Евгений Владимирский: «Банкротить «Автотранс» никто не позволит»

Шрифт

Начальник управления транспорта комитета городского обустройства ответил на обвинения в серых схемах с покупкой автобусов.

Неожиданным резонансом обернулась покупка в лизинг у компании «Питеравто» 40 автобусов МУПом «Иркутскавтотранс» для нужд города. Наблюдатели обратили внимание, что публично презентованные ПАЗы прибыли в Иркутск не с завода, а пришедшие ЛИАЗы какое-то время ездили по соседнему Ангарску. Тут же стали появляться версии о стремлении чиновников заработать на разнице в цене новых и подержанных лизинговых автобусов 60 миллионов, а затем обанкротить МУП «Иркутскавтотранс» и официально продать его за бесценок в счет долга компании «Питеравто». Начальник управления транспорта комитета городского обустройства администрации Иркутска Евгений Владимирский - о «серых» схемах с покупкой автобусов, трамваев, закупках ГСМ у единственного поставщика и о многом другом.

- Евгений Сергеевич, давайте сразу к сути — некоторые наблюдатели считают, что ваша текущая задача состоит в том, чтобы обанкротить МУП «Иркутскавтотранс» и продать его за символическую сумму компании «Питеравто». Прокомментируйте, пожалуйста.

- Никто не позволит обанкротить и продать «Иркутскавтотранс». Позиция мэра - не просто сохранять МУП, но и развивать его. Договор с «Питеравто» не кабальный, он нормальный, рабочий. Мы социально-ориентированное предприятие, которое занимается перевозками и рано утром, и поздно вечером, работаем на удаленных маршрутах с малым пассажиропотоком, на которые ни один частник никогда не зайдет. При этом у нас нет адекватного тарифа и нет субсидий в необходимом объеме. Но мы закупаем автобусы. Ситуация в МУПе сложная, но далекая от катастрофической. Город, ставя задачи перед предприятием, отмечу, планово-убыточном предприятием, абсолютно точно понимает, для чего он это делает.

- Тем не менее, ПАЗы не новые.

- Этим автобусам технически год-два. Текущий автопарк включает несколько автобусов 2003 года, остальные - старше. Нынешние «бэушные» машины гораздо лучше, чем все те автобусы, которые сегодня ездят по Иркутску. Мы, давайте признаем, возили и еще иногда возим людей на корытах, и при этом требуем, чтобы частники обновляли автопарк. То, что у корыта в порядке рулевое, тормоза и двигатель, не делает из него достойный пример муниципального транспорта. И мы ищем и находим возможность привезти в Иркутск обновленные автобусы.

- Но за них, с учетом лизинговых платежей, идет переплата.

- Текущее финансовое состояние предприятия – убыточное. Это обстоятельство, которое следует принять как данность, не позволяет нам брать дешевые кредиты и заключать дешевые договоры лизинга. Мы напрямую обращались в Государственную транспортную лизинговую компанию (ГТЛК), в Сбербанк- «Лизинг», в другие места. Они смотрели нашу текущую отчетность и все до единого отказали. Исходя из этого, мы рассмотрели коммерческий лизинг, потому что проблему нехватки муниципального транспорта нужно решать. И изначально мы хотели все эти автобусы взять в аренду по 50 тысяч рублей в месяц, но затем удалось договориться, что за 69,7 тысячи рублей в месяц мы в течение двух лет эти автобусы выкупим.

- Но контракт на три года.

- Это на случай непредвиденных рисков — если вдруг не сможем платить в срок в полном объеме. А мы можем. В месяц мы выплачиваем за лизинг всех 40 автобусов 2 миллиона 788 тысяч, и через два года машины становятся нашими. Если бы мы брали их по коммерческому кредиту из тех, что возможны, отдали бы по 2 миллиона 816 тысяч. Я не скрываю, что это автобусы не с завода, и что мы несколько переплачиваем, но эта переплата за все время составит около 600 тысяч рублей за автобус. Я слышал версию о том, что три месячных платежа — это один новый ПАЗик. Сейчас у нас на линии 40 этих ПАЗиков за 2,7 миллиона в месяц. Это при том, что с нами заключили договор без гарантий и поручителей. То есть нам доверяют, и партнеры уверены, что мы можем исполнять взятые обязательства в полном объеме.

- А если не сможете?

- Сможем. Но в крайнем случае договор лизинга можно расторгнуть в любой момент. Причем, с любой стороны — это прописано в условиях.

