«Российская газета» рассказала, почему с проблемой переселенцев не могут справиться в Братске и Черемхово.
27 июля в федеральном выпуске №7332 (166) «Российской газеты» вышла статья Алины Егоровой «Провинциальная безалаберность», в которой говорится, почему в некоторых регионах идет срыв исполнения программы, несмотря на стабильное финансирование и проработанные документы для решения поставленной задачи. «Только в прошлом году, по данным Счетной палаты РФ, регионам было выделено на строительство жилья 72,3 млрд рублей, а программа оказалась выполненной лишь на 33,6%, своих квартир не дождалось 250 тысяч семей», - отмечает автор. Там же в очередной раз упоминается Иркутская область.
Среди причин неисполнения программы переселения в полном объеме называются, помимо прочего, недобросовестные подрядчики, формализм в работе чиновников, которые отвечают за выполнение программы расселения. В случае с Иркутской областью речь идет «о популизме и неэффективном использовании бюджетных средств».
«Город Братск Иркутской области прогремел на всю страну в связи с угрозой неисполнения программы в срок. Что случилось? Администрация города пообещала жителям расселять их дома не по прописанному в госпрограмме принципу равнозначности, а с превышением площади ранее занимаемого жилья. По законодательству такое решение возможно, но при условии, что оно будет закреплено соответствующими муниципальными правовыми актами, а также обеспечено финансированием из городской казны либо из карманов переселенцев, - говорится в материале. – Однако этого сделано не было, о чем указала в своем заключение о проведенной проверке прокуратура Братска. В итоге выделенных на реализацию программы расселения денег Братску не хватило.
В конце июня в Братск к мэру Сергею Серебренникову нагрянула представительная комиссия в составе председателя наблюдательного совета государственной корпорации «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» Сергея Степашина и генерального директора Фонда Константина Цицина. Спустя месяц во время видеоселекторного совещания с правительством региона представители Фонда доложили, что власти Братска не торопятся исполнять взятые на себя обязательства по устранению нарушений по программе переселения. Неудивительно, что помимо высокопоставленных федеральных чиновников ситуацией в Братске серьезно интересуется и прокуратура».
Ситуация сложилась таким образом, что сегодня региональные власти вынуждены перечислять Братску дополнительные средства на завершение программы расселения.
И если вчера у всех на устах был Братск, то теперь в критическом ключе говорят и о Черемхово.
«И уж совсем попахивает очковтирательством история в городе Черемхово Иркутской области. По отчетам местный мэр Вадим Семенов не смог в полной мере выполнить взятые на себя обязательства, отчитавшись за меньшее число построенных квартир, чем следовало, оказалось, что у мэра около 200 новых квартир не были заселены.
Вот подробности этой истории, которые приводит региональная Служба финконтроля. Муниципалитет заключил с министерством строительства региона соглашение по переселению граждан из аварийного жилья. Бюджет Черемхово получил софинансирование из федерального и областного бюджетов в размере более 1,4 млрд рублей. Проверка показала, что из 372 квартир, которые нужно было расселить в 2014-2015 годах, мэрия смогла документально отчитаться лишь за 276. Более того, на момент проверки 191 квартира общей стоимостью свыше 330 млн рублей оказалась в «заначке». Для кого они «припрятаны»? «Указанные факты свидетельствуют об использовании бюджетных средств без достижения планируемого результата в установленный срок», - подчеркивается в представлении ведомства. На вопрос, куда делись «плановые» граждане для переселения, вразумительного ответа ни мэр Черемхово, ни его подчиненные дать не могут».
Теперь результаты проверки Служба финконтроля направила в прокуратуру «для правовой оценки и принятия по нему решения в соответствии с законодательством». Ситуация попала в поле зрения следственных органов. Однако следователи, похоже, пока не спешат предпринимать какие-либо действия, говорится в материале.
«Правительство и надзорные органы должны принять меры по устранению причин, не позволяющих добиваться максимального эффекта. И повысить спрос с чиновников, отвечающих за исполнение программы на местах», - заключает автор.
Людмила Богданович – руководитель службы государственного финансового контроля Иркутской области - прокомментировала озвученные в материале факты.
