152 человека лишились сбережений, вложенных в КПК «Экспресс-деньги».
Вкладчики не смогли добиться возврата денег, а недавно руководителя кооператива, обвиняемого в растрате, оправдали. С таким решением иркутяне не согласны, они намерены продолжить разбирательство.
Кредитный потребительский кооператив «Экспресс-деньги» обещал пайщикам доход 25-30% с вкладов, но финансовая организация обанкротилась. Учредителя кооператива Николая Герасимова обвинили в присвоении и растрате 116 миллионов рублей. На вину мужчины могли указать материалы уголовного дела – следователи направили его для рассмотрения в Кировский районный суд Иркутска.
Больше двух лет шло разбирательство, 11 августа 2020 года судья Мария Савкина вынесла вердикт, который поразил всех участников процесса – Герасимова оправдали. Судья приняла во внимание документы, утверждающие, что мужчина вернул в полном объеме деньги, взятые им из кассы кооператива. Но куда делись деньги и почему пайщики так и не получили свои вклады?
Документы, подтверждающие возврат денег в кассу, не получили правовой оценки, не проведены исследования об их подлинности и сроках изготовления, рассказали «ИркСибу» участники процесса. Потерпевшие, которые вдруг стали свидетелями, уверены, что бумаги не настоящие. А потерпевшими они перестали быть по решению судьи, поскольку деньги исчезли не из карманов пайщиков, а из кассы кооператива.
Вход в офис КПК «Экспресс-деньги»
«Одни обещания»
Пенсионер Григорий Свердлов потерял 600 тысяч рублей, вложенных в «Экспресс-деньги». О КПК мужчина узнал от супруги. Она рассказала, что вкладывала туда сбережения и получала проценты, поэтому и посоветовала мужу преумножить деньги от продажи машины и квартиры, чтобы помочь детям с покупкой жилья.
«Жена сказала, что проценты хорошие и выплачивают постоянно», - отметил мужчина.
Представители КПК аргументировали высокую доходность вкладов тем, что у них много клиентов, которые выплачивают займы с процентами. К тому времени компания работала более 15 лет.
Пенсионер получил проценты только один раз. После этого выплаты прекратились.
«Через два месяца спросил у них, почему деньги не выплачиваются. Мне ответили: «Мы прогорели». Потом просили подождать, обещали, что соберут долги и выплатят, но в итоге ничего. Одни обещания. Теперь ни денег, ничего нет», - рассказал «ИркСибу» мужчина.
Пенсионер писал заявления, неоднократно обращался к руководству КПК. Сначала обещали выплатить деньги, затем отправили в страховую компанию. Устав ждать, иркутянин обратился в полицию.
«Потом слышал, что дело направили в суд, но никаких извещений мне не приходило, в суд меня ни разу не пригласили. Я даже не знал, что дело рассматривается», - пожал плечами мужчина.
О том, что судья сменила его статус потерпевшего на свидетеля, мужчина тоже узнал позже. Но с этим решением он категорически не согласен, как и с вердиктом.
«О том, что Герасимова оправдали, я узнал недавно от знакомого, который тоже вкладывал деньги в КПК. Я с этим не согласен. Нас обманули, забрали деньги, как можно было его оправдать?», - возмущается пенсионер.
Документы в офисе кооператива
Неисполненные обязательства
Игорь Гланц лишился накоплений второй раз. В первый раз он стал жертвой банкротства Иркутского фондового центра. О кооперативе «Экспресс-деньги» пенсионер узнал из уличной рекламы, его привлекли высокие проценты, которые обещали вкладчикам – 25-30% годовых.
«Всего сделал три вклада на сумму 380 тысяч рублей. Перед этим я получил согласие семьи, но учитывая предыдущий опыт, пошел в страховую компанию, прихватив с собой книжку кооперативщика, встретился с сотрудницами, которые меня убедили, что все будет хорошо, что мой вклад застрахован. Когда я выходил оттуда, то обернулся и увидел плакат со слоганом «Наши обязательства выше обстоятельств», решил, что это хороший знак и сделал вклад без всяких сомнений», - рассказывает пенсионер свою историю.
Мужчина встретился с руководителем кооператива, он произвел на вкладчика хорошее впечатление.
