Почему Евгений Юмашев больше не хочет управлять северным районом?

Шрифт

Кандидат в губернаторы 13 лет руководит городом золотодобытчиков, город пустеет.

Мэр города Бодайбо и Бодайбинского района Евгений Юмашев намерен участвовать в губернаторских выборах. Ранее о градоначальнике мало что было известно, и мы попробовали проанализировать, насколько он эффективный мэр и как живётся людям под его управлением. Вывод неутешительный: проблем в Бодайбинском районе хватает, а люди «делают выбор ногами». С тех пор, как Юмашев пришёл к руководству в 2007 году, население Бодайбо сократилось с 15,5 тысяч до 11,9 тысяч человек, то есть почти на четверть.

В информационном пространстве Иркутской области Бодайбо звучит, в основном, в разрезе криминальной хроники. Например, 31 марта у 56-летнего жителя многоквартирного дома в Бодайбо прорвало трубу. Его соседу это не понравилось и он забил монтировкой хозяина квартиры. За пару дней до этого случая в посёлке Крапоткин пропала без вести 14-летняя девочка. 1 апреля в суд ушло дело в отношении 34-летнего бодайбинца, который 15 лет назад убил собутыльника. 4 марта бодайбинский суд заключил под стражу четырёх местных жителей, подозреваемых в разбойных нападениях. Они ходили по центральным улицам, нападали на прохожих, избивали и грабили. Это краткая сводка всего за семь весенних дней. Так ли хорошо и безопасно живётся людям в «золотой столице Приангарья»?

Население города сократилось за годы власти Евгения Юмашева. Фото «Подслушано Бодайбо».

Программа по расселению аварийного жилья провалена

В «золотой столице» с 2014 года срывают выполнение программы по расселению аварийного и ветхого жилья. С 2014 по 2017 год объявлены 25 аукционов по приобретению жилья путём участия в долевом строительстве с последующей передачей квартир в муниципальную собственность. Из 25 аукционов 18 не состоялось, из-за отсутствия заявок. С горем пополам заключили 7 контрактов, два из них позже расторгли.

До 2025 года нужно расселить ещё 101 семью. Проблема в том, что новое жильё в Бодайбо не строится вообще, на вторичном рынке практически нет предложений. Программа по расселению аварийного жилья предлагает цену квадрата в 42 тысячи, застройщики готовы строить при цене 80 тысяч за квадрат. Выхода из ситуации пока не видно.

При этом бюджет Бодайбинского муниципального образования ежегодно утверждается с дефицитом 10%. Согласно бюджетному кодексу, это предельная величина дефицита для городских поселений. Включение дополнительных расходов на расселение аварийного жилого фонда отрицательно повлияет на сбалансированность бюджета. Районный бюджет, где обеспеченность лучше, в этом вопросе не помогает.

В прошлом году Бодайбо ещё раз «блеснул» в рамках программы расселения. Подрядчику заплатили из бюджета 300 тысяч рублей за утилизацию отходов и демонтаж фундамента аварийного дома. Потом выяснилось, что работы он не провёл. Подрядчик получил штраф 40 тысяч рублей, один год лишения свободы условно и арест на имущество. Возмещать 300 тысяч в бюджет он отказался.

Новое жилье в городе не строится. Фото «Подслушано Бодайбо»

Учителей не хватает

Дефицит учителей в школах района становится катастрофическим и это не преувеличение.  В 2019 году в Артёмовской и Кропоткинской школах не было учителей русского языка, в Балахнинской – учителей истории и естествознания, в Мамаканской – учителя английского. Вместо них предметы вели совместители, специалисты по другим предметам. Самая большая школа Бодайбо – СОШ №1 была не укомплектована учителями физики, русского, географии, математики, биологии, химии, информатики и начальных классов. В школе учится 967 детей.

Вместо профессиональных учителей в ней преподают специалисты управления образования города, МКУ «Ресурсный центр», МКУ «Централизованная бухгалтерия образовательных учреждений» и учителя из других школ, которые работают с огромной перегрузкой. Педагоги начальных классов вынуждены вести по два класса сразу.

Евгений Юмашев. Фото со страницы администрации Бодайбо в Facebook

Коронавирус покоряет «золотую столицу»

Когда в регионе объявили режим самоизоляции в связи с пандемией коронавируса, все сжали зубы и терпели. Несмотря на то, что экономика несла и до сих пор несёт убытки, главы муниципалитетов понимают – это вынужденная мера, потому что здоровье людей – дороже денег.

Мэр района Евгений Юмашев выступил с заявлением, которое по сути, является чистым популизмом. Фактически, он заявил то, что от него хотели услышать ковид-диссиденты: меры неоправданно жесткие, они ведут только к удушению бизнеса. На самом деле, администрация ничем не помогла бизнесу.

Очень скоро именно Бодайбо «полыхнуло». Здесь расположены золотодобывающие предприятия, на которых работает около 15 тысяч вахтовиков и это больше, чем население города. Кстати, местных жителей на вахту практически не берут и это именно тот вопрос, который мэр должен бы решать в первую очередь.

Из-за огромного количества вахтовиков, именно в Бодайбо режим самоизоляции нужно было поддерживать как можно строже. Но мэр решил, что доходы важнее. 24 июня в Бодайбо было 348 заразившихся. Больше – только в Усть-Куте, Иркутске и Иркутском районе. Два человека умерло от Covid-19. Среди заражённых, только 168 вахтовиков. Остальные случаи – уже результат внутреннего заражения.

В сухом остатке мы получаем следующее. В районе, который буквально стоит на золоте, имеет сбалансированный бюджет и предприятия, которые могут поддержать «социалку» – огромное количество проблем. При этом, нельзя сказать, что мэр просто не имеет ресурсов, чтобы их решать. Однако, есть примеры, когда в школах вместо учителей преподают чиновники и бухгалтеры. Дороги разваливаются ровно через месяц после сдачи в эксплуатацию и не чинятся годами. Новой массовой жилой застройки нет. Население главного города за последние годы сократилось на четверть. В городе не удаётся сдержать пандемию.

Однако, мэр этой территории намерен баллотироваться на губернаторских выборах. Где здесь логика, не совсем понятно. Хотелось бы, чтобы человек, который придёт управлять таким сложным регионом, как Иркутская область, мог похвастаться более серьёзными успехами. Во всей этой истории можно понятно лишь одно – почему Евгений Юмашев больше не хочет управлять северным районом.

ИА «ИркСиб».