В газете освещены итоги проверки в ходе контрольных мероприятий, они изложены в принципе объективно, информация анализируется, мы размещали ее на сайте, ничего нового нет, эти факты имеют место быть, рассказала Богданович.
- Как давно выявлено факты по Черемхово?
- Контрольное мероприятие проводилось в начале 2017 года, в соответствии с планом контрольной деятельности, заслушивались результаты контрольного мероприятия на коллегии службы с участием представителей межведомственной комиссии, присутствал курирующий заместитель председателя правительства Болотов, представители МО в лице заместителей, уполномоченных мэром. Довольно подробно и конструктивно были обсуждены выявленные нарушения, связанные с недостижением целевых показателей и неполучением результата по использованным денежным средствам.
С марта пытаются принять меры по устранению нарушений. Но, как следует из информации, направленной в наш адрес курирующим министерством строительства, дорожного хозяйства, на сегодняшний день такая информация нам поступила 30 июня, ситуация пока кардинально не изменилась. Неиспользуемые жилые помещения стоят закрытыми и решается вопрос об отыскании граждан, которые до 1 января 2012 года проживали в аварийном жилье, но в программу не попали.
На самом деле реализация программы осуществлялась в тех объемах, которые возможны были для финансирования. Потребность в продлении программы имеется, поскольку аварийный жилой фонд большой. Как написано, известно, что программу будут продлевать.
Видимо, на сегодняшний день муниципалитет пытается за счет тех граждан, которые не попали в действующую программу в 2014, 2015,2016,2017 годах, восполнить желание переселить их за счет предполагаемых расселений других жилых помещений.
- Как сложившуюся ситуацию объясняют чиновники?
- Пояснения дают разные, но документально они не подтверждены. Говорят, что часть граждан умерли, кто-то уехал и т.д. На что минстрой обоснованно возражает и говорит о том, что в процессе реализации программы вопросы должны были решаться и соответственно вменять жилые помещения, переселять других граждан, но не с этапов 2014 - 2015 годов. Практически в 2015 году граждане должны были заселиться в 80 квартир из общей 191 квартиры. В ходе нашего контрольного мероприятия в марте 2017 года жилые помещения стояли пустые. Не полтора же года думать кого куда переселить.
- Будут ли применены штрафные санкции для области?
- Однозначно, поскольку область отчиталась перед Федерацией, что результаты достигнуты, люди переселены, которые предполагали переселяться в эти квартиры и проживают. Область отчиталась по материалам, которые представлены Черемховским муниципалитетом. В отчетах сказано, что все квартиры заселены, и граждане проживают в этих жилых помещениях. По всем квартирам предоставлены отчеты, что они заняты жильцами.
Это однозначно недостоверная отчетность, сокрытие фактов, реальных результатов, потому что федерация ровно так, как и субъект, как муниципалитет, обязана использовать бюджетные средства с достижением планируемых результатов. И если эти результаты не достигнуты, ставится вопрос о возврате средств, которые использованы до достижения результата, и применяются штрафные санкции, когда тем более представлены документы, которые не соответствуют действительности. Различные штрафные санкции применяются к бюджету субъекта, которые прописаны в специальном законодательстве.
Заседание коллегии проводится с участием представителей прокуратуры, членов вневедомственной комиссии, профильных министерств. И в установленном порядке, помимо того, что присутствуют на заседании представители прокуратуры, мы направляем в прокуратуру информацию в рамках соглашения. Часть информации поступила в иные правоохранительные органы. Материалы по Черемхово были переданы в апреле этого года по завершении всех подготовительных процедур, после прохождения коллегии. А по Братску материалы были направлены еще в прошлом году в прокуратуру Иркутской области, а по подведомственности они были направлены в прокуратуру Братска, поскольку мы уже информацию о принимаемых мерах получали уже из прокуратуры Братска. Например, они информировали нас, что по отдельным фактам заведено уголовное дело. По Черемхово из областной прокуратуры конкретной информации пока нет, какие там действия проводятся. Но по сообщению самих уполномоченных должностных лиц администрации Черемхово, которые присутствовали на коллегии, проходившей в июне (мы вторично возвращались к результатам устранения нарушений, которые мы в своих представлениях и предписаниях писали мэру), они сообщили, что прокуратура занимается этими вопросами.
ИА «ИркСиб», фото с сайта freepik.com.