«О том, что нас обманывали, узнал случайно - пришел снимать проценты с вклада и увидел полный коридор людей. Потом мне пришло почтовое уведомление о банкротстве КПК», - продолжил мужчина.
Руководитель успокаивал пайщиков и говорил, что кооператив получит долги заемщиков и рассчитается со всеми.
«Он дал мне записочку для бухгалтерии и мне выплатили 15 тысяч рублей. Все, больше я ничего не получал», - уточнил пенсионер.
Сразу после этого пожилой иркутянин обратился к юристу, поскольку посчитал, что у профессионала получится защитить его права.
«Я доверял российской правовой системе. И даже не сильно меня испугало это банкротство, был уверен, что вернут деньги. Но все оказалось иначе», - сказал мужчина.
На заседании суда мужчина побывал один раз.
«В зале присутствовало человек десять потерпевших. Я сидел рядом с Герасимовым, который ссылался на то, что его обманули, подвели и так далее. Но я считаю, что решение суда преступное, бросает тень на всю нашу систему правосудия», - добавил пенсионер.
Игорь Гланц узнал, что кооператив имел филиалы в других городах, в том числе в Томске.
«В Томске суд признал, что это страховой случай и вкладчики получат выплаты. В Иркутске же суд признал, что случай не страховой, поэтому никаких разговорчиков», - поделился иркутянин.
Печати, которые изъяли в офисе КПК
«Как его могли оправдать?»
Строитель Геварг Чуванян узнал о кооперативе от брата, который много лет вкладывал туда свои накопления. Мужчина сделал вклад 1,25 миллиона рублей - деньги от продажи дома и бизнеса в одном из поселков Приангарья. В Иркутск семья переехала после того, как старший сын поступил в университет.
«Мы собрали семейный совет и решили вложиться в КПК. Кажется, полтора года хорошо платили проценты, а потом все – из Центробанка пришло уведомление о том, что у «Экспресс-Денег» отозвали лицензию. Нам сказали расторгнуть договор с КПК, обещали, что через два-три месяца вернут все деньги, но потом был суд и прочее. Ничего так и вернули», - вспоминает мужчина.
Чуванян ходил на заседания суда, давал показания. Он вспоминает, что судья пригласила его словами: «Герой, подходи к трибуне».
«Стало немного обидно, почему она меня, как и любого гражданина России, не назвала по имени-отчеству. Что это такое, «Герой, иди сюда»», - возмущается иркутянин.
Вкладчик считает, что суд принял несправедливое решение.
«Сколько доказательств было в суде. Как его могли оправдать?» - поражается дольщик.
Потерпевшие рассказали, что в процессе знакомства с уголовным делом, узнали, что обвиняемый ранее был судим за продажу наркотиков в 2000-х годах. В документах сказано, что тогда в Иркутском областном психоневрологическом диспансере у Герасимова нашли заболевание и освободили от уголовной ответственности, заменив наказание принудительным лечением.
Отменили решение суда о принудительном лечении после решения судьи Октябрьского района с участием государственного обвинителя Марии Савкиной, которая теперь занимает пост судьи. Эта же женина оправдала подсудимого.
То есть именно она поддержала ходатайство врача психдиспансера о том, что Герасимов прошел лечение, уже не опасен и его можно выпустить на свободу.
Новое заключение комиссии экспертов областного психоневрологического диспансера по уголовному делу вызвало сомнения у следователей, поэтому они добились проведения повторной стационарной судебно-психиатрической экспертизы в Главном научном центре судебной и социальной психиатрии имени В.П. Сербского в Москве. Там Герасимова признали вменяемым. По заключению экспертов, мужчина абсолютно здоров, никаким хроническим, временным психическим расстройством, слабоумием, иным болезненным состоянием психики никогда не страдал.
«Работал честно, денег не брал»
Сам Николай Герасимов утверждает, что невиновен. По его словам, он не брал деньги вкладчиков, а бизнес был рискованным и для него, и для вкладчиков. Предприниматель утверждает, что работал честно.
Герасимов называет сотрудников прокуратуры «штампователями выдуманных преступлений» и обвиняет в кумовстве. Его позиция отражена в социальных сетях.
В качестве аргумента своей невиновности у него есть решение суда. А у вкладчиков больше нет денег и статуса потерпевших.
ИА «ИркСиб», скриншоты видео ГУ МВД России по Иркутской области.