- Насколько покупка этих 40 автобусов оправдана? Это вообще ликвидный товар?

- Считайте сами: выручка с каждого автобуса – 110 тысяч рублей в месяц, плюс-минус 10. Получается так: мы списали старый автобус, поставили на его маршрут лизинговый, посадили водителя со старого автобуса. Таким образом мы сохранили автобус на маршруте, сохранили рабочее место водителя, увеличили выручку за счет того, что автобус постоянно на линии, а затраты на эксплуатацию машины снизили. Такой автобус гораздо реже ломается, он чистый, комфортный, приятный. Или просто выводим автобус на линию — он сам себя окупает. Безусловно, было бы лучше уйти на прямую договоренность с ГТЛК, но для этого у нас нет положительного финансового состояния. Так или иначе, мы платим за один лизинговый автобус почти 70 тысяч в месяц, он нам приносит 110 тысяч. Бюджет Иркутска при такой схеме вообще ни копейки не теряет.

- Пишут, что за «Иркутскавтотрансом» сейчас долгов на несколько сотен миллионов.

- Пусть пишут. Оперативная задолженность на 18 октября (дата беседы — прим. ред.) – 80 миллионов. Если бы мы получили все те субсидии, которые получали в прошлом году, долгов осталось бы 20 миллионов. Но подтвержденных субсидий у нас втрое меньше, чем годом ранее. Фактический баланс — вполне работоспособный. И я понимаю, к чему вы клоните. Мы неоднократно говорили, что все наши действия подконтрольны прокуратуре, КСП, и все, кто задает вопросы в категоричной форме, тоже могут обращаться и в прокуратуру, и куда угодно. Управление транспорта по запросу может подготовить подробнейший отчет о своей деятельности. Но никто из тех, кто сегодня нас огульно обвиняет в откатах и распилах, такого запроса не отправил — все обвинения строятся на домыслах и предположениях.

Прошу обратить внимание на еще один момент. Если рассматривать автобусное предприятие как коммерческое, и если бы директору поставили задачу вывести его в прибыль именно как коммерческое предприятие, мы бы отказались от половины маршрутов, сократили половину водителей, ушли бы на другое расписание. Но мы не можем себе такого позволить, потому что на неликвидные маршруты частники не пойдут, и в 11 вечера частников на линии не будет, а мы будем. «Иркутскавтотранс», к слову, в год платит налогов на уровне 60-80 миллионов. Никто из частников не платит такие суммы. А «Иркутскгорэлектротранс» и вовсе платит 140 миллионов налогов в год.

- Про «Иркутскгорэлектротранс» вовремя заговорили. Накануне кандидат в сити-менеджеры Улан-Удэ сообщил, что в Бурятии тоже рассматривали вопрос о доставке московских трамваев в республиканский центр, но от идеи отказались. Потому что, по словам кандидата, в Иркутск пришлют списанные трамваи 95-х годов.

- Я не могу говорить за кандидата в сити-менеджеры из соседней республики. Мы получим трамваи не списанные, а прошедшие капитальный ремонт. Сразу добавлю для интернет-аналитиков: стоимость доставки трамваев, с учетом перелета человека в Москву, проживание и сопровождение - 600 тысяч за машину. «Иркутскгорэлектротранс» за год собственными силами может капитально отремонтировать один-два трамвая. У нас будет сразу десять таких. И они тут же выйдут на линию.

- А когда они придут?

- Прямо сейчас готовятся к отправке. Будет две партии по пять вагонов.

- Трамвай приносит деньги?

- Если сравнивать автобусы, троллейбусы и трамваи, то последние – самый доходный вид транспорта, если не брать во внимание содержание рельсового хозяйства. С ним у нас проблемы, поэтому мэр ищет пути решения этого вопроса. Про трамвай вообще много разговоров. Автомобилисты в Иркутске выступают за его уход из города. Говорят, что нужно вкатывать рельсы в дорогу, чтобы было меньше пробок. Но мы уже вкатывали много где. Все равно автомобили заезжают на трамвайные пути, устраивают там ДТП, в итоге стоят и машины, и трамваи. Я считаю, трамвайную линию нужно выделять отдельной полосой. Потому что этот вид транспорта при любом стечении обстоятельств даже в часы пик от остановки до остановки ходит быстрее личных авто. Если грамотно развивать это направление, мы реально добьемся уменьшения пробок в городе. Просто за счет того, что комфортный муниципальный рельсовый транспорт сможет конкурировать с автомобилем.

