовы работать

Главное позитивное, что увидел по всей территории – это люди, которые готовы работать, и тянуть свой дом, землю вперед. Это касается и руководства большинства территорий, и бизнеса. Есть действительно активные и достаточно социально-ответственные предприниматели, с которыми хочется взаимодействовать, помогать. С этим нужно работать, потому что активно развиваться можно и нужно здесь. Повторюсь, потенциал области огромен, все ресурсы есть – бери и делай. Но надо этот потенциал развивать.

В любой точке Приангарья, где я уже был, безусловно, есть что исправлять, эти проблемы можно долго перечислять, но главное, что есть неравнодушные люди, которые готовы исправлять ситуацию, двигаться вперед. И мы обязательно в этом им поможем.

Сейчас Сергей Сокол находится в поездке по центральным районам Приангарья. Советник гендиректора «Ростеха» за два месяца посетит все районы области и крупные муниципальные образования.

ИА «ИркСиб».