- Следующий вопрос про топливо. Наблюдатели усмотрели коррупционную составляющую с контрактами МУПов и «Байкал-Центрума». Это единственный поставщик, закупка проводится без конкурса.

- Условия поставки ГСМ публикуются на Госзакупках, конкурс открыт для абсолютно всех участников. Другое дело, что кроме «Байкал-Центрума» никто не хочет в конкурсах участвовать. Объявляется, например, параметр: мы хотим закупить дизельное топливо в таком-то количестве, а далее следует строчка «Срок отсрочки – столько-то дней». Эта строчка добавляется исходя из экономического положения предприятия. Условно говоря, мы сегодня берем топливо, но рассчитываемся за него послезавтра. Это экономическая реальность, от которой не уйти. И никто, ни один другой поставщик топлива, кроме «Центрума», который взаимодействует с МУПами с 2014 года, на такие условия с нами не идет. Именно поэтому мы работаем с ними, а не потому, что закладываем в контракты «серые» схемы. Если бы у нас была возможность здесь и сейчас оплачивать ГСМ, мы работали бы на других условиях. Странно читать про сговор, зная, что нам элементарно нечем платить за этот сговор. Вот и вся ситуация. Мы даже с гигантской Роснефтью не смогли заключить контракт, несмотря на то, что у них заправка рядом с нашей базой на Тухачевского — нам это было бы очень удобно. Они не рассматривают варианты с рассрочкой дольше двух недель. То есть в принципе сразу говорят «нет», хотя там и дешевле. А за две недели мы расплачиваться не можем.

- Давайте вернемся к «Питеравто». Зачем им передавать автобусы в лизинг, если они могут зайти в Иркутск самостоятельно на своих автобусах?

- О том, что есть транспортные компании, которые хотят зайти в Иркутск, я говорю постоянно. Объявлял это и перевозчикам. Зачем? За тем, что если они не начнут обновлять автопарк, если не прекратят войны, суды, не сядут за стол переговоров, чтобы начать уже наконец формировать нормальный цивилизованный рынок пассажирских перевозок, то их вытеснят иногородние транспортники, которые умеют работать. Ничто не мешает любой питерской, московской транспортной компании зайти на иркутский рынок на новых автобусах и заместить местных перевозчиков. Конкурсные документы для выхода на маршруты мы собираем месяц. Неужели иногородние не заявились бы на эти конкурсы? Заявились бы. Но есть определенные договоренности, чтобы они позволили работать нашим перевозчикам. Для этого от местных требуется начать работать цивилизованно. Мы этого от них добиваемся, даем время на пересмотр своих бизнес-стратегий, если они у них вообще есть. Отмечу, что у нас очень немного действительно заинтересованных в развитии перевозчиков. У них дисциплинированные водители, строгий медицинский и технический контроль, они покупают новые автобусы. Таких, к сожалению, единицы.

- Они обосновывают текущую ситуацию тем, что тариф на перевозки неадекватно мал.

- Частники не смогли обосновать повышение. Потому что они в большинстве своем работают в тени, дают очень мало подтверждающих документов о реальных расходах. Как пример, частнику привезли топливо за 28 рублей, он тут же наличкой за него расплатился и вышел на маршрут. Ни продавец, ни покупатель никаких денег в бюджет с этой сделки не заплатят. А маршрутка вышла, она зарабатывает на линии. В это же время МУП, скажем, отдает 35 рублей за литр и еще со всех финансовых операций платит налоги. И вот частный перевозчик требует поднять стоимость проезда до 37 рублей, но обосновать может 21 рубль.

- Вы подводите к тому, что следует ждать резкого скачка цен?

- Помимо финансового обоснования в стоимости проезда есть и политический момент. Решение принимаются не мной.

- В целом, понятно. Давайте в конце в общих чертах уточним, над чем сейчас работает Управление транспорта?

- Прямо сейчас заканчиваем формировать переход на две смены в общественном транспорте. Это позволит гарантировать функционировать трамваям, троллейбусам и автобусам бесперебойно до 23-23.30. Постепенно идет замещение состава с изношенными салонами — пассажирам должно быть комфортно. Третье — завершаем отладку сайта gis.irkobl.ru/irkbus. На нем сейчас отображается около 60% иркутского пассажирского транспорта в реальном времени. Муниципальный там есть весь, а с частниками еще возникают сложности. Думаю, скоро этот вопрос решим.

- Спасибо.

- И вам.

ИА «ИркСиб», фото со страницы Евгения Владимирского в facebook.